Этот день в истории Арктики – 15 июля
15 лет назад стартовала арктическая экспедиция на судне «Академик Фёдоров», 95 лет назад – на судне «Георгий Седов», а 255 лет назад родился кораблестроитель Андрей Михайлович Курочкин

15 июля 2010 года стартовала арктическая экспедиция на судне «Академик Фёдоров».
Из Санкт-Петербурга отправилось судно «Академик Фёдоров» с экспедицией на борту, имевшей задачей установить внешние границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.
Корабль направился в Архангельск, там экспедицию пополнила основная группа участников, и они отплыли в Арктику. Впереди шел атомный ледокол «Ямал». Экспедиция продолжалась более ста суток. Возглавлял работы Артур Чилингаров.
Подробнее о вопросе о разграничении арктического шельфа можно прочитать в публикации GoArctic.
15 июля 1930 года стартовала арктическая экспедиция на судне «Георгий Седов».
На ледокольном пароходе «Георгий Седов» под руководством Отто Шмидта и Владимира Визе советские исследователи отправились из Архангельска изучать архипелаг Северная Земля. Проект исследований составил годом ранее полярник Георгий Ушаков.
Экспедиция впервые исследовала северную часть Карского моря; были открыты острова Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта, архипелаг Седова. На Северной Земле во главе с Георгием Ушаковым была высажена группа зимовщиков, которые за 2 года прошли на собачьих упряжках 5 тысяч километров и составили полную карту архипелага. Экспедиция сыграла важную роль в истории исследований Арктики.
На портале GoArctic есть статья, в частности, и об этом – «С чего начинались полярники».
15 июля 1770 года родился кораблестроитель Андрей Курочкин.
Андрей Михайлович Курочкин (1770–1842) родился в Новгородской губернии, где его отец служил в артиллерии. С молодых лет он и сам служил в морской артиллерии. Вскоре он проявил незаурядные способности корабела, строителя.
В 1793–1794 годах Курочкин самостоятельно построил 6-пушечные бомбардирские катера «Гремящий», «Непобедимый», «Этна» и «Сопка» на Санкт-Петербургской верфи. За постройку линейного корабля «Сильный» на архангельской верфи получил награду от императора. 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи в Архангельске Курочкин заложил 66-пушечный линейный корабль «Мощный». 10 июля 1819 года Курочкин спустил на воду 16-пушечный военный парусный бриг «Новая Земля», который строился специально для арктических плаваний, и в связи с этим имел усиленную обшивку. В 1821–1824 годах бриг под командованием Ф. П. Литке изучал побережье Кольского полуострова и архипелага Новая Земля. А на счету Курочкина за десятилетия работы значились десятки построенных кораблей…
Выдающийся кораблестроитель похоронен в Архангельске.