Этот день в истории Арктики – 19 мая
120 лет назад родился рыбовод Виктор Азбелев, 124 года назад родился выдающийся русский геолог Юрий Билибин, а 180 лет назад экспедиция сэра Джона Франклина отправилась из Англии в Арктику

19 мая 1905 года родился рыбовод Виктор Азбелев.
Виктор Викторович Азбелев (1905–1968) – ихтиолог-рыбовод, специалист в области биологии лососёвых рыб (горбуша, кета, нерка, кижуч).
Как ихтиолог-рыбовод начал работать на Камчатке, занимался вопросами биологии и промысла проходных лососевых. Позже много лет работал в Полярном научно-исследовательском институте морского рыбного хозяйства и океанографии. Занимался изучением жизненного цикла сёмги и вопросами её искусственного воспроизводства.
Участник многочисленных экспедиций на реки и озёра Мурманской области. Автор около пятидесяти научных работ, не потерявших актуальности. Прежде всего, это монография «Материалы по биологии сёмги Кольского полуострова и её выживаемости» (1960).
19 мая 1901 года родился выдающийся русский геолог Юрий Билибин.
Юрий Александрович Билибин (1901–1952) родился в Ростове Великом в семье военного. Во время Гражданской войны служил в Красной армии – как и отец, в артиллерии.
После окончания Ленинградского горного института, в 1926 году, Билибина направили в Якутию, на берега Алдана. Он работал в тресте «Алданзолото», два года возглавлял съёмочно-поисковые работы в Алданском золотоносном районе.
В следующей экспедиции Юрий Александрович был начальником. 4 июля 1928 года на побережье Охотского моря высадилась 1-я Колымская экспедиция. Участники экспедиции упорно копали в вечномёрзлой земле первые шурфы, промывали первое золото и чертили первые географические карты этой местности.
Билибин первым в истории геологии применил статистический метод, просчитывая, сколько золота может дать Колыма, если по-настоящему поставить здесь разведку и добычу. Полученные цифры, по выражению самого Юрия Александровича, приводили его в «священный ужас». И самое удивительное, что эти расчёты оправдались! «Вексель, выданный Билибиным, оплачен», — рапортовали ещё до войны, когда колымские прииски стали давать больше золота, чем Калифорния. Имя Билибина стало легендарным для всех советских геологов. Он придал русскому Северу золотой блеск.
После 1935 года Юрий Билибин уже не выезжал в длительные экспедиции. В 1936 году он закончил свой научный труд «Основы геологии россыпей», опубликованный в 1938 году и получивший международное признание. Он первым систематизировал работу геологов с россыпными месторождениями – конечно, с применением своего алданского и колымского опыта.
Более подробную биографию геолога, изменившего судьбу северо-востока России, читайте на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».
19 мая 1845 года экспедиция сэра Джона Франклина отправилась из Англии в Арктику.
Целью плавания было завершение открытия Северо-Западного прохода. Однако экспедиция на двух судах с чарующими названиями «Эребус» и «Террор» со 129 членами экипажа пропала. Это стало главной арктической загадкой XIX века.
Экспедиции долго подбирали командование: многие заслуженные мореходы отказывались от такой чести по разным причинам. В итоге коммодором и капитаном судна «Эребус» был назначен пятидесятидевятилетний сэр Джон Франклин – бывший лейтенант-губернатор Тасмании, а капитаном корабля «Террор» – ирландец Фрэнсис Крозье. Оба капитана имели значительный опыт арктических экспедиций.
«Эребус» и «Террор» были мощными военными кораблями, обеспеченные новейшей технологией викторианского периода. Перед экспедицией их корпуса обшили стальными пластинами, а оба судна стали первыми кораблями Королевского флота, на которых были установлены паровые двигатели.
Тщательно подготовились и к суровым условиям Арктики. Например, чтобы защитить винт от ледовых масс была установлена система, которая позволяла его встроить в корпус. Современники экспедиции признавали, что ещё ни одно путешествие не сопровождалось таким огромным количеством специальных технологий и даже роскошью. Ради комфорта экипажа в полярных условиях корабли оборудовали системой внутреннего обогрева, в офицерских каютах стояли столы из красного дерева, а столовые приборы были серебряными.
Исследователей обеспечили запасами продовольствия минимум на три года. Кроме обычных продуктов, таких, как мука или мясные консервы, на суда погрузили 4,5 тыс. литров лимонного сока, который должен был защищать от цинги, несколько тонн чая, шоколада, алкогольных напитков (в основном рома, водки и вина) и табака.
Удивительно, но участники экспедиции не запаслись хоть сколько-то серьёзным арсеналом оружия. Хотя бы для охоты на наземных и морских млекопитающих. В путешествие взяли всего несколько ружей, да и то, чтобы разнообразить меню исследователей блюдами из птицы.
После коротких остановок на шотландских Оркнейских островах и в Гренландии, суда направились в арктическую Канаду сквозь лабиринт островов и полуостровов, надеясь найти путь в Тихий океан. 26 июля 1845 года на своём пути они встретились с двумя китобойными судами. Это был последний контакт экспедиции с европейцами. С тех пор их больше никто не видел и не слышал.
Читайте о трагической судьбе экипажей «Эребус» и «Террор», об артефактах с затонувших кораблей и мифах, окутывающих экспедицию сэра Джона Франклина, на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».