Этот день в истории Арктики – 20 марта
225 лет назад родился выдающийся полярный исследователь Пётр Кузьмич Пахтусов, 77 лет назад начала работу высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2»

Недолгая, но яркая жизнь знаменитого исследователя Арктики Петра Кузьмича Пахтусова (1800−1835) была посвящена изучению и освоению арктических земель и берегов.
Пахтусов был спутником мореплавателя, географа Федора Петровича Литке - легендарного исследователя Новой Земли, в 1821 году предпринявшего первую из четырех экспедиций на архипелаг.
А в 1829 году Пахтусов представил свой план исследований Новой Земли. Его первая экспедиция на архипелаг прошла в 1832−1833 годах, вторая — в 1834−35-м. В этой второй и последней экспедиции к Новой Земле, которая продолжалась 440 дней, с июня 1834 по октябрь 1835 года, Пахтусов провел геодезическую съемку и опись южного берега Маточкина Шара; им были проведены астрономические наблюдения для установления точного расположения пролива; описан восточный берег Новой Земли на 160 километров к северу от пролива. Экспедиции удалось достичь 74°24′ северной широты и описать открытые острова. Но в конце марта их судно было сдавлено льдами и затонуло. Команда спаслась, однако многие заболели, Пахусов в том числе. Простудная лихорадка, заработанная в экспедиции, преждевременно оборвала жизнь путешественника – в ноябре 1835 года он умер и похоронен в Архангельске. Открытые экспедицией острова были названы островами Пахтусова.
Кроме работ на Новой Земле, Петр Пахтусов провел сложную топографическую съемку дельты Печоры. Им было произведено подробное картографирование побережья Северного Ледовитого океана от Канина Носа до острова Вайгач. Он первым сделал детальные гидрографические описания и первые промеры глубин Белого моря. Принимал участие в картографировании острова Колгуев.
Его именем названы не только острова, но и горы, озеро, пролив, улицы и пароход. В 1886 году в Кронштадте установлен памятник Петру Пахтусову — в руке исследователь держит карту Новой Земли.
Высокоширотные воздушные экспедиции — советские научные и транспортные экспедиции на Север, которые проводились с помощью авиации. В 1937-м, в 1948-50-х и с 1954 по 1993 годы экспедиции назывались «Север» с указанием их порядкового номера. Первая высокоширотная воздушная экспедиция «Север», которой руководил О. Ю. Шмидт, проведена весной 1937 года. Ее участниками была организована в районе географического Северного полюса первая дрейфующая станция. Прерванные войной исследования ВВЭ в Арктике возобновились в 1948 году.
В программе исследований второй ВВЭ «Север-2» в 1948 были, в частности, полеты на самолетах времен Второй мировой войны Ли-2, Ил-12, Пе-8 с посадками на дрейфующий лед. Командовал экспедицией генерал-майор авиации Александр Кузнецов, заместителем начальника был назначен геофизик Михаил Острёкин. Среди полярных летчиков, принявших участие в экспедиции, — Михаил Водопьянов, Иван Черевичный, Михаил Титлов.
23 апреля 1948 года полярные исследователи Павел Гордиенко, Павел Сенько, Михаил Сомов и Михаил Емельянович Острёкин по воздуху были доставлены на точку с координатами 90 градусов северной широты. Затем тот же самолет забрал их обратно уже в качестве первых в мире людей, с абсолютной достоверностью побывавших в этой точке Северного полюса.
Среди важнейших достижений экспедиции «Север-2» — открытие океанографом Я. Я. Гаккелем и его коллегами по экспедиции подводного хребта в Северном Ледовитом океане, названного в честь М.В. Ломоносова. Принадлежность хребта сейчас оспаривают три арктических государства: Россия, Дания и Канада.