Этот день в истории Арктики – 22 июля
89 лет назад самолет «СССР-Н2», пилотируемый Василием Молоковым, начал полет, проложивший авиатрассу через весь Северный морской путь, 89 лет назад на острове Удд завершился перелет Валерия Чкалова, а 132 года назад началось первое путешествие плавучей лаборатории Фритьофа Нансена

22 июля 1936 года самолет «СССР-Н2», пилотируемый Василием Молоковым, начал полет, который встал вровень с другими выдающимися первопроходческими полетами СССР в 1930-е годы – он проложил авиатрассу через Северный морской путь.
31 000 км преодолел самолет: полет начался в Красноярске, проходил через Якутию, Камчатку, Чукотку, через всю трассу Севморпути, Москву и заканчивался возвращением в исходную точку в Красноярске.
Этот полет равен по значению беспосадочным перелетам В. П. Чкалова на Дальний Восток и в США в 1936 и 1937 годах, воздушной экспедиции «Север» по высадке папанинцев на Северном полюсе и другим выдающимся проектам СССР в 1930-е годы. И если Севморпуть по морю уже был пройден неоднократно, то воздушной трассы проложено еще не было.
Важно отметить, что полет В.С. Молокова в 1936 году важен не только рекордом, но и практической пользой – GoArctic рассказал об этом.
22 июля 1936 года на острове Удд завершился перелет Валерия Чкалова.
Этот рекордный перелет проходил в тяжелых метеорологических условиях. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория (82-й градус северной широты). Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25. Полет завершился 22 июля 1936 года на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре.
АНТ-25 за 56 часов 20 минут преодолел 9374 километров пути, из них над Баренцевым морем, Северным Ледовитым океаном, Охотским морем пролетел 5140 километра. Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза.
Более подробно о перелёте Валерия Чкалова читайте на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».
22 июля 1893 года началось первое путешествие плавучей лаборатории Фритьофа Нансена.
Норвежский полярный исследователь, океанограф, спортсмен и зоолог Фритьоф Нансен предложил план арктической экспедиции на небольшом, но прочном судне. Было построено судно «Фрам», ставшее плавучей лабораторией.
Его конструктором стал выдающийся норвежский судостроитель Колин Арчер. «Фрам» в переводе на русский означает «Вперёд». Таков и был девиз полярников. Эта деревянная парусно-моторная шхуна была построена специально для Арктики, она была предназначена в том числе и для дрейфа во льдах. «Фрам» считается самым крепким деревянным судном в истории.
Исследователи отплыли из залива Пиппервик и направились в Баренцево море, затем – в Карское. К сентябрю «Фрам» достиг Таймыра.
Более подробно о том, как проходила первая дрейфующая экспедиция Фритьофа Нансена по ледяным морям смотрите и читайте на сайте мультимедийного проекта «Герои Арктики».