Как работают спасательные и противопожарные службы в Архангельской области
Большие расстояния, низкие температуры, мощные паводки, лесные пожары в глухих местах, помощь пострадавшим на СМП
Фото: Илья Тильман / пресс-служба ГУ МЧС России по Архангельской области
В России каждый регион обладает своей спецификой. Арктика – не исключение, и сегодня мы рассмотрим особенности работы спасателей в условиях Арктики на примере Архангельской области.
Особенности северных регионов
Северные регионы характеризуются в первую очередь большой площадью и малой численностью населения. Транспортная инфраструктура в арктических регионах развита плохо, так, в Архангельской области всё ещё остаётся множество удалённых населённых пунктов, связь с которыми осуществляется, например, только по узкоколейной железной дороге либо зимой по зимнику. Протяжённость Архангельской области с севера на юг составляет 600 км, с востока на запад – 700 км, а если учесть Ненецкий автономный округ, то и все 1650 км. Как в таких условиях организовать нормальное функционирование структур МЧС? На этот вопрос отвечу ниже.
Другой особенностью региона является наличие большого количества крупных рек (одна только Северная Двина чего стоит), которые во время весеннего ледохода доставляют много забот и местным жителям, и сотрудникам спасательных служб. Исторически сложилось так, что все посёлки строились на берегах рек, и во время ледоходов и паводков оказываются под угрозой. Поэтому каждый год спасательные службы заранее проводят необходимые взрывные работы на реках, ускоряя прохождение льда, а также занимаются эвакуацией жителей пострадавших посёлков в пункты временного размещения. Это ежегодная большая и комплексная работа. В области функционирует комиссия по чрезвычайным ситуациям, в которой отдельно создана оперативная группа по паводкам.
Фото: Илья Тильман / пресс-служба ГУ МЧС России по Архангельской области
Третьей особенностью арктических регионов (в частности, Поморья) являются низкие температуры и долгие зимы. Так, в Архангельской области выделяются три климатических пояса: арктический, субарктический и умеренный. И здесь стоит упомянуть специальный экспериментальный автомобильный комплекс (проходит испытания в Архангельской области), позволяющий в случае аварии в системе отопления напрямую подключиться к этой системе (непосредственно к котлу) и поддерживать высокую температуру воды в трубах. Эту же машину можно использовать и как источник электричества. Ещё лет десять назад архангельские спасатели не могли работать в сильный мороз электроинструментом (например, резать металл специальными кусачками), так как аккумуляторы быстро разряжались, но за минувшее десятилетие технологии шагнули вперёд, и теперь такие инструменты можно использовать даже в Арктике.
Четвёртая особенность, присущая именно Архангельской области, – это большое количество лесов. Лес занимает три четверти площади региона, и если весной МЧС борется с паводками и их последствиями, то летом основная работа заключается в предотвращении и ликвидации лесных пожаров. В удалённых от Архангельска маленьких поселках созданы добровольческие пожарные дружины. Точки возгорания контролируются спутниками, информация с них со всей России передаётся в Москву, а оттуда – в Архангельск и дальше по посёлкам.
Пожарная машина. Фото: Анна Григорьева
Силы и средства противопожарных и спасательных служб
Стандартные нормативы (количество спасателей на душу населения, время прибытия на пожар и т.д.) легко исполняются в центральных регионах страны; здесь же, на Севере, они требуют или изменений (чтобы подстроиться под местную специфику), или нестандартных решений.
Норматив прибытия в условиях города на вызов не должен превышать 10 минут, в сельских условиях – 20 минут. Теперь рассмотрим ситуацию, когда на одной реке друг напротив друга стоят две деревни. По прямой расстояние между ними может составлять несколько сотен метров, а по дороге – километров 20–30, так как моста через реку нет. В таких условиях выполнить норматив невозможно. Создавать отдельную пожарную часть в каждой деревне нецелесообразно. Поэтому в своё время было принято решение организовать добровольческие пожарные команды, финансируемые и обеспечиваемые средствами за счёт самого субъекта РФ.
Добровольцев, как правило – из числа местных жителей самых удалённых посёлков, не только обучают, но и субсидируют, обеспечивают спецодеждой, техникой и оборудованием (боёвки, мотопомпы, рукава, пожарные машины).
Ежегодно в области открывается 8–10 новых добровольческих подразделений, плюс нужно обучать новое пополнение в уже существующих отрядах. Так, к концу 2023 года в Поморье было создано 199 добровольческих команд, которые прикрывают собой 93% Архангельской области. Зарплаты добровольцы не получают, на то они и добровольцы. В них обычно идут либо физически крепкие пенсионеры, либо сотрудники местных предприятий.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Архангельской области
Северный морской путь
В Архангельской областной службе спасения им. И. А. Поливанова было создано подразделение пловцов-спасателей для работы в Белом и Баренцевом море. Оно было сформировано по примеру норвежских и американских отрядов. Оборудование на момент создания отряда в России ещё не выпускалось, поэтому заимствован был не только зарубежный опыт проведения спасательных работ в арктических морях, но и специальные средства (американские костюмы, корзины, носилки). Обучение архангельские пловцы-спасатели проходили на одной из баз в Норвегии.
Интересный момент: в России одним из основных «рабочих вертолётов» является Ми-8, он же используется и при проведении спасательных работ на море. В Норвегии для таких операций эксплуатируется Sea King, и его главная особенность заключается в том, что он способен автоматически удерживать позицию над спасаемым, чтобы спасатель мог десантироваться, уложить пострадавшего на носилки и вместе с ним подняться на борт вертолёта – и всё это при волнении на море и сильном ветре. У Ми-8 такой функции, к сожалению, нет. Зато наши пилоты научились вручную контролировать позицию вертолёта!
На случай, если на Северном морском пути терпит бедствие морское судно, в службе спасения есть свои спасательные суда, а в морской службе спасения и ледоколы. Но бывают случаи, когда нужно госпитализировать члена экипажа (аппендицит, например), и самый быстрый вариант – это эвакуация воздухом; вот тут-то и нужны пловцы-спасатели. Они вылетают на вертолете к судну, с которого нужно снять человека, и спускаются с зависшего в небе вертолёта на палубу, если это возможно, а если невозможно, то прямо в море.
Данную составляющую службы спасения важно и нужно развивать дальше во всех арктических регионах. Это позволит обеспечить безопасность на всём протяжении Северного морского пути.
Северный морской путь. Фото: Анна Григорьева
В заключение
В такой короткой статье трудно охватить все нюансы и аспекты работы спасателей на Севере, но автор постарался рассказать о главных из них: большие расстояния, низкие температуры, мощные паводки, лесные пожары в глухих местах и, наконец, помощь пострадавшим на Северном морском пути.
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic