Какие тайны продолжает хранить Мангазея?

Туризм
Валентин Юшкевич
18 Февраля, 2021 | 06:33
Какие тайны продолжает хранить Мангазея?
Кремль и посад Мангазеи. План-реконструкция М. И. Белова, Н. Г. Ракова. 1980. Источник: Большая российская энциклопедия

В петербургском Представительстве Ямало-Ненецкого автономного округа состоялась презентация экспедиции «Тайны Мангазеи 2021» – проекта группы энтузиастов, намеревающихся повторить под парусами, на вёслах и волоком путь русских промысловиков XVII века. Проект поддерживает ряд организаций и компаний, в том числе и Проектный офис развития Арктики (ПОРА).


На сегодняшний день о самой Мангазее известно достаточно много. Это первый русский заполярный город, срубленный на вечной мерзлоте на реке Таз в самом начале XVII века. За короткое время он превратился в «златокипящую государеву вотчину», поскольку обеспечивал российскую казну сибирской пушниной. Важно понимать, что меха на тот момент составляли более четверти всех доходов российской казны. Но забвение Мангазеи оказалось не менее стремительным, чем её расцвет. Спустя всего два десятка лет, молодой царь Михаил Романов издал указ о запрете передвижения по Мангазейскому морскому ходу, тем самым лишив острог своего главного преимущества. Он перестал быть отправной торговой точкой, к которой можно добраться по Северному морскому пути.

Простояв ещё несколько десятилетий, деревянный город постепенно приходил в упадок, пока, наконец, в 1672 году на месте Туруханского зимовья (в 28 верстах от Енисея) не был заложен город Новая Мангазея, куда перебрались гарнизон стрельцов и оставшиеся жители «старой» Мангазеи. 

Именно эти две стёртые с современных карт точки и стали главными для экспедиции, которая намеревается под парусами (а если понадобиться, то и бечевой) пройти тем забытым путем. 

По словам главного идеолога и научного руководителя экспедиции Вячеслава Калинина, место для презентации проекта было выбрано далеко не случайно: 

«На территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа находится городище той самой Мангазеи, а что касается Санкт-Петербурга, то здесь, в Институте Арктики и Антарктики, работал легендарный историк, профессор Михаил Белов, который в 60-70-е годы ХХ века провёл там три археологических сезона и, собственно, открыл Мангазею всему миру. В ААНИИ до сих пор находится коллекция найденных им предметов (например, шахмат), которые прекрасно сохранились благодаря вечной мерзлоте. Кроме того, петербургский филиал библиотеки РАН располагает самым крупным массивом документов по истории Мангазеи, и ещё часть материалов хранится в Кунсткамере».

WhatsApp Image 2021-02-17 at 15.45.51.jpeg


На презентации речь шла в основном о завершающем, третьем, этапе экспедиции, которая для самого Вячеслава Калинина и его соратников началась в 2015 году. Тогда они просто побывали на городище и окончательно «заболели» идеей повторить путь русских землепроходцев.

В 2018 году на моторных лодках группа попыталась пройти весь маршрут, но оказалось, что в июле по малой воде из-за речных порогов дойти до озера Перевальное, от которого открывается прямой путь к Новой Мангазее, практически невозможно. 

Через год, сделав необходимую поправку и стартовав сразу за ледоходом, в самом начале июня 2019 года группа достигла вожделенного озера, а затем и устья реки Турухан, впадающей в Енисей. То есть выполнила задачу второго этапа, пройдя древним путем на современных лодках. 

«Это абсолютно экстремальный маршрут. Бездорожье, безлюдные места. Во время той экспедиции многие участники получили травмы, сбили себе руки, промерзли. Там надеяться можно только на себя. Зато можно по полной прочувствовать на себе что испытывали во время подобных походов наши предки», - поделились воспоминаниями участники экспедиции, а для наглядности порекомендовали посмотреть фильм «Волок Ерофея Хабарова», снятый в ходе экспедиции-2019, и успевший стать победителем на Московском международном кинофестивале «Вертикаль».

Источник: Ямбург-ТВ

И всё же, самую сложную задачу группе предстоит выполнить на последнем, завершающем этапе – преодолеть более 500 километров того же маршрута, но уже на поморском двухмачтовом карбасе.

Строительство карбаса под названием «Архангел» уже завершено. Его выполнили с соблюдением всех древних технологий в архангельском «Товариществе поморского судостроения». Однако главного испытания он ещё не прошёл. Нужно дождаться, когда сойдёт лёд, и проверить, как судно поведёт себя на воде.

«Это именно карбас, а не коч. Коч – более мощное и грузоподъёмное судно, на котором поморы бороздили северные моря. Карбас преимущественно предназначался, чтобы ходить по рекам. Его длина около 7 метров, ширина 2 метра, а осадка при полной загрузке около 40 см. Он способен взять на борт до одной тонны груза», – поясняет один из членов команды, фотохудожник и Даниил Хусаинов.

Вся команда экспедиции будет насчитывать около 20 человек, но на борту карбаса пойдут только семь основных участников – шестеро на вёслах и капитан (причём грести предстоит против течения). Группа сопровождения со съёмочной бригадой на «моторках» повезут лагерные принадлежности (палатки, спальные мешки, генератор и пр.). 


WhatsApp Image 2021-02-17 at 15.45.49.jpeg


«Я буду на маршруте фотографом и вторым видеооператором, в том числе на квадрокоптере. Причём сам дрон понадобится не только для красивой картинки. Это ещё и прекрасное средство воздушной разведки. Опыт прошлых экспедиций показал, что его использование многократно облегчает прокладывание удобного и безопасного маршрута», – рассказывает Данил Хусаинов и сетует на то, что последние карты тех мест датируются 1956 годом, а значит, мало соотносятся с современной местностью.

На всём пути землепроходцы смогут встретить жильё лишь однажды – в поселении, где живут кеты – обособленный и крайне малочисленный коренной народ Сибири. В остальном расчёт только на собственные силы и опыт. 

«С одной стороны, нам будет проще, поскольку есть современные средства связи и какая-то техподдержка. С другой, будет сложнее наших предков, поскольку они ходили этим путем ежегодно, а мы пойдём там, где даже не десятки, а сотни лет никого не было. Поэтому на нашем пути не будет каких-то переходов и подготовленных трасс, а скорее будут завалы из топляка, мели и полная непредсказуемость», – отметил руководитель проекта Павел Нефедов.

И всё же, экстремальная проверка человеческих возможностей – далеко не самая главная задача экспедиции. У неё есть вполне осязаемая научная составляющая. 

«Мы, конечно, не первые, кто посетит городище старой Мангазеи, на котором работал знаменитый профессор Белов. А вот что касается места волока, который находится на озере Перевальном, то на нём никто не работал и не копал. Тот же Белов лишь один раз долетел до этого места на гидросамолёте, осмотрел его в течение нескольких часов и улетел. Мы тоже не можем там вести раскопки. Для этого нужен археолог с открытым листом, а мы такого пока не нашли. Всё-таки экспедиция экстремальная и долгая – целый месяц. Но, как минимум, первичный осмотр и разведку в течение недели мы там обязательно проведём», – говорит Вячеслав Калинин.

Городище Мангазея. Источник: gotonature.ru

В прошлую экспедицию команда нашла на озере свайное поле (пристань) и чётко определила трафик, где ходили суда с обеих сторон – енисейской и мангазейской. Несмотря на прошедшее время, он до сих пор хорошо «читается». Поэтому, помимо археолога, группа может пополниться и опытным аквалангистом для подводного изучения выявленной территории. 

Тем самым будут подтверждены письменные источники о существовании волока (сухопутного пути) из Мангазеи в Новую Мангазею, а фактически из Западной в Восточную Сибирь.

Все члены экспедиции излучают уверенность в успехе. И хоть заявка о выходе на маршрут в начале июня 2021 года уже подана в МЧС, они надеются, что экстренная эвакуация вертолётом им не понадобится. Не будучи суеверными, они уже сейчас всерьёз готовятся к информационному завершению всего проекта. Помимо фотовыставок и фильмов, готовится к печати внушительная книга, состоящая из трёх частей. Первая часть будет содержать исторический очерк о Мангазее, основанный на архивных документах, дошедших до наших дней. Во вторую включат дневники и фотографии всех этапов экспедиции. И, наконец, в нём будет опубликована приключенческая историческая повесть, над которой сейчас работают братья Вячеслав и Денис Калинины. Учитывая, что один из них является кандидатом исторических наук и членом Союза писателей, а оба они потомственные журналисты, можно быть уверенным, что обещанный многослойный сюжет, лихо закрученный вокруг Мангазеи, будет насколько интересным, настолько и познавательным. 


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике