Кинематограф Исландии: хаукарль-вестерн

Культура и искусство
Валерий Кондаков
26 Августа, 2020 | 05:21
Кинематограф Исландии: хаукарль-вестерн
Кадр из фильма «Полет ворона». Источник: imdb.com

 

Исландия – северная страна, знаменитая своими гейзерами и ледниками. Именно там в XIII—XIV веках на древнескандинавском языке было записано большинство саг – литературных произведений, повествующих об истории и жизни скандинавских народов в X—XI веках. Особый интерес для историков представляют «родовые саги», в которых рассказывается о жизни исландцев, их истории, взаимоотношениях их родов. К этому разряду относятся самые знаменитые и исторически достоверные саги, такие как «Сага об Эгиле» (Egils saga Skallagrímssonar), «Сага о Гисли» (Gísla saga Súrssonar), «Сага о Гуннлауге Змеином Языке» (Gunnlaugs saga ormstungu), «Сага о Греттире» и др.

 

Кинематограф Исландии и экранизация саги

1 декабря 1918 года Исландия была объявлена независимым королевством в личной унии с Данией. На следующий год после этого знаменательного события датчане снимают в Исландии первый кинофильм. С этого момента исландский кинематограф развивался в русле скандинавского, отдавая из-за низких бюджетов предпочтение совместным с соседями кинопроектам. Исландский кинематограф не стал таким популярным в Европе, как шведский или датский, но свою определенную нишу занял. Исландия, как «заповедник саг», представлялась соседям очень архаичной, даже закоснелой, но именно поэтому сохранившей чистоту и древность, страной.

 

Постер к фильму «Изгнанник: сага о Гисли». Источник: Isfilm

 

Неудивительно, что в Исландии был произведен первый художественный фильм о викингах, снятый их прямыми потомками – «Изгнанник: сага о Гисли» (вариант названия – «Северная легенда», 1981 год, режиссер Агуст Гудмундссон.). Для Агуста Гудмундссона было важно показать исторические реалии Средневековья в Исландии, поэтому для экранизации «Саги о Гисли» в качестве консультантов были привлечены историки и археологи, к которым прислушивался режиссер. Одежда, оружие, бытовые предметы выглядят аутентично, поступки героев согласуются с информацией, почерпнутой из «родовых саг», поэтому этот фильм по праву может считаться самым историчным (исторически точным) среди фильмов о викингах.

Если для одного исландского режиссера Агуста Гудмундссона была важна историчность показываемых событий, то у его коллеги Храбна Гюднлёйгссона был принципиально другой подход к изображению скандинавского Средневековья.

 

Храбн Гюднлёйгссон. Источник: imdb.com

 

Творческий путь режиссера и «трилогия о викингах»

Храбн Гюднлёйгссон (Hrafn Gunnlaugsson, имя переводится на русский как «ворон») родился 17 июня 1948 года в столице Исландии – Рейкьявике. Кинематографическое образование он получил в Швеции: сначала в столичном университете по специальности «Театр и кино», а затем в Театральном институте. Испытав сильнейшее влияние шведского кинематографа, Гюднлёйгссон считал своим учителем в кино великого режиссера Ингмара Бергмана (1918 – 2007 гг.).

С 1974 года по настоящее время он снял более 20 художественных и телевизионных фильмов. Более всего стала известна его «воронья» или «викингская» трилогия: «Полет ворона» (1984 год), «Тень ворона» (1988 год) и «Белый викинг» (1991 год).

Совместный исландско-шведский фильм «Полет ворона» был снят по оригинальному сценарию Гюднлёйгссона, написанному под явным влиянием (иногда с прямыми цитатами) фильма о самураях «Телохранитель» (1961 год, режиссер Акира Куросава) и спагетти-вестерна «За пригоршню долларов» (1964 год, режиссер Серджо Леоне).

Согласно сюжету, в Исландию прибывает одинокий воин, которого зовут просто Гость. Он ирландец, у которого викинги убивают родню и похищают сестру. Желая отомстить, а заодно и спасти сестру, которая стала женой предводителя викингов, он стравливает между собой два исландских клана. Убивая их по одиночке, Гость делает так, что вина за смерть представителя одного клана возлагается на их соперников. Несмотря на двойное предательство сестры, которая выдает его, чтобы спасти сына, Гостю удается совершить месть.

 

Кадр из фильма «Полет ворона». Источник: film.ru


«Полет ворона» — классическая сага об одиноком воине-мстителе, который стравливает две бандитские группировки. Примечательно, что Гость убивает преимущественно с помощью метательных ножей, как герой мексплотейшн-фильма «Мачете» (2010 год, режиссер Роберт Родригес) в исполнении Дэнни Трехо. Место действия кинокартины – тундра и горы Исландии, ее дерновые дома. Важную роль в фильме играет героический северный пейзаж, помогающий лучше понять чувства героя. Много натурных съемок, мститель-одиночка, соперничающие группировки… Что это напоминает? Конечно, перед нами вестерн, вернее, его скандинавский вариант.

Классический американский вестерн давно перешагнул жанровые границы и породил спагетти-вестерн в Италии, истерн (странно, что не пельмени-вестерн для описания событий в Сибири и плов-вестерн – для Средней Азии) в Советском союзе, даже кимчи-вестерн в Южной Корее. Продолжая традицию называть местные разновидности вестерна в честь специфических местных блюд, представляется удобным наименование «хаукарль-вестерн» для фильма «Полет ворона» и его продолжения.

Хаукарль – блюдо исландской кухни, представляющее собой тухлое мясо полярной акулы. Причем свежее мясо ядовито из-за высокой концентрации аммиака. Для того, чтобы сделать мясо съедобным, его необходимо поместить в специальных контейнерах в землю, где оно будет тухнуть 6-8 недель, а затем вялить на свежем исландском воздухе еще 3-4 месяца.

 

Кадр из фильма «Полет ворона». Источник: film.ru

 

В хаукарль-вестерне «Полет ворона» одинокий мститель – метатель ножей (почти стрелок-ганфайтер) Гость из Ирландии противостоит двум кланам викингов, как будто двум бандам мексиканцев или индейцев. Исландская тундра «играет» роль прерий, а местные пони изображают своих более высоких сородичей – верных спутников ковбоев. Более того, даже в саундтреке фильма использована «перуанская музыка» с обилием барабанов и многоствольных флейт.

Из самурайских фильмов в «Полет ворона» попало холодное оружие (меч, сабля, ножи), не похожее на оружие викингов, способы его ношения и применения, «фэнтезийная маска», которая потом появляется в других фильмах трилогии.

    

Кадр из фильма «Полет ворона». Источник: film.ru

 

Также показательно визуальное противопоставление христианства и местного варианта язычества (одинизма). В данном фильме язычество показано темным и грязным, а христианство – светлым и возвышенным.

Исходя из жанровых законов вестерна, ирландский христианин Гость – единственный представитель добра, который окружен мрачной средневековой исландской действительностью. Некоторые недальновидные критики приводят данный фильм в качестве примера аутентичного исторического кино: «Потомки викингов лучше знают, какими были их предки», совершенно не учитывая стилистические особенности хаукарль-вестерна.

Фильм был достаточно успешен для исландского кинематографа: только в Исландии фильм посмотрели около 70 000 человек. Он вышел в прокат во многих странах и даже стал первым исландским фильмом, продемонстрированным на специальном показе на Берлинале в 1984 году. Также он был благосклонно встречен критиками и даже выдвинут Исландией на Оскар, номинирован в категории «Лучший иностранный фантастический фильм» на фестивале «Фантаспорту» и получил приз за лучшую режиссуру (премия «Золотой жук») в Швеции.

 

Обложка диска с фильмом «Тень ворона». Источник: simnet.is

 

Второй исландско-шведский фильм «Тень ворона» хоть и не является прямым продолжением «Полета ворона», но из-за стилистической схожести воспринимается таковым. По сюжету в Исландии XI века в день возвращения из Норвегии молодого человека по имени Траусти начинается кровавая распря между двумя кланами местных жителей.

Несмотря на вражду между новыми главами кланов, между Траусти и Изольдой зарождаются чувства, которым мешает влюбленный в девушку сын местного епископа Хьёрлейфур. Поскольку брак Траусти и Изольды также объединит их собственность и сделает их самой мощной силой, то семья епископа замышляет подлость – поджог фермы Траусти.

    

Кадр из фильма «Тень ворона». Источник: kinodisk.com

 

В фильме прекрасно показаны водопады и гейзеры, местные обычаи – омовение молоком перед свадьбой, конские бои, совещание на тинге, процесс вяления трески и акул. В отличие от первого фильма, отношение к язычеству не такое однозначное: храм Одина по-своему прекрасен, как и первый христианский собор Исландии. Семья епископа показана достаточно подлой, ведь, по его словам, чем ужаснее грех, тем щедрее прощение.

Эпична финальная битва, когда обратившийся к древним богам Траусти-мститель, избегнув кровавой гейзерной бани, невидимым броском метательного ножа убивает одетого в тогу сына епископа, вооруженного фэнтезийным мечом, более подобающим Конану-варвару или Кощею Бессмертному.

    

Кадр из фильма «Тень ворона». Источник: eurodrama.files.wordpress.com

 

В этом фильме к характерной для хаукарль-вестерна смеси фэнтези, ориентализма, фильма о викингах и, конечно, вестерна добавлена щепотка античной и средневековой трагедийности: финальный поединок в тогах, любовь и даже брак лидеров противоборствующих кланов и так далее.

Фильм также был достаточно успешен в прокате, а актеры были номинированы на первую Премию Европейской киноакадемии в 1988 году.

Завершающий «исландскую трилогию» совместный с Норвегией, Швецией и Данией фильм «Белый викинг» вышел в 1991 году.1

 

Кадр из фильма «Белый викинг». Источник: imdb.com

 

Действие начинается в Норвегии в 999 году, когда конунг-христианин Олаф Трюггвасон нападает на последнего языческого ярла во время свадьбы его дочери Эмблы и сына правителя Исландии Аскура.2

Конунг Олаф хочет женится на Эмбле, а Аскура отправляет в Исландию с целью крестить жителей острова. В Исландии миссионерская деятельность Аскура не достигает результата, и он возвращается в Норвегию, где освобождает Эмблу из монастыря, притворившись воскресшим Иисусом Христом.

Однако, планам влюбленных мешает конунг Олаф, который вторично направляет Аскура в Исландию, обещая убить Эмблу, если миссия будет провалена. Отец Аскура – Торгрир – находит компромиссный вариант: формально исландцы должны стать христианами, тогда как дома, они могут верить, в кого пожелают. Так что в конце зрителей ждет хеппи-энд.

В «Белом викинге» показано иное понимание взаимоотношений христианства и язычества, чем в других фильмах. Если в первом фильме трилогии христианство правильнее язычества, во втором фильме они примерно равны, то в третьем – язычество показано честнее христианства. Епископ наставляет Аскура: «Не старайся понять, просто поверь», «пути господни неисповедимы».

 

Кадр из фильма «Белый викинг». Источник: vokrug.tv

 

Действие фильма запутано и не похоже на сюжеты других фильмов трилогии, в нем мало аллюзий и присутствия других жанров. Это объясняется тем, что, несмотря на удовлетворение Храбна Гюднлёйгссона процессом съемки фильма, продюсеры взяли окончательный монтаж под свой контроль, и итоговая версия 1991 года абсолютно не отражала видение режиссера.

 

Характерные черты и перспективы хаукарль-вестерна

Хаукарль-вестерн, подобно другим «кулинарным» версиям ревизионистского вестерна, обладает рядом характерных черт. Место действия – Скандинавия и ее соседи, до которых могли доплыть викинги. Время действия – Эпоха викингов (примерно с VIII по XI века). Герой – одиночка, совершающий правосудие или противостоящий подлым бандитам (местным жителям, христианам, соседям-скандинавам). Союзница героя – сильная роковая женщина (жена, возлюбленная, даже сестра).

Важный элемент хаукарль-вестерна — скорость, темп действия, так называемый «быстрый бросок метательного ножа». Дуэль, перенесённая в скандинавские условия, проходит не столько на мечах, сколько с помощью метательного оружия.

Очень важны для хаукарль-вестерна восточные (ориентальные) элементы – наличие метательного оружия, фэнтезийное (нефункциональное) холодное оружие: мечи и ножи с миндалевидными лезвиями, меч с непропорционально длинной рукоятью и др.

 

Храбн Гюднлёйгссон заходит в свое святилище (на дверях африканские и азиатские маски). Источник: grapevine.is

 

Кроме того, важна моральная оценка: добро побеждает зло, герой достигает цели. При этом добро и зло дополнительно носит религиозный характер, причем в каждом конкретном фильме хорошим или плохим может быть как христианство, так и одинизм.

Отдельные элементы хаукарль-вестерна можно встретить в других работах Храбна Гюднлёйгссона и его скандинавских коллег. Фанат спагетти-вестернов Квентин Тарантино возродил интерес к этому жанру. Возможно, когда-нибудь фильмы в жанре хаукарль-вестерн будут актуальными, ведь для приготовления хаукарль необходима выдержка под землей и сушка на ветру.


***

В.В. Кондаков, историк. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 Здесь анализируется первая версия 1991 года. Вторая (режиссерская) версия «Эмбла» была выпущена в 2010 году. Через два года была выпущена полная пятичасовая четырехсерийная версия.

2 Здесь наблюдается аллюзия на союз Аска и Эмблы – первых людей согласно «Старшей Эдде».

далее в рубрике