Сейчас в Архангельске

01:48 -2 ˚С Погода
18+

Мудьюгский маяк – старейший на Белом море

Берёзовый бар, маячная башня, фонарное сооружение, метеонаблюдения, спасательная станция, оптическая система, ртуть и чугунный груз, современное светодиодное устройство и круговой характер огня

Архангельская область Белое море Маяки Белого моря Маяки Арктики
Мика Петров
2 ноября, 2024, 07:06

Мудьюгский маяк – старейший на Белом море

Вид с берега. Фото Мики Петрова


Летом 2024 года в Петербурге состоялись «Первые Спафарьевские чтения». Научная конференция получила название в честь Леонтия Васильевича Спафарьева – основоположника маячного дела в Российской империи. Мне выпала честь не только присутствовать на этом мероприятии, но и прочесть небольшую лекцию, посвящённую историческим навигационным ориентирам Белого моря. Я поведал слушателям о посещённых мной маяках, вскользь упомянув и каменного исполина острова Мудьюг.

Несколько месяцев спустя, собирая материал для очередной статьи, я с удивлением узнал, что разработкой осветительного аппарата для Мудьюгского маяка занимался никто иной, как Л. В. Спафарьев.



 

Путеводная звезда на лоцманском острове близ Архангельска появилась благодаря гидрографу М.Ф. Рейнеке, который проводил опись берегов Белого моря. В рапорте 1829 года Михаил Францевич указывал на необходимость установки светового маяка при Берёзовом баре (песчаная подводная отмель в устье реки – Ред.) для ориентирования мореплавателей и указания якорного места на входе в Северную Двину. «В случае если из-за непогоды или малой воды подход к Архангельскому порту будет затруднён, суда, приходящие с моря, могли бы отстаиваться на внешнем рейде, освещаемом маяком». Инициативу поддержало Морское министерство сочтя её полезной для коммерческого судоходства, и уже на следующий год началось проектирование и строительство капитального маяка.

В 1834 году в центральной части острова в ста саженях (213 м) от западной береговой черты была возведена светло-жёлтая маячная башня, по своему виду напоминавшая Толбухинскую.

Башня коническая кирпичная на бутовом фундаменте, внутри поделена на шесть этажей. Межэтажные перекрытия и маршевая лестница выполнены из дерева. Для освещения внутренних помещений в стенах устроены 10 световых окон. С наружной стороны ствол башни украшен декоративными фальшь-окнами.

Башня имела два входа: с торца и с морского фасада.



Проект маяка и системы освещения


В октябре того же года она была передана в ведение Архангельского порта, но в течение почти четырёх лет по сути служила неосвещаемым опознавательным знаком. Металлическое фонарное сооружение было установлено лишь в 1836 году. Оно было серого цвета с тёмно-красной крышей.

А задержка открытия освещения была вызвана необходимостью отладки катоптрического аппарата, испытания которого бывший директор Балтийских маяков Л. В. Спафарьев проводил на острове Гогланд в Финском заливе. По результатам опробования было выявлено, что ни по надёжности, ни по техническим характеристикам отечественный аппарат не уступает передовым импортным образцам. (Все элементы, включая 14 посеребрённых рефлекторов с Астральными (Аргандовыми) масляными лампами были изготовлены на Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге.) Завершив эксперименты, аппарат разобрали и отправили на Мудьюг, где под наблюдением помощника Спафарьева был произведён монтаж.

07 (19) сентября 1838 года первый капитальный маяк на Белом море был введён в действие. Он светил постоянным огнём в морском секторе с дальностью видимости 13 морских миль (24 км). Общая высота сооружения от основания до верха дефлектора составляла 134 фута (40,8 м).


В контровом свете


Также были приняты в эксплуатацию караульный дом для служителей маяка, лоцманская казарма, баня и склад. Все здания были окрашены светло-жёлтой краской и имели красные крыши.

Неподалёку от башни была поставлена штормосигнальная мачта с двумя реями, обращёнными к западу и востоку. На них поднимались флаги для извещения мореплавателей о высоте воды на баре, а впоследствии для ведения переговоров с Северо-Двинским плавучим маяком.

1 марта 1840 года служители маяка начали вести метеонаблюдения. Впоследствии на южной оконечности острова была построена полноценная гидрометеорологическая станция.

В 1872 году на Мудьюге была учреждена спасательная станция для судов терпящих бедствие у берегов острова или на баровых отмелях. В распоряжении команды из 12 гребцов был вельбот Вайта и спасательный плот.


Игра теней


Спафарьев продолжил эксперименты с осветительными аппаратами. По его заказу были отлиты первые образцы диоптрических линз с профилем Френеля. Однако средств на дальнейшую разработку принципиально новых оптических систем в казне не нашлось.

Во второй половине XIX века устаревшие и архаичные отражательные аппараты уже не удовлетворяли потребностям мореплавателей и нуждались в скорейшей замене. За неимением альтернатив Гидрографический департамент был вынужден заказывать маячное оборудование в Англии и Франции.

В 1903 году был объявлен конкурс на изготовление фонарного сооружения и осветительного аппарата для Мудьюгского маяка. «Светооптическое устройство должно иметь проблесковый характер огня и круговое освещение. Таким образом будет предотвращена всякая возможность принятия маяка за Южную створную башню. А освещая весь горизонт, он будет служить ориентиром не только коммерческим судам, но и крестьянам Патракеевской волости при их местном плавании по Сухому морю».

Проекты предоставили сразу несколько фирм, но самым оптимальным и недорогим решением оказалась «Молния» парижских заводчиков Barbier&Benard. Контракт подписали и летом 1905 года 50 ящиков с аппаратом и принадлежностями были доставлены на Мудьюг.


Маяк, сигнальная мачта и чертеж «Молнии»


Прежнее фонарное сооружение демонтировали. Также была полностью переделана верхняя часть башни и уложен ряд двутавровых балок. Верхнюю площадку забетонировали и для предотвращения проникания воды внутрь башни покрыли асфальтом. В её центре установили новое цилиндрическое фонарное сооружение диаметром 2,5 метра. Выход в него осуществлялся через люк на верхней площадке. Во избежание тяги и колебания огня в горелке маячного аппарата в фонарном сооружении был предусмотрен тамбур с плотной дверью.

Цоколь фонарного сооружения чугунный, оконные рамы и купольная крыша с дефлектором выполнены из медных сплавов. Остекление состояло из 10 выпуклых штормовых стёкол. Это фонарное сооружение используется на маяке до сих пор.

Внутри был установлен «вертящийся» Френелевский аппарат 3-го разряда малой модели с фокусным расстоянием 375 мм. Сердцем аппарата являлся вращательный механизм системы Бурделля, создающий группопроблесковый характер огня. (Инженер-изобретатель, а впоследствии директор французского маячного управления, Леон Бурделль (Léon Bourdelles) внёс существенный вклад в улучшение качества освещения маяков своей страны, а затем и всего мира.)



Фонарное сооружение Barbier&Benard


Оптическая система «Молнии» состояла из четырёх филёнок и рефлектора-отражателя. Каждая филёнка имела в центре плоскую дисковую линзу и катодиоптрические элементы в верхней и нижней частях. Оптическая система закреплялась на чугунном кольце-поплавке, который помещался в резервуар, заполненный ртутью.

Жидкий металл благодаря своей текучести обеспечивал плавное и практически исключающее трение движение массивного аппарата. Система вращалась с помощью часового гиревого механизма. Чугунный груз, подвешенный на тросе, под действием силы тяжести плавно опускался внутри центральной пустотелой колонны вдоль ствола башни. Он приводил в движение часовой механизм, который в свою очередь вращал зубчатый обод кольца-поплавка. Время полного оборота оптической системы составляло 10 секунд. Когда груз добирался до нижней отметки, дежурный с помощью рукояти возвращал его в исходное положение.

Благодаря новому аппарату существенно увеличилась сила света. Согласно лоциям, мощные проблески можно было наблюдать на расстоянии в 18 морских миль (33 км).  Французский аппарат прослужил на маяке вплоть до 1965 года, затем был заменён отечественным электрическим, марки ЭМВ-930. (Узнать про устройство и принцип действия этого аппарата можно в очерке, посвящённом Териберскому маяку.)



Завораживающие переливы


Эпоха повсеместного автоматизирования навигационных сооружений посредством внедрения неприхотливых «мигалок» не обошла стороной и Беломорские маяки. Старинный каменный великан обзавёлся новым фонарём, а массивная оптическая система была зачехлена и отставлена от работы.

На балконе было смонтировано кажущееся инородным элементом современное светодиодное устройство. Оно в целом сохраняло характеристику основного аппарата, но из-за того, что восточный сектор освещения перекрывался фонарным сооружением, Сухое море, испокон веков используемое местными рыбаками, погрузилось в темноту.

В нынешнем (2024) году по просьбам жителей Приморского округа Мудьюгскому маяку был возвращён круговой характер огня. Аппарат ЭМВ-930 вновь вступил в строй, и плавание в мелководном заливе стало светлее и безопасней.




***

Мика Петров, специально для GoArctic


далее в рубрике