Сейчас в Архангельске

11:49 3 ˚С Погода
18+

Маяк Мишуков

Обеспечивает плавание судов на изгибе между средним и южным коленом Кольского залива.

Транспорт и логистика Маяки Арктики
Мика Петров
28 апреля, 2023 | 19:28

Маяк Мишуков
Полярная заря. Все фотографии Мики Петрова


Благодаря гранту, выданному Экспертным центром ПОРА, в сентябре 2022 и феврале 2023 была реализована краеведческая экспедиция «Маяки Арктики». В процессе создания историко-технических справок были изучены архивные материалы, проведены интервью с местными жителями и специалистами гидрографической службы Северного флота. Целью исследований является привлечение внимания к вопросу сохранения исторических световых маяков, а также доступность информации об освещении Морского фасада нашей страны.

Мишуков – мыс на северо-западном берегу Кольского залива. Название дано в честь русского адмирала Захара Даниловича Мишукова, который командовал Балтийским флотом в русско-шведскую (1741–1743) и Семилетнюю войну.

В начале ХХ века мыс Мишуков был местом рыбного промысла. Там располагались две рыбацких тони – Солдатская и Конечная. 

В 1913 году на оконечности мыса был установлен светящий опознавательный знак.

В 1916 году он был перестроен в виде серой четырёхметровой бетонной башенки с красным ацетиленовым фонарём на вершине.

Внутри башни имелось небольшое помещение для хранения газоаккумуляторов. Впоследствии знак перекрасили в чёрный; а для улучшения дневной видимости боковые грани окрасили белыми диагональными полосами.


02.JPG

В фонаре маяка


Навигационный знак светил белым и красным группопроблесковым огнём. При знаке имелся колокол, в который звонили во время тумана, густых снежных зарядов и мглы двуударным звоном «склянка». В случае получения с проходящего судна ответного сигнала звон учащался до беспрерывного.

В 1936 году на Мишуковском мысу было основано поселение, которое до 50-х годов носило название Конёвка. Впоследствии оно было переименовано по названию местности.

В 1937 году в связи со стремительным развитием судоходства в Кольском заливе для обеспечения безопасного плавания на подходах к новому порту рядом с навигационным знаком был построен классный световой маяк.

Он представляет собой двухэтажное Г-образное каменное здание, на угловой части которого возведена деревянная шестигранная башня с красным металлическим фонарным сооружением. Изначально техническое здание было светло-серое. Впоследствии, для лучшего распознавания маяка, его красили в жёлтый и в розово-коричневый цвета.

Белая маячная башня обрешечена рейкой и оштукатурена, в связи с чем складывается впечатление, что она выполнена из бетона.


04.jpg

Маяк до ремонта (90-е годы)


В 2006 году был произведён капитальный ремонт, в ходе которого маяк обшили профилированным листом; излучатели упразднённого наутофона (электроакустический прибор мембранного типа, устанавливаемый на маяках и береговых ориентирах для подачи судам сигналов резкого высокого тона во время тумана или пасмурной погоды) демонтировали; большую часть световых окон замуровали.

Выполненная реставрация способствует сохранению маяка, а его внешний вид стал более аккуратным. Но, вместе с тем, Мишуков утратил свой исторический облик.

Маячная башня не имеет отдельного входа. Попасть в неё можно, поднявшись по центральной лестнице технического здания. Когда-то в его левом крыле располагалась основанная в 60-х годах сельская библиотека. В правом крыле находился кинозал и клуб. Затем книжный фонд переместили в соседнее строение, а в освободившихся помещениях маяка был организован радио-контрольный пункт и узел связи.


05.JPG

Современный вид маяка


Последний лестничный пролёт приводит к расходящемуся в обе стороны обширному чердачному помещению со скатной крышей. На центральный кирпичный свод опираются деревянные перекрытия башни и маршевая винтовая лестница, ведущая в фонарное сооружение. На нижнем ярусе башни был установлен наутофон ЛИЕЖ-300. Излучатели для подачи звуковых сигналов размещались в окнах, обращённых к морю.

На втором ярусе находится подфонарное помещение, где хранится маячное имущество: старые штормовые стёкла и отставленная от работы линза Л-500. Её оправа была изготовлена из двух колец, скреплённых наклонными стойками. Наклон стоек исключал возможность образования тёмных секторов.

Заключительный виток лестницы приводит к потолочному люку, за которым находится фонарное сооружение. 


06.JPG

Внутри маячной башни


Оно типовое. Аналогичные устанавливались на многих северных маяках того времени. Его остекление состоит из 10 штормовых стёкол.

На вершине крыши установлен дефлектор в форме шара. Примечательно, что румбоуказатель – молниеприёмник располагался не на нём, а на перилах ограждения верхней площадки. Впоследствии там разместилось обширное антенное хозяйство радиомаяка.

Первоначально, маяк Мишуков, как и одноимённый навигационный знак, светил белым и красным секторным огнём. Для получения необходимых цветовых характеристик несколько штормовых стёкол были усилены дополнительными красными светофильтрами. В туманную и пасмурную погоду красный виден лучше, чем все прочие огни, даже несмотря на то, что сила света уменьшается в 5 раз.

Во время Великой Отечественной войны маяк работал в особом манипуляторном режиме и открывал освещение лишь при приближении судов для обеспечения их скрытного передвижения.

В 1976 году был принят в эксплуатацию электрический светооптический аппарат марки АСА-500, оснащённый оправой для наборных светофильтров из прямоугольных полосок стекла.

Цветовой характер огня сменился с белого и красного на красный и зелёный.


07.JPG

Сердце маяка – светооптический аппарат АСА-500


Поскольку оптическая система имеет дверцу для профилактического обслуживания и в секторе от 180° до 90° наборные светофильтры не применяются, в одном из оконных проёмов было оставлено красное стекло.

Во время капитального ремонта на маяке был установлен проблескатор марки Акватайм-50. Старая линза была дооборудована специальной ширмой, которая, вращаясь вокруг постоянно работающего источника света, создаёт проблесковый характер огня.

С наступлением полярного дня световой маяк выключается, а внутренняя часть фонарного сооружения завешивается плотными шторами, которые защищают оптическую систему от солнечных лучей. 


03.JPG

Ненастье


Маяк Мишуков находится в ведении Гидрографической службы Северного флота. В настоящее время он автоматизирован и работает в штатном режиме, обходясь без постоянного персонала. Маяк обеспечивает плавание судов на изгибе между средним и южным коленом Кольского залива. Он светит с высоты 19 метров над уровнем моря красным (328° – 28° и 186° – 218°) и зелёным (28° – 186°) проблесковым огнём на расстояние 3 и 5 миль. В случае неисправности основного аппарата на башенке старого навигационного знака выставляется резервный фонарь-дублёр.


***

Мика Петров, специально для GoArctic

далее в рубрике