Сейчас в Мурманске

03:34 19 ˚С Погода
18+

«Москвич-412» как средство путешествий в Арктике

«Чаще останавливаемся, всякий раз привлекая внимание местных жителей. Для многих из них с «Москвичом» связаны воспоминания молодости. Люди угощают, дарят запчасти, иногда даже ремонтируют бесплатно…»

Туризм Путешествия по Арктике Новый Уренгой Якутия
Алексей Егоров
11 июня, 2024 | 13:09

«Москвич-412» как средство путешествий в Арктике

По зимнику «Анабар». Здесь и далее фото из архива А. Жирухина


Покупать в наши дни советский автомобиль 1981 года выпуска, да еще и для путешествий, вряд ли кому придет в голову. Александру Еликову из Твери пришло, причем в качестве направления экспедиций он выбрал арктические регионы.

Раритетный «Москвич» производства Ижевского автозавода обошелся Александру в 70 тысяч рублей. В январе 2023-го он в компании троих друзей отправился на этом автомобиле в Новый Уренгой. О том, что из этого получилось, мы поговорили с другом и компаньоном путешественника Алексеем Жирухиным.



Экипаж «Москвича-полярника»


По маршруту «Тверь – Новый Уренгой»

– Алексей, почему именно Новый Уренгой?

– Это такая дань воспоминаниям. Саша родом из этого города. За 27 лет до этой экспедиции он приехал в Тверь, где сейчас живет, из Нового Уренгоя именно на 412-м «Москвиче». С тех пор на всем пути положили асфальт, но Саша выбрал для поездки старый добрый зимник. Для большего сходства с маршрутом молодости.

– Что за люди составили вам компанию? Как они на вас вышли?

– Дурак дурака видит издалека. (Смеется.) Я веду блог в нескольких соцсетях, через него-то на нас и вышли Наталья Шиповская из Москвы и Дима Гостинщиков из Череповца. Дима – предприниматель в сфере деревообработки, а Наталья пенсионерка. Она тринадцать лет назад поборола рак. С тех пор кардинально поменяла образ жизни. Был человек, живущий между работой и домом, а теперь путешественник. К примеру, в апреле-мае Наталья проехала всю страну на своем джипе.

– Как прошло путешествие до Нового Уренгоя?

– Поездка получилась настолько колоритной, что появилась идея оставить машину в городе, чтобы с наступлением тепла вернуться. Тем более, что некоторые локации доступны только в теплое время года, например, руины, строившейся руками заключенных ГУЛАГа Трансполярной магистрали. В хорошо сохранившемся бревенчатом здании штрафного изолятора на бывшем перегоне «Салехард – Надым» мы даже переночевали.



Навстречу приключениям


По Арктике бюджетно

– У вас сеть детских центров в Самарской области, можете себе позволить путешествовать на внедорожнике. Почему в итоге пересели на «Москвич»?

– Во-первых, на нем интереснее. Условные тысячу километров, которые на современной машине можно проехать за сутки, мы преодолеваем за 2-3 дня. Как следствие, чаще останавливаемся, всякий раз привлекая внимание местных жителей. Для многих из них с «Москвичом» связаны воспоминания молодости. Люди угощают, дарят запчасти, иногда даже ремонтируют бесплатно… 

– А во-вторых?

– В своих роликах мы показываем, что Арктика гораздо доступнее, чем люди думают. Это в корне отличается от посыла других блогеров, у которых в кадре крутые внедорожники за миллионы рублей и большие команды профессионалов. Хотя, на самом деле, 99 процентов российских дорог доступны даже для «Москвича». Любой россиянин, если он автомобилист, имеет марку получше, а значит тоже может поехать в Арктику.

– Вы что-нибудь улучшили в начинке автомобиля? 

– Все улучшения те же, что практиковали наши отцы-деды. Например, перед первой зимней экспедицией нам посоветовали поменять термостат, утеплить двигатель, накинув поверх него специальное одеяло, и изолировать днище. Мы это все сделали и при морозе до минус пятьдесят в машине вполне комфортно было ехать.

– В какие края вы ездили на «Москвиче» этой зимой?

– Из Москвы мы поехали в Архангельск, а потом в село Юрюнг-Хая. Это в Анабарском, самом северном, улусе Якутии. До города Удачный проложена асфальтовая дорога, а после – только зимник.

– Поправьте меня, но разве дорога сначала по тайге, а потом по тундре это не скучно?

– Вы не правы. От Жилинды и почти до Саскылаха вдоль зимника растянулись Анабарские столбы – комплекс вертикально вытянутых скал, расположенных по береговой линии. Они не менее живописны и величественны, чем всем известные Ленские столбы. Самые красивые скальные образования находятся в месте слияния рек Большая и Малая Куонамка – отсюда и начинается река Анабар. Село Юрюнг-Хая известно тем, что в нем проживает единственная в Якутии компактная группа долган. Ну и, конечно, поехать туда зимой стоит ради приключений.



В минуты отдыха


Якутские приключения

– Пример таких приключений?

– Ну, например, в пути до Юрюнг-Хая мы как-то подобрали водителя бензовоза, у которого на морозе загорелась проводка, и он был вынужден отправится за помощью пешком. Мы не только спасли бедолагу, но и, вооружившись лопатами, потушили пожар, чем предотвратили взрыв огромной цистерны с горючим. «Вас вселенная послала к нам», – воскликнул глава поселения, в котором мы остановились переночевать после того случая.

– Кстати, о поселениях. Как живут люди в этих краях?

– Северные поселки разительно меняются к лучшему. Людей переселяют из ветхих бараков в новые благоустроенные квартиры, ремонтируют школы. В одной из школ даже оборудовали лечебную соляную пещеру. Высокоскоростной интернет по оптоволоконному кабелю дотянули до Юрюнг-Хая. В каждом поселке нас угощали олениной, строганиной и прочими северными деликатесами, вели на экскурсию в музей. Еще запомнился мастер-класс по национальным видам спорта Якутии.



Школьники отдаленного якутского села рады встрече с путешественниками


– Не слышал о таких?

– А между тем они есть. Мне особенно приглянулись якутские национальные прыжки «ыстанга». По правилам соревнований нужно выполнить одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги. Это, на самом деле, очень тяжело.

– Как дорого обходится эксплуатация старой машины?

– Сильно дешевле, чем может показаться. К примеру, на трассе около Тайшета у нас пробило радиатор. Если бы мы были на иномарке, его бы без вариантов пришлось менять. А так мы доехали до ближайшего автосервиса, 500 рублей отдали за снять-установить и столько же, чтобы запаять пробоину. На сто километров «Москвичу» требуется 12 литров бензина. Расходы на заправку делим поровну.



Тот самый ремонт радиатора


Планы: «Ысаах» и легендарная трасса «Колыма» в Магадан

– Расскажите о ваших туристических планах.

– Глобально мы хотим на «Москвиче» показать все арктические регионы России и зимой, и летом. Сейчас машина стоит в гараже в городе Мирный. В середине июня мы прилетим туда на якутский национальный праздник «Ысаах». Посмотрим, как там и что и после своим ходом поедем в Якутск и далее по легендарной трассе «Колыма» в Магадан.

– Это которая «дорога смерти»?

– Ну это потому, что ее построили силами заключенных. На дороге много камнепадных участков и огромные расстояния между поселками, но нам не привыкать. Есть у нас в планах и Чукотка.

– А разве туда не только по воздуху или морским транспортом можно добраться?

– Конечно, нет. Иначе как бы туда завозили топливо и продукты? Часть пути можно преодолеть на грузовом пароме, курсирующим между Сеймчаном в Магаданской области и Анюйском в Чукотском автономном округе. В Анюйске начинается дорога до Певека.

– Вернемся к заявленному вами смыслу путешествий на «Москвиче». Кто-нибудь из подписчиков уже последовал вашему примеру?

– Несколько человек написали в комментариях к видео, что в следующем году тоже собираются поехать и повторить один из наших маршрутов. И просто огромное число людей пишут слова поддержки, восхищаются красотой родной природы и радушием жителей северных поселков. Это вдохновляет.


***

Алексей Егоров, специально для GoArctic

далее в рубрике