Мёртвый снег: карнавал оживших нацистов

Культура и искусство
Валерий Кондаков
14 Октября, 2020 | 06:15
Мёртвый снег: карнавал оживших нацистов
Постер к фильму «Операция «Мертвый снег». Источник: film.ru

 

В начале начал всяческой «карнавализации» – кровь

С.С. Аверинцев

 

В Норвегии первый фильм был снят в 1907 году, а уже в 1931 году в страну проникли «голливудские веяния»: вышла комедия «Великое крещение»/«Den store barnedåpen» (режиссер Танкред Ибсен). Ее создатель – внук Генрика Ибсена (великого норвежского писателя, основателя европейской «новой драмы») ранее работал в известной кинокомпании Метро-Голдвин-Маер. Однако только в XXI веке норвежские режиссеры стали востребованы в Голливуде. Среди них был и остается Томми Виркола, визитной карточкой которого стала дилогия «Мертвый снег» – одно из самых известных в мире кинопроизведений из этой северной страны.

 

Страшно смешное кино

Свой первый фильм – пародию на дилогию Тарантино – «Убить Булью» Томми Виркола снял в 2007 году за 150 тысяч долларов. Получив позитивные отзывы о полноценном дебюте и новый бюджет, режиссер решил снять комедию ужасов. Ведь если денег мало, а хочется снять кино, то обычно выбирают между этими двумя жанрами. Виркола не стал делать выбор, а снял гремучую смесь, которая заставила одних бояться, а других – смеяться.

 

Постер к отечественной премьере фильма «Операция «Мертвый снег». Источник: film.ru

 

В 2009 году в прокат вышла картина «Операция «Мертвый снег» (по-норвежски название звучит коротко, как выстрел – «Død snø»). Теглайн фильма — Ein Zwei Die! (в России слоган был слегка видоизменен: Ein. Zwei. Umirai!).

Фильм по сюжету представляет собой классику фильма ужасов для подростков: молодежь едет отдохнуть в уединенное место, где тем или иным образом нарушает табу, и местная нежить убивает их за это. Причем крови, кишок и требухи на экране столь много, что страх переходит в смех.

При этом режиссер-постмодернист Томми Виркола делает оммаж трилогии «Зловещие мертвецы» (1981–1992 гг., режиссер Сэм Рейми). Если в первом фильме Рейми показывает всю серьезность положения, в котором молодые люди оказываются жертвами демонов, то в картине Вирколы подразумевается, что герои как бы понимают, что они находятся внутри фильма и должны поступать согласно стереотипам фильмов ужаса.1

 

Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег». Мертвецы напали на синефила в футболке с постером «Живая мертвечина». «Слом четвертой стены» - затаскивание зрителя в фильм. Источник: moviestillsdb.com

 

Мертвецы убивали людей и до появления главных героев, о чем молодежь узнает от «странного мужчины» – очередной жертвы, введенной в сюжет для объяснения предыстории. В конце Второй мировой войны отряд эсэсовцев, видя неизбежность поражения, начинает грабить местное население. За это нацистов зверски убивает местное ополчение.

Герои находят в подвале коробку с изделиями из золота и, разбирая содержимое, не следуют общепринятому клише фильма ужасов: не читают того, что нельзя читать, не проникают туда, куда нельзя проникать и т.д. Тем не менее, когда нападает нежить, они, попробовав позвонить в службу спасения, начинают вооружаться сельхозинвентарем и дробовиком (как в фильмах про зомби), и пытаются дать отпор. После череды нелепых, но отчасти героических смертей, единственный выживший (Мартин Хэдвен, отпиливший себе руку после укуса оживших мертвецов) понимает, что мертвых нацистов интересует награбленное ими золото. Он возвращает «сокровище» и пытается скрыться.

 

Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег». Герои рассматривают «сокровище». Источник: IMDb

 

Антропологический подтекст: снежная нежить

Все это время герои норвежского фильма полагали, что находятся внутри голливудского фильма про зомби и действовали «по сценарию». Просто зомби были нацистами, но двойное зло приятнее убивать.

Действительно, ранее уже выходили фильмы, которые одновременно эксплуатировали образы оживших мертвецов и нацистов. В 1943 году вышел американский фильм «Месть зомби» (режиссер Стив Секели; фильм был сиквелом «Короля зомби» (1941 год, режиссер Жан Ярбро)), где ученый с помощью магии вуду изготавливал зомби для Гитлера на территории США. Иногда мертвые немецкие солдаты оживали в результате сознательных научных экспериментов, как в фильмах «Замороженные мертвецы» (1966 год, режиссер Герберт Ледер) и «На волне ужаса» (1977 год, режиссер Кен Видерхорн), или вследствие оккультных практик, как в фильме «Адский бункер» (2008 год, режиссер Стив Баркер).2 Однако впервые3 в «Операции «Мертвый снег» эсэсовцы, увлекавшиеся нордической мифологией, вместо того, чтобы умереть с оружием в руках и попасть в Вальхаллу, начинают грабить и становятся драугами.

 

Драуг. Даже мертвый викинг… не снимает рогатый шлем. Источник: Gurps Dungeon Fantasy Monsters 1

 

Драуг (норв. draug) в скандинавской мифологии – оживший мертвец, тело которого не подвержено разложению. Часто драуги становятся стражами сокровищ. Внешний вид драугов зависит от вида их смерти, поэтому видны раны на их телах. Кроме того, им приписываются сверхъестественная сила и магические способности, но тот, кто знает особое заклинание, может подчинить их себе.

Именно с драугами встретились представители норвежской молодежи, воспитанные на «голливудских» фильмах ужасов и забывшие свою мифологию. Поэтому они не смогли победить.

 

Двум смертям бывать

В 2014 году Томми Виркола снял продолжение – «Операция «Мертвый снег»-2», с подзаголовком: «Красные против мертвых» (англ. Red vs. Dead).

 

Постер к «Операции «Мертвый снег»-2. Источник: pinterest

 

Мартин, отпиливший себе руку в первой части, выходит из комы и узнает, что ему пришили руку предводителя мертвого отряда – полковника Херцога. Последний вспоминает о своем долге – по приказу главнокомандующего совершить операцию возмездия, уничтожив жителей города Тальвик.

 

Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег»-2. Источник: ru.kinorium.com

 

Для противостояния ожившим нацистам Мартин с помощью пришитой руки драуга пробуждает трупы советских военнопленных. Эпичная битва двух оживших противоборствующих подразделений напоминает схватку двух фанатских группировок: например, красно-синих фанатов «ЦСКА» (Москва) – по легенде, это был любимый клуб И.В. Сталина – с бело-синими фанатами команды «Шальке-04» (Гельзенкирхен), за которую, по легенде, «болел» А. Гитлер. Наблюдавшим за дракой норвежским полицейским только остается взывать к «Иисусу, Марии и Иосифу Сталину».

Во время поединка двух повелителей мертвых Мартин упрекает Херцога в том, что он занимался грабежом, и поэтому они проиграли войну, после чего выстрелом из танка немецкому полковнику оторвало голову.

 

Мертвый доктор «лечит» сослуживцев. Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег»-2. Источник: altaposten.no

 

Мертвая голова в фуражке с «мертвой головой» попала в руки к доктору, который несмотря на то, что сам мертв, все равно может «лечить» себе подобных. Так что, вероятно, будет продолжение.

 

Исторический подтекст: амбивалентная роль Норвегии

Двоякую роль играла Норвегия во Второй мировой войне: с одной стороны, она была оккупирована немцами в 1940–1945 гг. и являлась страной-жертвой, с другой стороны, в Норвегии был установлен коллаборационистский режим во главе с норвежцем Видкуном Квислингом (1887–1945 гг.) и сформирован Добровольческий легион СС «Норвегия» численностью до 2 000 человек, воевавших на Ленинградском фронте.

 

Норвежский агитационный плакат. Источник: regnum.ru

 

Коллаборационистское прошлое некоторой части норвежцев и отсутствие мощного сопротивления большинства – это то, что долгое время замалчивалось и было вытеснено в табуированную область коллективной памяти.

Безусловно были норвежцы-антифашисты. Конечно же, после успешно проведенной Петсамо-Киркенесской операции («10й сталинский удар») норвежское движение Сопротивления развернулось с новой силой. Однако возможно после немецкого поражения, после того, как стало известно о многочисленных зверствах на территории СССР (в Норвегии вермахт вел себя принципиально иначе), норвежцы поняли, что должны были противостоять оккупантам активнее.

О советско-норвежском боевом братстве существует несколько фильмов: например, совместная кинокартина «Под каменным небом» (1974 год, режиссеры Игорь Масленников и Кнут Андерсен).4 «Узбекфильм» даже снял в Прибалтике трэш-картину «Он был не один» (1969 год, режиссер Загид Сабитов) об узбекском летчике-филологе, который внедряется на секретную немецкую базу подводного флота в Норвегии и помогает местному движению Сопротивления.

Важно отметить, что даже в современном фильме ужасов норвежцы, противостоящие мертвым нацистам, обращаются за помощью не только к «американским охотникам на нежить», но и к павшим русским воинам, которые оставили положительный след5 в исторической памяти народа.

 

Смех как деконструктор страха

Культурологи, изучающие фильмы ужасов, неоднократно отмечали, что за образом ожившего мертвеца скрываются страшные представления «о Другом». Например, страх перед мигрантами, заполоняющими родную землю и отнимающими работу, или ужас богатых перед лицом восстания нищих. В фильмах «мертвой дилогии», на мой взгляд, иносказательно показан «страх соучастия», «ужас молчаливого согласия» норвежцев-современников периода оккупации. Подобные скелеты в шкафах в виде явного или скрытого коллаборационизма часто обнаруживаются в ходе расследования в скандинавских детективах. У одних – скелеты в шкафу, а у других – неразложившиеся трупы в земле.

 

Оживший эсэсовец в ванной. Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег»-2. Источник: strasbourgfestival.com

 

Томми Виркола гиперболизирует ужас, делая его смешным, а, следовательно, нестрашным. Смех зачастую символически граничит с ужасом и одновременно помогает его преодолеть. Комедия ужасов дает возможность смеяться над тем, что в повседневной жизни наделяется чертами максимальной серьезности. Виркола позволяет норвежцам не играть роль жертвы, также как Квентин Тарантино сделал евреев в фильме «Бесславные ублюдки» (2009) не только и не столько жертвами, сколько мстителями. Норвежский режиссер, отсылая к фильмам Тарантино и Рэйми, гиперболизирует пародию. Да, норвежцы были жертвами, но они были и охотниками… они просто играли свою роль.

Поэтому показательна сцена, где друг уговаривает Мартина не отпиливать себе руку, так как «они (ожившие трупы нацистов) тебя не примут, у тебя дед наполовину еврей». Перенося представления о «Законе об охране германской крови и германской чести» 1935 года не просто на современность, но и на взаимоотношения с мертвыми, режиссер деконструирует сам страх перед следованием данному закону.

Мартин, врач по специальности, боялся вида крови (возможно, подобный страх «перед нечистым» объясняется его происхождением). В дальнейшем он не просто выживает, но и учиняет масштабную резню. Он сначала шутя проводит «анестезию подушкой», потом убивает свою девушку топором, но «исправляет ситуацию» с помощью руки драуга. Смех продлевает жизнь… даже после смерти.

 

Кадр из фильма «Операция «Мертвый снег». Источник: ifinnmark.no

 

Высмеивая страхи своих предков, Томми Виркола показал, что молодежь, подготовленная зомби-фильмами, готова дать отпор нежити. Последним героическим действием блондинки Лив был подрыв гранатой себя вместе с нежитью.6

Сняв снежную дилогию, Виркола показал норвежско-немецкие отношения периода оккупации «карнавальными» (по Бахтину): противопоставил их трагическому (норвежцы-жертвы) и эпическому (норвежцы-победители), показал совмещение пародийности, несущей в себе заряд развенчания, с потенциалом обновления.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1Один из героев даже носит футболку с надписью «Braindead», что отсылает к одноименному фильму про зомби Питера Джексона 1992 года – «Живая мертвечина».

2Можно также вспомнить советский фильм «Эксперимент доктора Абста» (1968 год, режиссер Антон Тимонишин), где доктор проводит эксперименты по зомбированию немецких и итальянских водолазов, или советский фильм 1985 года «Вариант «Зомби» (режиссер Евгений Егоров), где неофашисты из «африканской страны Лемурии» (имеется в виду Родезия) пытаются сделать психотропное оружие для зомбирования людей. Правда, в них объектами зомбирования становятся живые люди, а не умершие.

3Хотя в 1981 году вышел испано-французский фильм «Могила живых мертвецов» (другое название «Оазис зомби», режиссер Хесус Франко), где умершие немецкие солдаты из Корпуса Роммеля также охраняли золото и пробуждались, когда им пытались завладеть. Правда, это происходило в африканской пустыне. В том же году был выпущен не менее трэшовый французский фильм «Озеро живых мертвецов» (режиссер Жан Роллен), в котором трупы немецких солдат были сброшены в озеро, где впоследствии оживали. Также в 1981 году был снят американский фильм «Ночь зомби» (другой вариант – «Батальон живых мертвецов», режиссер Джоэл Рид), в котором мертвые эсэсовцы оживали из-за особого нервно-паралитического газа.

4О другом советско-норвежском художественном фильме «И на камнях растут деревья» можно прочитать здесь.

5Советские освободители покинули Норвегию в сентябре 1945 года.

6Интересно, что именно самоподрывом гранаты покончили с жизнью командующие немецкими частями в Норвегии Йозеф Тербовен и Вильгельм Редис.

далее в рубрике