Сейчас в Мурманске

05:33 0 ˚С Погода
18+

Ном – как и чем живут люди по ту сторону Берингова пролива

Золотодобыча, великая гонка милосердия 1925 года, АлСиб, новый вид туризма и общие с нашими проблемы коренного населения

Аляска Золотодобыча
Константин Каськаев
24 декабря, 2023 | 13:40

Ном – как и чем живут люди по ту сторону Берингова пролива

Ржавые паровозы близ Нома. Все фото автора


Немного общей истории России и США

Аляска и северная Калифорния входили в состав Российской Империи с конца XVIII века и до 1867 года. Александр II принял решение продать территории России в Северной Америке из-за трудностей и дороговизны снабжения, а также абсолютной незащищенности этих территорий в случае войны. 

Аляску купили у России США. Но до конца XIX века она не представляла особого интереса и не давала большой доход в казну страны. В силу отдалённости от основной территории США, а также из-за слабо развитой инфраструктуры регион развивался медленно. Всё изменилось в 1896 году, когда на реке Клондайк было обнаружено золото. Золота было столько, что само слово «клондайк» стало нарицательным (наряду с колумбийским «эльдорадо», но это уже совсем другая история). Новость о большом золоте, обнаруженном на Аляске, разнеслась по всему миру. С этого началась золотая лихорадка и расцвет Аляски.

Тысячи людей устремились на север с целью быстрого обогащения. Аляска стала развиваться семимильными шагами. И если в первой половине XX века Аляска зарабатывала за счёт добычи золота, то во второй половине уже благодаря добычи нефти. Многие города и посёлки Аляски за последние сто лет, и Ном не исключение, прошли примерно одинаковый путь – расцвет в начале века за счёт приезжих золотодобытчиков, затем быстрое угасание и последующая стабилизация во второй половине века. Некоторые города удалось перепрофилировать, так, например, Фэрбанкс стал студенческой столицей Аляски.



Моем золото


Ном – аляскинский Уэлен. Золото и АлСиб

Ном находится на западной окраине Аляски. И если восточная часть штата связана дорожной сетью с Канадой и основной частью США, то до посёлков и городов на западе добраться можно только по воздуху или морем. Удалённость от центров цивилизации роднит Ном с чукотскими, якутскими и таймырскими посёлками. 

Ном был основан старателями в 1898 году, сюда стягивались золотодобытчики со всего мира. Уже в 1899 году население города составляло целых 10 000 человек! В период с 1900 по 1905 году в Номе жило уже до 20 000 человек – это делало его крупнейшим населённым пунктом Аляски в то время. После 1910 года население стало стремительно сокращаться и уже в 1920 году в Номе осталось всего 800 жителей, правда к 1934 году число их выросло до 1500. Практически весь XX век население Нома варьировалось около 2000 человек. Последние двадцать лет наблюдается большой прирост, к 2020 году население увеличилось чуть ли не в два раза и достигло 3 700. Такая вот демография.

Эта история очень сильно напоминает историю чукотских посёлков, которые так же занимались добычей золота и других ценных металлов. Только чукотские посёлки начали строиться на полвека позже своих соседей – в 1960-1970-ых годах, затем достигли своего расцвета в 1980-ых, а в 1990-ых либо были закрыты, либо сильно сжались, либо превращены в вахтовые модульные городки.



Артефакты золотой лихорадки


В 1925 году в Номе случилась эпидемия дифтерии. Из-за плохих метеоусловий в город не могли доставить по воздуху нужное количество сыворотки и это грозило большим количеством смертей. Так как метель в тех широтах может длиться целыми неделями, то было принято решение отправить сыворотку с помощью ездовых собак. До города Ненан сыворотку доставили на поезде, а дальше, более 1000 км до Нома, её везли на собачьих упряжках. На всём пути упряжки сменяли одна другую. Всего было задействовано 20 каюров и 150 собак. Они привезли антидифтерийную сыворотку в Ном за пять с половиной дней (вся «гонка» проходила в тяжелейших погодных условиях и в истории именуется не иначе как «великая гонка милосердия 1925 года»). В честь тех событий каждый год, с 1973 года, проводят гонки на собачьих упряжках от Анкориджа до Нома. Дистанция в 1868 км преодолевается за срок от восьми до пятнадцати дней. Финиш расположен в Номе, вот вам и событийный туризм! В России, кстати, тоже проводят гонки на собачьих упряжках – называются они «Берингия».

Казалось бы, что ждёт хорошего город в Арктике после такого стремительного расцвета и столь же стремительного падения? Но уже в 1940-ых Ном пригодился военным из США и СССР. Знаменитая авиатрасса «АлСиб», по которой перегоняли лендлизовские самолёты из США в СССР, начиналась в Фэрбанксе и проходила через Ном. Бывшие посёлки и городки золотодобытчиков и оставшаяся от них инфраструктура послужили делу победы над фашизмом.

Во второй половине XX века местные жители продолжали помаленьку добывать золото, но уже не в тех гигантских масштабах, как это было в начале века. Часть коренного населения стала заниматься резьбой по моржовой (и другой) кости, а ещё в Номе появилась военная база армии США. Вот и вся основная экономическая активность.



Окрестности Нома


Современный Ном

Местные жители до сих пор моют золото в окрестных ручьях. Это у них хобби такое, ездить на выходные на реку и мыть золото. На Аляске действует «вольный принос», то есть каждый может попытать счастье, а потом сдать государству добытый драгоценный металл. Рядом с посёлком, в тундре, стоят 3 ржавых паровоза и вагоны – это своеобразные памятники событиям столетней давности, золотой лихорадки. В этом Ном очень похож на российскую Арктику – здесь тоже осталось очень много следов деятельности золотодобывающих компаний и военных. Кроме остатков железной дороги (её хотели построить локально, от Нома и до соседних месторождений), в тундре можно видеть брошенные драги, сараи, бочки – всё, как и в нашей Арктике.

Кроме того, до сих пор есть в Номе люди, которые профессионально занимаются добычей золота. Жизнь на Аляске дороже, чем в других штатах и поэтому многие старатели, во время сезона, до сих пор живут по старинке в палатках. А в городе ходит шутка – «Как найти в Номе золотоискателя? Легко! Это будет самый оборванный парень в баре».



Улица в Номе


Есть и ещё одно уникальное явление, связанное с добычей золота. Многие старатели в третьем поколении, чьи бабушки и дедушки приехали на Аляску в разгар золотой лихорадки или во времена великой депрессии, сейчас открыли своеобразные «курорты». Так, на холме близ Нома стоит ряд фанерных домиков – это турбаза для тех, кто хочет приехать и на несколько дней погрузиться в процесс добычи золота. Новый вид туризма, который в России пока отсутствует.

Ном притягивает жителей окрестных населённых пунктов (коих насчитывает около 20) тем, что здесь свободно продают алкоголь. Все населённые пункты на Аляске делятся на «сухие» (алкоголь не продают вообще), «влажные» (ограничения на продажу), «мокрые» (свободная продажа). Ном как раз из последних.

В Номе отмечается общая проблема для всех коренных народов Севера – молодежь плохо знает свой язык. В Номе молодое поколение эскимосов редко использует родной язык и всё больше надеется на английский.

Несколько лет назад Джо Байден анонсировал строительство глубоководного военного порта в Номе. Для этого к марту 2021 года были выделены сотни миллионов долларов и начато строительство. Военные хотят иметь здесь базу флота, чтобы иметь больше влияния на контроль Северного морского пути. Строительство этого порта – попытка сдержать совместное развитие России и Китая в Арктическом регионе.



На Аляске хорошо развита частная авиация


В заключение

Ещё Ном примечателен тем, что отсюда есть рейсы в чукотское Провидение. Всего час лёта и можно из Аляски оказаться на Чукотке, а заодно и попасть в будущий день, так как придётся перевести стрелки хронометра на 20 часов вперёд. Рейсы осуществляет авиакомпания Bering Air.

Между аляскинскими и чукотскими посёлками столько общего, но есть и существенные различия. Так, например, тот же Ном почти полностью состоит из частных домов, а наш Провидение – это бетонные пяти и двухэтажные дома.

Надеюсь, вскоре снова настанут времена, когда можно будет свободно летать к нашим соседям через Берингов пролив.



США или Россия? США!


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике