Сейчас в Архангельске

08:02 6 ˚С Погода
18+

Опубликован Национальный туристический рейтинг по итогам 2024 года, на последних местах – ЧАО и НАО, но у них есть одно преимущество

X ежегодное исследование традиционно посвящено оценке уровня туристической привлекательности и туристическому потенциалу регионов

Туризм Арктическая зона Рейтинг
Анна Щетинина
28 января, 2025, 19:40
Опубликован Национальный туристический рейтинг по итогам 2024 года, на последних местах – ЧАО и НАО, но у них есть одно преимущество

Чукотка. Фото: Сергей Доля / GeoPhoto

Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели десятое ежегодное исследование, которое посвящено развитию внутреннего и въездного туризма в стране. В ходе исследования были проанализированы туристические возможности российских регионов, их привлекательность для отечественных и иностранных туристов, а также динамика развития туризма в стране и отдельных регионах. Для составления рейтинга были использованы различные источники информации: статистические данные, публикации в СМИ, а также комментарии федеральных и региональных экспертов. Это позволило получить объективную оценку ситуации в сфере туризма в России и её регионах.

Отмечая общий рост цен на билеты, размещение и вообще на всё, составители рейтинга, тем не менее, делают оптимистичные выводы по поводу основных направлений развития отрасли туризма и гостеприимства – по результатам сравнения показателей 2024 года с предыдущими периодами. В этом году составителями рейтинга были введены новые критерии для оценки развития туристической отрасли в российских регионах, один из них – поступление налогов в бюджет от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания: по итогам 2024 года сумма собранных налогов может достичь 300 млрд рублей, что станет очередным рекордом.


Методология Национального туристического рейтинга 2024 года

В этом году критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:

1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры.

2. Доходность отрасли туризма и гостеприимства.

3. Развитие санаторно-курортной отрасли региона.

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней.

5. Популярность региона у иностранцев.

6. Туристическая уникальность и привлекательность региона.

7. Уровень преступности в регионе.

8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха.

9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.

10. Туристский поток.

11. Вклад отрасли туризма и гостеприимства в бюджет.

12. Траты туристов на проживание.

В список в этом году добавлены два новых критерия: уже упомянутый вклад отрасли в бюджет в виде налогов и средние траты туристов на проживание.

В результате анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2023–2024 годы, как отмечают составители, были составлены 16 таблиц по каждому из критериев. В этих таблицах проведено ранжирование. За первое место в каждой таблице начислялось 8,5 балла, за каждое последующее – снималось по 0,1 балла. Потом 16 таблиц были объединены в сводную таблицу, где баллы суммированы с учётом экспертной оценки специалистов медиагруппы «Отдых в России», что определило лидеров и аутсайдеров туристического рейтинга.


Арктические регионы в Национальном туристическом рейтинге: итоги 2024 года

В первую, «золотую» группу рейтинга под названием «Лидеры» вошли регионы с 1-го по 30-е место включительно. На первом месте – Москва. Из Арктической зоны в «золотую тридцатку» вошли Красноярский край – он на 20 месте (93,3 балла) и Республика Карелия – на 26 месте (86,4 балла). По словам составителей, в группе лидеров традиционно – экономически развитые регионы, активно развивающие туризм и гостеприимство.

Во вторую, «серебряную» группу рейтинга под названием «Крепкие профи» вошли регионы, занявшие позиции с 31-й по 69-ю включительно. На 37 месте этой группы – Мурманская область (75,1 балла). На 44 месте – Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО – Югра) – 66,4 балла. На 52 месте – Архангельская область (59,6). На 65-м – Республика Саха (Якутия): 48,4 балла, и на 66-м – Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО – Ямал): 48,3 балла. «Серебряная» группа регионов зачастую имеет не меньший туристический потенциал, чем лидеры рейтинга, считают составители, но отстаёт от них по экономике, инфраструктуре или другим факторам. Место того или иного региона в таблице определяет совокупность набранных баллов – то есть реальные показатели, по которым составлялся рейтинг.

В третью, «бронзовую» группу рейтинга с условным названием «Начальный уровень» вошли регионы, разместившиеся с 70-го по 85-е места. И в этой группе: Чукотский автономный округ (ЧАО) – он на 80 месте с 27,1 балла и Ненецкий автономный округ  (НАО) – на предпоследнем 84 месте с 19,4 балла. На последнем месте – неарктическая Еврейская автономная область (у неё 19,1 балла; для сравнения – у абсолютного лидера, Москвы, – 127,7).

Как отмечают составители, малочисленные по населению регионы (в Ненецком автономном округе живёт чуть больше 42 тысяч человек) со сравнительно небольшой экономикой традиционно входят в третью, самую маленькую группу «Начальный уровень». Вместе с тем каждый из этих регионов обладает своими неповторимыми достоинствами (расположением, природно-климатическими факторами, историей и объектами культуры), и власти и бизнес стараются развивать там туризм – за Полярным кругом уместны его экологический и приключенческий виды.

А у Чукотки есть утешение и преимущество: она – лидер среди всех субъектов РФ по такому критерию, как оборот общественного питания на душу населения; Ненецкий автономный округ в этой категории – на 3-м месте.

Подробнее о методологии, экспертных мнениях и данных Национального туристического рейтинга – в материале Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК «Рейтинг»).



далее в рубрике