Питерский взгляд на чукотские реалии
Больше солнечных дней, хороший ветер, сложности с авиабилетами и дефицит спортзалов

Герой материала в трансарктической экспедиции. Здесь и далее фото из архива К. Корабельникова
Знаю много людей, переехавших из маленького города в Питер. Но чтобы из Питера в совсем уж малюсенький Анадырь… О таких, до знакомства с героем этого материала Кириллом Корабельникова, я не слышал.
Главный по связи
– Кирилл, чем вы занимались до переезда на Чукотку?
– Свою профессию я бы охарактеризовал так: инженер широкого профиля. Хотя по образованию я геолог, для меня не проблема освоить практически любую техническую систему – этому меня научили в Санкт-Петербургском университете. Пятнадцать лет я руководил электротехнической лабораторией в одной крупной компании. Было у меня и свое ИП. В 2020-м я переехал в Анадырь на должность главного инженера местного подразделения «Билайна».
– Что вам нравится и что не нравится на новом месте жительства?
– Нравится гораздо большее количество солнечных дней, чем в Питере. Даже если в метеорологических отчетах пишут «облачность», она не обязательно охватывает все слои атмосферы. Здесь может быть слегка пасмурно, но при этом солнце пробивается через облака. В Санкт-Петербурге глухая, темная туча может висеть над городом много дней подряд.
Кириллу Корабельникову нравится в Арктике
– Все мои знакомые, посетившие Анадырь, жаловались на холодную ветренную погоду…
– Из-за близости моря в Анадыре не так холодно, как в континентальной Чукотке. А ветер для парусного человека – только плюс.
– Я знаю, что на кайте вы совершили трансарктическое путешествие от Архангельской области до, собственно, Чукотки. Расскажите об этом вашем опыте подробнее.
– В нашей команде было три человека. С 2015-го по 2020 год мы пересекли на кайтах все арктические регионы России. За месяц отпуска, который мы брали на март-апрель, преодолевали запланированный отрезок пути, возвращались домой, и в следующий отпуск продолжали движение к цели от ранее достигнутой точки. Продукты и часть снаряжения везли в санях с полужесткими оглоблями. С собой у нас не было спутникового телефона, только GPS-трекер с функцией SOS-кнопки.
– То есть вы не могли вне населенных пунктов созваниваться с родными и друзьями?
– Как правило, не могли. Это мы не специально так, просто решили сэкономить. Что я заметил: из всех регионов, которые мы пересекли, самая сложная аэрология на Чукотке. Воздушные потоки здесь меняются и по горизонтали, как обычно, и по вертикали. Поэтому для того, чтобы куда-то далеко уехать, здесь требуется больше времени. Я это в полной мере почувствовал, когда на последнем этапе экспедиции совершил соло-переход из Певека в Анадырь. 850 километров полного автонома.
Разноцветное на белом
Горы есть, маршрутов нет
– А почему вы отделились от других участников?
– Они из Певека погнали в Уэлен вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Я для себя решил, что это слишком опасный маршрут. Из-за белых медведей, они как раз вдоль береговой линии обитают. До Анадыри я добирался 24 дня, из которых ровно половину я пережидал пургу. Кайтинг – это вообще одиночный вид спорта. То, что мы едем вместе, ни о чем не говорит. Каждый сам борется с ветром. Точнее, не борется – ловит его и использует в своих целях. Бороться с ветром и вообще со стихией бесполезно.
– Помимо кайтинга вы еще и альпинизмом занимаетесь. Как вам чукотские горы?
– Здесь нет альпинистских маршрутов, а мои инициативы по их разработке, увы, не встретили понимания у местных чиновников. В Билибинском районе можно было бы организовать первоклассные альпинистские сборы или даже пройти хороший сложный маршрут для участия в чемпионате России в классе первопрохождений. Но там непростая логистика и без административной поддержки не обойтись.
– Если следить за новостями с Чукотки, то складывается впечатление, что туризм здесь развивается. Создан центр гастрономического туризма, открываются новые охотничьи заказники…
– На мой взгляд, все усилия делаются исключительно на бумаге. Базовое, что не меняется – это авиасообщение. Большую часть билетов в населенные пункты Чукотки невозможно купить, потому что они бронируются под пассажиров, имеющих привилегии – женщин с детьми, беременных, а также вахтовиков. Ну и как люди улетают в таких случаях? Они приходят в аэропорт, и, если остаются свободные места на нужный им рейс, то шанс улететь есть. Если не остаются – сидят и ждут. Но это невозможно. У людей отпуска заканчиваются, им надо на работу. Да и где им ждать? Гостиничного фонда почти нет, только мелкие частники.
– Вам могут возразить в том духе, что все-таки это арктический регион – население маленькое, логистические издержки большие…
– Я водил группу на Денали, бывшая Мак-Кинли. Это на Аляске. Так вот путешествовать по этому американскому штату дешевле, чем по Чукотке. Даже при нынешнем курсе доллара. И там есть уверенность, что ты всегда улетишь. Здесь же, чтобы ее обрести, нужно арендовать частный самолет, но это уж слишком дорогой вариант.
Вместе с подругой Кирилл путешествует по Чукотке на катамаране с парусом
Не Анадырь, так Норильск
– Еще люди с большой земли жалуются на убогий ассортимент чукотских магазинов…
– Я не делаю культа из еды. Замороженные овощи или мясо купить всегда можно. Да, я люблю сыры типа бри или дорблю и хорошее вино. Таких продуктов здесь нет. Но это не то, чем я живу.
– Вы один переехали жить на Чукотку?
– Да. С женой я развелся, мой взрослый сын учится за границей. Меня в Питере ничего не держит, и я, когда ездил в командировки, всегда хотел где-нибудь на окраине страны подолгу пожить. Иначе невозможно почувствовать местную жизнь.
– Вы допускаете переезд в какой-то другой регион?
– Возможно, летом я поеду в Норильск. Там поживу, поработаю. Я не люблю жару, поэтому меня арктические регионы интересуют. Опять же рядом с Норильском известная точка притяжения туристов – плато Путорана.
– Единомышленников-туристов среди местных за четыре года удалось найти?
– Нет. На кайте здесь, конечно, катаются, но к дальним путешествиям люди не готовы. Здесь вообще народ неспортивный. Я это так себе объясняю: на Чукотке довольно высокие зарплаты, а рабочая нагрузка гораздо меньше, чем на материке. Из этого проистекает лень. Ну и инфраструктура спортивная плохо развита. Хотя я пытался в Анадыре собрать группу для занятий альпинизмом.
Принимая солнечные ванны
– И что из этого вышло?
– Я нашел восемь человек желающих. В планах было обучить их базовым навыкам, а летом они бы присоединились к альпинистским сборам где-нибудь на материке, как вариант – на Кавказе. Но нет, я не смог найти свободного зала. Я не искал чего-то особенного. Достаточно было шведской стенки и раздевалки. И двух часов свободного времени. На город с 14 тысячами населения всего 3 спортзала, и они все расписаны, в основном, на занятия с детьми.
– По Чукотке много путешествуют Рустем Ахметов, который сделал много контента об этом регионе, и Евгений Басов. Вы с ними знакомы?
– О Рустеме, конечно, слышал, но лично не пересекался. С Женей знаком. Но он – коммерсант, организует и водит туры по Чукотке. Спортивные варианты туризма – не их конек. Мне, чтобы путешествовать, ничьи услуги не нужны. Я сам себя обслуживаю.
***
Алексей Егоров, специально для GoArctic