Сейчас в Мурманске

00:49 2 ˚С Погода
18+

Арктический туризм зависит от планов на развитие территорий, считает эксперт индустрии

Российский союз туриндустрии свидетельствует, что турпоток в Арктику растет, и в основном это молодая аудитория, 80% которой возвращается

Арктический туризм Туризм на Севере Северный полюс Мурманская область
Анна Щетинина
24 сентября, 2024, 14:48
Арктический туризм зависит от планов на развитие территорий, считает эксперт индустрии

Фото: Ольга Каменская / GeoPhoto


Арктический туризм будет развиваться, если он будет встроен в дальнесрочные решения развития территорий, – то есть его состояние и развитие зависит от компетенций (решений, менеджмента) не столько представителей туриндустрии, сколько властей регионов и муниципалитетов, – считает заведующая кафедрой сервиса и туризма Мурманского арктического университета, кандидат философских наук, доцент Зоя Желнина, чье мнение передает РБК.

Эксперт выразила мнение, что в Мурманской области формирование арктического туризма будет идти медленными темпами и за счет очень узкой группы потребителей, при этом Мурманск сейчас выполняет роль не полноценного туристического хаба, а чаще всего – точки входа для нишевых туров: в Кировск, Териберку, Варзугу. Что связано с одним из самых сложных вопросов для местного туризма, по словам эксперта, – морскими перевозками: самостоятельных морских операторов в регионе нет, впрочем, как и пассажирских перевозок. Сейчас высокоширотный туризм для административного центра – «точечное» явление: когда ледоколы отправляются на Северный полюс или когда там швартуются экспедиционные суда и яхты, ходящие по Северному морскому пути.



Фото: Ольга Каменская / GeoPhoto


В настоящее время единственный ледокол, который регулярно отправляется из Мурманска в рейсы с туристами – «50 лет Победы», совершивший в 2023 году один рейс на Северный полюс (полностью состоял из российских пассажиров). В 2024 году ожидалось шесть рейсов ледокола (в том числе – с путешественником Федором Конюховым). В 2025 году на сайте организатора – Клуба полярных путешествий – указано два рейса, стоимость 13-дневного путешествия начинается от 2,6 млн руб.

Ставку в развитии высокоширотных туров Зоя Желнина ставит на Русское географическое общество (РГО), обладающее и компетенциями, и статусом, и активностями, и опытом.



Фото: Вадим Кантор / GeoPhoto


Другие маршруты арктического туризма будут вырабатываться в зависимости от развития территорий, отмечает эксперт: «Сейчас туризм заявлен во многих стратегиях развития регионов, это позволяет надеяться на вовлечение кадровых и организационных ресурсов, а также последовательно формирующуюся систему поддержки проектов (субсидии, преференции и т.п.)».

Потому что пока – за счет неразвитости инфраструктуры, нестабильности цен и условий – сложно идет работа по формированию национальных туристических маршрутов в регионе (их два – «Заполярный калейдоскоп» и «Два моря: от Баренцева до Белого»). «Туроператоры, которые создавали эти маршруты, не могут отвечать за работу партнеров на местах, бизнес в туризме развивается асинхронно и неустойчиво. Фактически это не стабильный маршрут, а некий турпродукт, который заново собирается под конкретную группу (это специфика территории), — утверждает Зоя Желнина. — В других арктических территориях есть еще большая зависимость от наличия заинтересованных участников, стабильности малого бизнеса, а также реализации больших проектов, к которым можно присоединиться».

В частности, как добавляют другие специалисты отрасли, представители отельного бизнеса в Заполярье, – среди проблем, с которыми сталкиваются они при создании новых средств размещения –  усложненная логистика и затраты, связанные с этим : «В Мурманской области нет заводов по производству строительных материалов, мебели, оборудования. Все это приходится везти зачастую из достаточно удаленных мест. Из-за этого происходит существенное удорожание строительных работ, по некоторым позициям — в 1,5 раза». Вторая проблема отельеров региона — отсутствие кадров в области строительства и эксплуатации объектов: «В Мурманской области объективно большие расстояния между населенными пунктами. Дорога из Мурманска в Кировск по протяженности равна всей Калининградской области. Не каждый специалист готов приехать из одного муниципалитета в другой».

 

далее в рубрике