Полярные регионы в зеркале кинематографа

Культура и искусство
Маргарита Емелина
11 Января, 2022, 11:24
Полярные регионы в зеркале кинематографа

М. Трояновский во время съёмок фильма «Папанинцы». 1938 г.



В рамках очередной международной научно-практической конференции «Полярные чтения – 2021» впервые состоялась не просто секция с докладами, а научный семинар, завершившийся дискуссией, посвящённой проблемам, которые обсуждались в ходе работы секции. Она называлась «Полярные регионы в зеркале кинематографа».

Арктические территории стали объектом кинематографического исследования в 1920–1930-е гг.: в это время появились два направления документалистики – экспедиционное и этнографическое кино. Примеры первого направления – «Подвиг во льдах» (Г.Н. и С.Д. Васильевы, Д.В. Шпиркан, 1928 г.), «Два океана» (В.А. Шнейдеров, 1933 г.). Фильмы (в большей степени лента «Два океана», которая имела большую популярность) выполнили свои задачи. Они стали одними из первых кинодокументов об освоении Арктики и запечатлели процессы советизации (например, достижение и открытие новых земель, разработка новой транспортной магистрали – Северного морского пути и переселенческих проектов)[1]. Самый первый и яркий пример второго направления – фильм «Нанук с Севера» (Р. Флаэрти, 1922 г.). Этот фильм -- многослойный документ своего времени, который вышел за рамки сугубо информационного этнографического повествования, заложил методологические основы направления этнографического кино в мире[2]. Изучением первых полярных фильмов занимаются Е.В. и И.А. Головнёвы, А.А. Алексеева[3].


Афиша к фильму «Подвиг во льдах». Сайт kino-teatr.ru


Афиша к фильму «Нанук с Севера». Сайт m.imdb.com

 

С другой стороны, в 1920–1930-е гг. снежные пейзажи Севера впервые появились и в игровом кино – в комедии Ч. Чаплина «Золотая лихорадка» (1925 г.), в фильме С. Герасимова «Семеро смелых» (1936 г.).


Плакат к фильму «Семеро смелых» В. Шмырина. 1968 г. РНБ

 

С тех пор кинематограф подарил миру множество фильмов, действие которых происходит не только в Арктике, но и в Антарктике. Существуют подборки фильмов, можно сделать вывод о том, что у зрителя есть представление о соответствующем кино, в котором действие происходит в высоких широтах. В научной литературе предложен термин – арктический дискурс (arctic discourse), который описывает данное направление[4]. Он используется и для обозначения фильмов, действие которых происходит на шестом континенте. В русскоязычной литературе этот термин используется в работах социолингвистической и лингвокультурологической направленности, поэтому для анализа фильмов, которые связаны с полярными регионами, предложен другой термин – полярный хронотоп (В.Ю. Прокофьева). Он обозначает «сюжетную привязку в кино к территориям Арктики и Антарктики, использование в качестве локаций снежных пейзажей и возможность реализации здесь смысловых стратегий в зависимости от заявленного жанра»[5].

Пришло время для создания базы данных, в которых эти фильмы были бы представлены профессионально, в виде жанровой классификации. Примеры таких классификаций уже предлагаются (В.Ю. Прокофьева, Д.С. Оробинская[6]).

Другое направление проблематики исследований кинофильмов о полярных территориях связано с изучением задач, которые ставились перед создателями фильмов (самими авторами, государством и партией и т.д.). «Арктика и кино в 1930-х гг.» – это совершенно особая тема. В это время создаются киноленты, которые показывают преобразование советским человеком суровых территорий страны, зовут на подвиги -- и зовут именно в Арктику. Они формируют представление о настоящем человеке, полярником стало быть очень престижно, популярно. Конечно, в газетах и журналах также в то время много писалось об Арктике, о работе полярных станций и экспедиций, о новых достижениях советского флота и советской науки. Выходили книги о плаваниях ледоколов и ледокольных пароходов – научные, научно-популярные, травелоги (фильмы о путешествиях). Достаточно вспомнить о том, какой пласт литературы появился после знаменитых плаваний «Красина» в 1928 г. или «А. Сибирякова» в 1932 г., а также о том, что трагедия парохода «Челюскин» в 1934 г. превратилась в героический подвиг. Создавался так называемый арктический миф. Литература дополнялась графическими произведениями (плакаты) и сувенирной продукцией (почтовые карточки, наборы открыток), а также, безусловно, кинофильмами.

Квинтэссенцией арктического мифа в советской литературе 1930-х гг. считается роман В.А. Каверина «Два капитана» (здесь в сюжете объединены две значительные темы – географические исследования Севера и развитие освоения Севера с помощью авиации), а квинтэссенцией в советском кинематографе стали фильмы «Челюскин. Герои Арктики» (1934 г., документальный, реж. Я. Посельский) и «Семеро смелых» (1936 г., игровой). О пропаганде в кино рассуждали участники дискуссии (Е.В. Лярская, К.А. Гаврилова, В.В. Васильева)[7] и авторы современных кинопроектов (Б.Г. Дворкин, Л.Л. Круглов[8]), отмечая, что к концу 1930-х гг. тема освоения Арктики и героизации полярников стала главным направлением в кинодокументалистике, а интерес к жизни коренного населения Крайнего Севера значительно сократился. В кино нашли своё отражение и работы первой высокоширотной экспедиции («Поход ледокола «Садко», реж. О. Подгорецкая, 1935 г.) и первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» («На Северном полюсе», реж. М. Трояновский, 1937 г.; «Папанинцы», реж. Я. Посельский, И. Венжер, 1938 г.), а в выпусках киножурналов освещались другие события полярной истории. За Арктикой закрепляется образ пространства подвига[9].


Афиша кинотеатра «Художественный» – анонс демонстрации фильма «Челюскин. Герои Арктики». ГоскаталогРФ. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

 

Опыт научно-практического семинара, состоявшегося в рамках конференции «Полярные чтения – 2021» оказался очень полезным, а его материалы – востребованными. Они доступны для зрителей на сайте конференции: http://polarconf.ru/live-2021/, а в 2022 г. увидят свет в виде статей в сборнике материалов «Полярных чтений».


Автор: М.А. Емелина, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник ВИЦ СЗФО, старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург). 


[1] Головнёв И.А. Арктика в объективе советского кино: «Два океана» Владимира Шнейдерова // Арктика и Север. 2019. № 2 (35). С. 144–153.

[2] Головнёв И.А. Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино. «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 451. С. 113–123.

[3] Головнёв И.А., Головнёва Е.В.Репрезентация коренных народов Севера в этнографическом кино: https://www.youtube.com/watch?v=QnplP971aW4&t=1s ; Соломонова А.А. «Рампер – человек-зверь» или «Странный случай капитана Рампера» (1927): Арктика в культурно-художественном контексте 1920-х годов возможности: https://www.youtube.com/watch?v=wYaT0-DKXxU (видеозаписи докладов, прозвучавших 19.05.2021).

[4] Ryall A., Schimanski J., Wærp H. Arctic discourses: an introduction. Newcastle, 2010. P. 10.

[5] Прокофьева В.Ю. Полярный хронотоп в кино: смыслы, жанры, возможности (видеозапись доклада, прозвучавшего 19.05.2021): https://www.youtube.com/watch?v=eY2Xb-1bhq0&t=4s.

[6] Там же; Оробинская Д.С. Создание художественных фильмов об Арктике как проявление культурной дипломатии Холодной войны видеозапись доклада, прозвучавшего 19.05.2021): https://www.youtube.com/watch?v=v4m53IVoudU; см. также Долгова Е.А. Освоение Севера в советском мультипликационном кинематографе 1920–1970-х гг. [Электронный ресурс] http: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=http%3A%2F%2Fpolarconf.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2....

[7] Видеозапись дискуссии, состоявшейся 19.05.2021: https://www.youtube.com/watch?v=cys9jsTO7XQ.

[8] Дворкин Б.Г. Мультимедийный проект «Неизвестные герои Севера»: https://www.youtube.com/watch?v=eDC2B23zjLQ; Круглов Л.Л. Проект «Новая Земля»: https://www.youtube.com/watch?v=eDC2B23zjLQ (видеозаписи докладов, прозвучавших 19.05.2021).

[9] О развитии направлений арктического кино в последующие годы см.: Бугаева Л. Арктический миф в советской культуре 1930-х годов и его возрождение // Звезда. 2018. № 8. С. 232–243.



далее в рубрике