Помощь сверху: что даст Арктике новый закон о поддержке бизнеса

Виктория Бабаева
28 Августа, 2020 | 14:44
Помощь сверху: что даст Арктике новый закон о поддержке бизнеса
Фото: Андрей Подкорытов, GeoPhoto


В пятницу, 28 августа, в силу вступает закон о создании в Арктической зоне России льготного режима работы для бизнеса. Основной целью документа является экономическое развитие регионов Севера, стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности, создание экономической основы для опережающего развития и улучшения качества жизни в Арктике. На кого рассчитан новый закон и как скоро проявится эффект от введения новых условий – в материале GoArctic.

 

Налоги к нулю, инвестиции от миллиона

Федеральный закон №193 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» был подписан Президентом России Владимиром Путиным в начале июля этого года. Документ устанавливает, что теперь любой предприниматель, который готов реализовать в Арктике новый инвестиционный проект и вложить в него не менее 1 млн рублей, сможет получить статус резидента.

Такой статус открывает возможность представителям бизнеса получить льготы как по федеральным, так по региональным и местным налогам. В первую очередь, закон вводит нулевую ставку налога на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет), при соблюдении условия, что региональные власти снижают свою часть ставки налога. «Обнуленные» ставки будут действовать на протяжении 10 лет с момента получения организацией прибыли от деятельности в Арктике. Во-вторых, согласно закону, устанавливается нулевая ставка НДС в отношении услуг ледокольного флота, на услуги перевозки товаров морским транспортом – в обоих случаях при поставках товаров на экспорт. Также новым инвесторам возмещается часть расходов по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов, сокращаются сроки проведения плановых проверок, предоставляются субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам.

Чтобы получить статус резидента АЗРФ предприниматель или юридическое лицо должны подготовить инвестиционный проект, соответствующим нескольким критериям. Проект, включенный в заявку, должен быть новым – это если на дату направления заявки объем капитальных вложений, осуществленных при реализации проекта, не превышает 25% общего объема капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом – либо указанные в заявке виды деятельности являются для предпринимателя новыми, то есть не осуществлялись им прежде.

Минимальный объем инвестиций в проект должен составить 1 млн рублей. В эту сумму входят создание, модернизация или реконструкция недвижимости, комплекса движимого и недвижимого имущества. Не учитываются в данном случае затраты на полученное или приобретенное имущество, которые ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами АЗРФ, а также затраты на строительство или приобретение зданий, понесенные до даты включения игрока в реестр резидентов.

Рассматривать заявки на вхождение в реестр будет специальная комиссия. Процессы взаимодействия между резидентами АЗ РФ и коренными малочисленными народами будет мониторить общественный совет Арктической зоны. В совет входят представители общероссийских и региональных объединений, НКО, осуществляющих деятельность в АЗ РФ.

Одной из первых заявок на вхождение в реестр стала заявка ООО «Норд Стар», сообщило РБК. Компания планирует осуществить техническое перевооружение морского порта Витино и Беломорской нефтебазы. Мощность терминала составит более 4 млн тонн нефтепродуктов в год. По словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, к нынешнему моменту решение о реализации инвестпроектов приняли уже четыре компании в регионе.


Георгиевский Игорь_ijg20080826116.jpg
Фото: Игорь Геогиевский, GeoPhoto


И сейчас, и на перспективу

В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают, что до конца 2020 года в реестр должны войти около 50 резидентов Арктической зоны РФ и территорий опережающего социально-экономического развития в Арктике.

Данный закон направлен в первую очередь на местных предпринимателей, причем низкий порог входа (инвестиции в 1 млн рублей) позволяет открыть новые возможности именно для малого и среднего бизнеса, доля которого в Арктике остается невысокой.

«Принятие такого закона позволит усилить положение малого и среднего бизнеса в Арктике. Это (принятие закона – прим. ред.) очень важное и своевременное решение, которое позволит осваивать Арктику более активно», — прокомментировал профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, заместитель председателя общественного совета Комитета по делам Арктики при правительстве Санкт-Петербурга Алексей Фадеев.

По его словам, реализация арктических проектов должна прежде всего способствовать развитию территорий.

Координатор программ Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов уверен, что эффект от нового закона будет сильным. Основанием этому служат масштабные налоговые льготы и другие меры поддержки.

«Мы с предпринимателями проводили оценку новаций, и возникает даже такая ситуация, что становится выгодным с нуля создать производство в Арктике, чтобы поставлять продукцию на Урал, в Сибирь и в Центральную Россию. Этот эффект по совокупности станет заметным в ближайшие полтора-два года», — считает эксперт.

Более того, есть ожидания, что, когда начнут складываться успешные практики на местах, на это обратят внимание и предприниматели из других регионов России, и иностранные «несырьевые» инвесторы.

Алексей Фадеев также считает, что первые результаты от введения новых условий для бизнеса в Арктике можно будет ощутить уже в ближайшее время.

«Этот закон будет действовать на нарастанию – чем дальше, тем эффект будет более ощутимым. Но первые результаты мы сможем увидеть уже в течение года, потому что будут создаваться предприятия, рабочие места. У людей, которые живут и учатся в Арктической зоне, появится возможность найти себе применение и не уезжать в южные регионы», — заявил он.

Что касается долгосрочных планов, эксперты уверены, что для успешного развития Арктики, помимо закона, также необходимы дополнительные усилия по развитию инфраструктуры и решению проблем транспортной доступности.

«Закон требует этих усилий со стороны властей. Таких важных сегментов несколько десятков: телемедицина, обновление льгот для жителей Арктики, малая авиация и малые аэродромы, обновление речного флота и перевод его на СПГ, обновление имеющихся и строительство новых портов, развитие дорожной сети, заправочные станции для электрического транспорта и многое другое», — заявил Андрей Иванов.


***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике