Сейчас в Мурманске

10:36
18+

Работа в Арктике: служба транспортной безопасности на енисейских рейсовых теплоходах

Как в эту службу попасть и сколько можно заработать

Жизнь в Арктике Работа в Арктике Арктический транспорт Енисей Речной транспорт
Константин Каськаев
13 сентября, 2025, 08:25
Работа в Арктике: служба транспортной безопасности на енисейских рейсовых теплоходах

Пейзажи Енисея. Все фото автора К. Каськаева

Продолжая цикл статей, посвящённых работе в Арктике, здесь я расскажу о работе в частном охранном предприятии, сотрудники которого следят за порядком на рейсовых теплоходах «В. Чкалов» и «А. Матросов». Во времена СССР у нас была специальная транспортная милиция, сейчас же часть её функций отданы в ЧОПы. Так, например, каждый год проводятся тендеры, которые определяют какая фирма будет организовывать охрану и порядок на пассажирских теплоходах, курсирующих по Енисею.



«Чкалов» у пристани в Красноярске


Зарплаты и условия приема на работу

«В. Чкалов» и «А. Матросов» каждую навигацию ходят по маршруту Красноярск – Дудинка, то есть, в течение лета еженедельно один из теплоходов стартует на север, вниз по Енисею, в Заполярье. Каждый из теплоходов – это целый музей (про них мы уже писали), построены они в ГДР в 1953-1954 годах и до сих пор, уже более 70-ти лет, в строю. Устроится в охрану на один из теплоходов, чтобы поближе познакомиться с Севером и жизнью на большой реке, почему бы и нет?



«Матросов» подходит к Игарке


Сразу перейду к зарплатам. За одну смену платят несколько тысяч рублей. Деньги, по меркам Москвы, небольшие, но для сельских жителей из-под Красноярска – это существенная сумма, тем более что за месяц набегает чуть меньше средней зарплаты по России. При этом на корабле обеспечивают трёхразовым питанием. Пусть кухня не такая разнообразная, как где-нибудь на чукотском «Куполе», зато более домашняя.



Ресторан на теплоходе


С 2022 года теплоходы обслуживает ЧОП «Тамерлан», до этого тендеры выигрывала компания ФГУП «Минтранс», они же, кстати, обслуживают и паромы в Красноярском крае и занимаются охраной мостов. На работу берут многих, но кроме того, что нужно пройти медкомиссию, принести справку об отсутствии судимости и пройти психиатра и нарколога, нужно ещё проходить проверку на знание нормативных документов и законодательных актов, научиться правильно применять физическую силу, и специальные средства, пройти аттестацию для работы на водном транспорте. Ещё на работе придётся иметь дело с разными людьми и нужно в них хорошо разбираться, чтобы сводить количество конфликтных ситуаций к минимуму. Да, особо пьяного и буянящего пассажира могут ссадить на берег (читай передать в руки сотрудников полиции в ближайшем населённом пункте), но происходит это крайне редко. Дебошира, всё же, пытаются урезонить, успокоить и уложить спать.



Прогулочная палуба


Быт и обязанности охранника на судне

Мой товарищ по имени Сергей, уже несколько навигаций отработал в транспортной безопасности теплоходов. Про него сегодня и поговорим.

Сергей родился в Красноярске, но вырос недалеко от Дудинки, в 71 км к западу от нее, в поселке Тухард. В подростковом возрасте у него была тяга к работе на реке или море, но в речное училище поступить в своё время не удалось. Большую часть жизни трудился в полиции в Красноярске, а когда по возрасту вышел на пенсию, то решил вернуться к мечте своей юности и через знакомых из МВД попал в компанию ФГУП «Минтранс», а оттуда, когда тендеры стал выигрывать «Тамерлан», перешел в последний.

Больше всего Сергея привлекает романтика северной природы, красивые берега Енисея, смена климатических зон от тайги до тундры и общение с людьми. За несколько лет он обзавёлся новыми знакомствами среди местных, а также случайно встречал своих старых знакомых из школьных времён. Знакомился и со многими иностранцами: чехи, поляки, итальянцы, немцы (как он говорит, встречались и «наши ГДРовские», и их «западные»).



Палуба «Чкалова»


Навигация начинается примерно с 5 июня и длится до середины октября. То есть длится около 4 месяцев, таким образом можно заработать около 360 000 тысяч за один сезон. На судне всегда находятся два сотрудника транспортной безопасности, им выделяется двухместная отдельная каюта.



Плавучая пристань – дебаркадер


Важно выстроить хорошие отношения с командой с первых дней, выставить границы и определить чётко свои обязанности. Сергей, так как уже трудился много лет в полиции, хорошо разбирается в людях и заранее, ещё на посадке, с большой долей вероятности может выявить потенциальных проблемных пассажиров.

Тут надо понимать, что «В. Чкалов» и «А. Матросов» на Енисее выполняют роль социальных перевозчиков. Они, по сути, единственный доступный и дешевый транспорт для местных жителей. Особенно для тех, кто живёт в небольших посёлках типа Бахта, Курейка и пр. Каждую навигацию в начале и середине лета сотни и тысячи людей с Крайнего Севера устремляются в отпуска, к морю, к родственникам на Большую Землю и т.д. А в конце лета возвращаются обратно.



Четырёхместная каюта



Двухместная каюта на нижней палубе


Естественно, что люди хотят отдохнуть и расслабиться после долгих месяцев работы, вот только не у всех срабатывает самоограничитель «расслабления», отсюда и конфликтные ситуации с командой, другими пассажирами, с охраной, в конце концов. Если человека никак не получается успокоить, то его попросту высаживают в ближайшем крупном посёлке или городе, например в Туруханске, Боре, Игарке. Там он протрезвится и будет неделю жить в гостинице (минимум 2 500 в сутки!) в ожидании следующего теплохода.

При этом главная функция «транспортников» – антитеррористическая, и успокаивать пьяных дебоширов двум охранникам не обязательно, это дело команды, но все друг другу помогают в этом нелёгком деле. Ещё «в рамках антитеррора» они проверяют багаж пассажиров при посадке на судно в тех пунктах, где невозможно организовать полноценный досмотр (по факту, рентгеном просвечивают только в Красноярске), контроль пассажиров при посадке и высадке; также контролируют, чтобы с берега/дебаркадера во время стоянки ничего не забросили на палубу судна.



Спасательный круг


Сотрудник транспортной безопасности на судне вооружен палкой резиновой, наручниками и радиостанцией для связи с напарником и командой. Основная работа приходится именно на стоянки, которые бывают дневными и ночными.



Верхняя палуба теплохода


Из отрицательных сторон – рутинность и привыкание к пейзажам, которые со временем становятся однообразными. При этом, работая в службе безопасности на Чукотке или в Якутии, можно получить гораздо больше (120-130 тысяч в месяц).

В заключение

Идея поработать в Арктике приходит в голову многим. При этом совсем не обязательно иметь инженерное, или экономическое образование. Можно попасть в транспортную безопасность теплоходов и без какого-либо специфического диплома. Провести одну навигацию на Енисее, проникнуться духом и размеренным течением Большой Реки, погрузиться в местные реалии и заботы, познакомиться поближе с местными людьми, ведь именно о них и писал великий сибирский писатель В. Астафьев…



Ночная высадка пассажиров с помощью мотобота



***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике