Работа в Арктике: спасатель в Норильске
В зону ответственности спасотряда попадет всё, что в радиусе 50 км вокруг Норильска, но при необходимости территория «расширяется»

Вид с плато Ламских гор на запад в сторону озера Лама, плато Путорана. Фото: Андрей Подкорытов / GeoPhoto
Виталий Лежнев – герой сегодняшней статьи. Второй раз уже публикуем о нём материал. Первая статья была посвящена лыжному походу из Диксона в Дудинку. Сегодня же Виталий рассказал о буднях спасателя на Таймыре.
Какие навыки необходимы, чтобы стать спасателем?
Сразу отмечу, что в народе знают только аббревиатуру МЧС и к этому ведомству относят все службы спасения. Но МЧС – это только федеральная структура (она представлена в регионах, например, пожарными частями), а есть еще муниципальные, то есть местные, спасательные отряды, так вот речь пойдёт именно о спасательном отряде.
Виталий уже 19 лет трудится в муниципальном казенном учреждении «Служба спасения», аварийно-спасательном отряде экстренного реагирования. Весь штат отряда около 35 человек. В их зону ответственности попадает всё, что находится в радиусе 50 км вокруг Норильска, так как Норильская городская агломерация подчиняется напрямую Красноярску и в состав Таймырского муниципального района не входит. В Дудинке, являющейся центром ТМР, и расположенной в 100 км от Норильска, есть свой спасательный отряд, и он работает по всему Таймыру.
Виталий попал в отряд 19 лет назад по рекомендации. Тогда освободилось место, и друзья пригласили его к себе. Специальное образование не требовалось, но важным фактором являлись практические навыки: умение управлять снегоходом, вездеходом, аэролодкой и моторкой, обычным колёсным транспортом, наличие разрядов в альпинизме, умение работать руками и ориентироваться на местности.
В течение каждого года отряд обычно сталкивается с различными задачами, требующими самого широкого спектра навыков – от эвакуации пострадавших туристов и поиска пропавших грибников, до «подъема» утопленников и извлечения техники из-под воды в зимнее и летнее время. Поэтому в каждой смене, а это 7-8 человек, должны быть специалисты разных профилей.
Трэкол – снегоболотоход. Фото: Виталий Лежнев
Как сдать экзамен и получить статус спасателя: от 3 класса до высшей категории?
Естественно, каждый спасатель имеет право и возможность обучаться новым навыкам за казённый счёт и повышать свою квалификацию, лишь бы было желание.
Через первые три года можно сдать экзамен и получить статус спасателя 3 класса (зарплата подрастает сразу на 25% примерно), ещё через два года можно стать спасателем 2 класса. Спасателем первого класса можно стать, только отработав не менее десяти лет в спасотряде. А высшую категорию получают только через 15 лет общего стажа. При этом если у спасателя, допустим, есть удостоверение водителя снегохода, то есть возможность за ним закрепить технику, и он за это тоже будет получать надбавки.
Зарплата зависит от выслуги лет и классности спасателя. В среднем сейчас в отряде получают около 160 000 рублей в месяц, график работы сутки через трое. Интересно, что самую большую зарплату спасатели получают в январе, так как длинные праздники, а за дежурство в праздничные дни идёт дополнительная надбавка.
У Виталия отпуск больше 70 дней, но это с учётом девятнадцатилетнего стажа. Условия работы хорошие, бюрократии мало, бумагами в основном занимаются начальник отряда и главный инженер, и ещё начальник смены. Отпуск можно дробить на части и брать в разное время года, но необходимо заранее согласовывать с коллегами внутри смены, чтобы на дежурстве оставались люди в нужном количестве.
На службе стоят и обычные газели. Фото: Виталий Лежнев
Спасательная техника и сети спасения
Техникой отряд оснащён на отлично, особенно по сравнению со спасотрядами, работающими на Большой Земле. Только своего вертолёта у них нет, зато есть: снегоходы, лодки моторные, судно на воздушной подушке, вездеход, аэросани и т.д. Техника, в основном, импортная, так как практика показала, что она зачастую надёжнее, а у спасателей нет времени чинить свои снегоходы в заснеженной тундре в минус 40 во время спасательной операции. Так как отряд муниципальный, то финансирование ему выделяет город Норильск.
Пик спасательных работ приходится на лето. В это время и туристы массово приезжают в город, и местные по грибы да по ягоды в тундру выходят. Раньше, кстати, лет пятнадцать назад люди чаще терялись на природе, а сейчас почти поголовно у всех есть смартфоны с картами, с системой навигации, поэтому таких случаев стало на порядок меньше. Важно отметить, что в тех случаях, когда требуется «прочесать» обширную площадь, то подключаются местные добровольцы/волонтёры, в том числе из Liza Alert.
Снегоходы норильчан. Фото: Виталий Лежнев
Также интересен тот факт, что местный активист-радиолюбитель, ещё и сотрудник спасательного отряда по совместительству, создал систему ретрансляторов вокруг Норильска, которая как раз покрывает зону ответственности норильского аварийно-спасательного отряда. Любой снегоходчик или грибник может приобрести карманную радиостанцию и подключиться в эфир после определённой перепрошивки «рации». Естественно, что на поддержание сети в рабочем режиме ежегодно собираются небольшие членские взносы, а также получаются правительственные гранты. Данная система является хорошей альтернативой спутниковым телефонам, так как последние не все могут себе позволить, да и в условиях санкций некоторые спутниковые телефоны иностранных фирм попросту перестали функционировать на территории России.
Интересно, что иногда отряд работает и вне зоны своей ответственности. Так, когда нужно проводить спасательные операции на озере Лама или Глубоком, а это дальше, чем 50 км от Норильска и, следовательно, зона ответственности ребят из Дудинки, но норильчанам горазда быстрее отправить свою технику на помощь людям. От базы норильчан до реки 30 минут, а от Дудинки целых три часа. Поэтому два отряда взаимодействуют и помогают друг другу.
Что касается спасения туристических групп в горах – спасают всех. Не важно, была ли зарегистрирована группа в спасотряде или нет. Но лучше регистрировать свой поход, так как при составлении плана поисков у спасателей уже будет на руках нитка вашего маршрута и это может существенно сократить время поисков.
Вездеход Шерп. Фото: Виталий Лежнев
В заключение
Труд спасателя почётен и важен, а в Арктике с её особо суровыми климатическими условиями, он ещё нужнее и важнее. Пожелаем спасателям удачи и спокойных трудовых будней. Ну а читателя можно пригласить посетить Норильск и его окрестности – чудесные места для отдыха летом 2025 года.
Плато Путорана. Слияние рек Дулисмара и Яктали. Фото: Михаил Генис / GeoPhoto
Озеро Аян, плато Путорана. Фото: Андрей Подкорытов / GeoPhoto
Верховья реки Дёлочи, плато Путорана. Фото: Андрей Подкорытов / GeoPhoto
***
Константин Каськаев, специально для GoArctic