Сейчас в Мурманске

09:55 1 ˚С Погода
18+

Российский Дед Мороз: родина, коллеги, истоки образа

Добрый и весёлый старик в цветной шубе с мешком подарков не всегда был таким, да и сейчас он сохраняет некоторые архаические черты персонажа славянской мифологии

Валерий Кондаков
31 декабря, 2020 | 08:31

Российский Дед Мороз: родина, коллеги, истоки образа
Дед Мороз. Источник: pinterest.com

 

Американские дети, приглашённые на кремлёвскую ёлку,
очень испугались, когда погас свет и русские дети начали
звать Угрюмого Мертвеца (Dead Morose! Dead Morose!).

Анекдот

 

Во время новогоднего празднества, безусловно, главной является фигура Деда Мороза. Его образ оформился в 30-е годы ХХ века, когда советская власть взяла курс на частичную реабилитацию дореволюционного прошлого. Этот добрый и весёлый старик в цветной шубе с мешком подарков, однако, не всегда был таким, да и сейчас он сохраняет некоторые архаические черты персонажа славянской мифологии.

 

Появление Деда Мороза

Впервые в литературе Дед Мороз появился в 1840 году в сказке «Мороз Иванович» русского писателя-мистика В.Ф. Одоевского. В ней добрый седой старик живёт в ледяном доме, и когда к нему попадает работящая девушка, то он её одаривает, а когда ленивая – то проучивает. По сути, это была литературно обработанная русская народная сказка «Морозко», в которой замораживание ленивой старухиной дочери заменено на поучительное одаривание сосулькой.

 

Дед Мороз. 1885 год. Художник В.М. Васнецов. Источник: Wikimedia Commons

 

Вскоре фигура литературного Мороза Ивановича смешивается с образом Святого Николая православной традиции. Происходит то же, что и в соседних европейских странах, когда Санта Клаус, то есть Святой Николай (и его аналоги), «впитал» в себя элементы дохристианских мифологических представлений.

После октябрьских событий 1917 года Дед Мороз, отождествлённый с Николаем Угодником, подвергся забвению как «религиозный элемент» в рамках богоборческой кампании. Лишь в конце 1935 года, когда член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью с предложением организации детского праздника с новогодней ёлкой, заговорили о возращении Деда Мороза.

Он появился обновлённым во время празднования нового 1936 года, а в следующем году к нему присоединилась Снегурочка. Дед Мороз предстал перед гражданами страны Советов в образе бодрого старика с длинной белой бородой, в валенках, зимней шапке и красной или синей шубе до пят. Он командовал зажжением огней на ёлке и тем самым производил смену года. Кроме того, Дед Мороз одаривал детей подарками из большого мешка, но только тех, кто «хорошо кушал и маму слушал». Часто для получения подарка необходимо было рассказать небольшое стихотворение.

 

Дед Мороз. Источник: pinterest.com

 

Поначалу Деда Мороза, помимо Снегурочки, сопровождал Мальчик Новый Год, который как бы приходил на смену Старому Году, был его преемником. Однако уже в позднесоветское время этот образ практически исчез из новогодней праздничной церемонии. Видимо, нужда в молодых преемниках отпала.

 

Новейший вклад

Современный российский Дед Мороз – преемник и продолжатель дела советского Деда Мороза: он так же зажигает елку и дарит подарки. Однако только в современной России ему назначили чёткую географическую локализацию.

В 1999 году Великий Устюг стал официально именоваться родиной Деда Мороза. Позднее своё месторождение получила и Снегурочка, она оказалась уроженкой Костромы. Если последнее можно объяснить тем, что неподалеку от тех мест в 1873 году А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка», то назначение Великого Устюга родиной Деда Мороза непонятно.

 

Терем Деда Мороза в Великом Устюге. Источник: guide.travel.ru

 

Для объяснения выбора была придумана легенда:

«Место, где царствовал славянский бог Трескун – место впадения двух рек в третью, втекающую в большое белое озеро. Если сравнить с современной картой, то «белое озеро» – это Белое море, «третья река» – Северная Двина, а впадающие в неё две реки – Сухона и Юг. На пересечении же этих рек и стоит Великий Устюг».

Хотя, следуя этой логике, Великий Устюг должен был быть провозглашён столицей Водяного бога (Нептуна или подобного), потому что реки, сливаясь, образуют вилы, да и на гербе города – Водолей.

На мой взгляд, интереснее было бы предложить следующую версию связи Деда Мороза и Великого Устюга. Исторически Великому Устюгу предшествовал город Гледен, располагавшийся на одноимённой горе при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения IX-XI вв. Долгое время Сухона подмывала правый берег, на котором располагался город, и большая часть населения переместилась на новое место, дав жизнь Великому Устюгу. Оставшаяся часть жителей со временем переехала в село с примечательным названием Морозовица, основанное в 1440 году.

Географ С.В. Рогачев предложил сопоставить Гледен и легендарный город Леденец, откуда прибывает в «былинный Киев» Соловей Будимирович1. А где ещё жить Деду Морозу, как не в ледяном доме, в ледяном городе?

 

Очень старый дедушка

Несмотря на относительную молодость Деда Мороза, в основе его образа лежит древняя персонификация Зимнего божества (возможно, ипостась Велеса). Это божество не доброе и не злое: оно может заморозить насмерть, но может и одарить богатыми дарами. Ведь для того, чтобы озимые дали хороший урожай, они должны быть покрыты снегом до наступления мороза. Вспомните, как в песенке про елочку пелось: «Мороз снежком укутывал: «Смотри не замерзай!».

 

Дед Мороз. Художник Олег Гудков. Источник: cghell.com

 

Для получения благосклонности божество необходимо было задабривать, то есть приносить ему жертвы. В русской народной сказке «Морозко» девушку – дочь старика именно жертвуют Морозко, но тот, видя её «правильность» (вежливость и терпеливость), напротив, согревает её и одаривает. Нерадивых дочерей мачехи Морозко, наоборот, как раз замораживает.

В народной сказке сохраняется эта двойственность Морозко: он одаривает хороших и наказывает (причём именно убивает) плохих. В поздних версиях как литературных, так и кинематографических Морозко смягчается и просто высмеивает нерадивых девушек, одаривая их ненужными вещами (углями, повозкой, запряжённой свиньями и т.д.). Да и сейчас Дед Мороз дарит подарки послушным детям, но не наказывает провинившихся. Однако в любом утреннике, фильме или мультфильме есть персонаж (волк, ворона, Баба-Яга и т.д.), который ведёт себя плохо: крадёт подарки, мешает зажечь ёлку или что-то подобное. Его Дед Мороз с помощью детей разоблачает и перевоспитывает.

 

Морозко морозит девочку. Источник: razvi-tie.ru

 

Если раньше ребёнку за провинности за определённый срок могли «всыпать по первое число» или «драть как сидорову козу», то теперь могут показывать проступки только на чужом примере. Дед Мороз из сурового, но справедливого мифического существа превратился в педагога-морализатора.

 

Заграничные коллеги

Такая же ситуация наблюдается у заграничного коллеги Деда Мороза – Санта-Клауса. Однако, если дореволюционный Дед Мороз воспринял некоторые функции Николая Чудотворца, то Санта-Клаус и есть Святой Николай (Николай Мирликийский (ок. 270 - ок. 345 гг.)).

 

Классическое изображение Санта-Клауса. Источник: pcclean.io

 

Согласно житийной литературе, Святой Николай решил помочь бедняку и подкинул ему в дом через трубу кошель с деньгами. Это породило традицию подарков детям в день Святого Николая 6 декабря, которая потом сместилась на Рождество.

Благодаря голландским колонистам, основавшим в середине XVII века будущий Нью-Йорк, традиция прижилась в Соединенных Штатах, а в 30-х годах ХХ века компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой появился узнаваемый дедушка в характерном красно-белом одеянии.

Современный Санта-Клаус добр, но и у него остались элементы воспитательной функции: он может положить в носок непослушного ребенка уголёк вместо подарка. Для нивелирования ситуации всеблагой Санта-Клаус дополнялся спутниками: Чёрным Питом в Нидерландах и Фландрии, Кнехтом Рупрехтом во Франконии, Гансом Траппом в Эльзасе и Лотарингии и, конечно же, Крампусом в южно-немецкий землях.

 

сс.jpg

Санта-Клаус и Крампус приходят к детям. Источник: reactor.cc

 

Эти фигуры воплощают в себе «функцию наказания», которая ранее была присуща древнему божеству наравне с одаривающей. Например, Крампус может хлестать розгами и даже похитить капризного ребенка.

Лучше всего представления о неотвратимости наказания, если не завершил дела в срок и не подготовился к новогоднему празднеству, сохранились в Скандинавии и Финляндии. Там есть такая фигура как йольский2 козел (или кот), который навещает семьи в канун праздника и смотрит, готовы ли к нему люди: все ли дела доделаны? Те, кто закончил все дела в срок и угощает гостя, получают подарки, а те, кто не готов к празднику должным образом – будут наказаны.

Неудивительно, что именно финны и скандинавы сняли первый фильм, в котором показали ужасную, архаичную природу Зимнего божества (Санта-Клауса / Деда Мороза).

 

Дело было в Лапландии

В 2010 году на экраны вышел совместный финно-шведско-норвежско-французский фильм «Уникальный товар: рождественская сказка» (Rare Exports: A Christmas Tale, в российском прокате: «Санта на продажу», режиссер Ялмари Хеландер). Это классическая скандинавская комедия ужасов про архаичное божество и его приспешников, которые наказывают непослушных детей.

 

Замороженное зимнее божество. Источник: michtheater.org

 

В древности саамы поймали божество и заморозили в лапландской сопке Корватунтури на границе России и Финляндии, в 78 км к юго-западу от Мурманска. Его целенаправленно ищут и находят бурильщики американской компании. После чего у местных саамов-оленеводов пропадают почти все дети (кроме главного героя – послушного мальчика Пиетари), умирают все олени, а из домов пропадает бытовая техника. Местные смеются, что их старая техника могла понадобится только русским. Тем не менее, её похитили эльфы неизвестной национальности для того, чтобы освободить своего повелителя – настоящее архаичное зимнее божество с большими козлиными рогами.

В завершении фильма предприимчивые саамы налаживают поставку эльфов под видом «настоящих Санта-Клаусов» в США.

 

Иллюстрации архаичного зимнего божества. Источник: jahroma-man.livejournal.com

 

Фильм, как и престало финским и скандинавским комедиям ужасов, насыщен добротным арктическим чёрным юмором, за что и получил многочисленные награды на Международном кинофестивале в Локарно, Кинофестивале в Сиджесе и многих других.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1 «Гле’ден есть результат некоторой перекомпоновки финского полунарицательного топонима Ле’денг», а уже Леденг по созвучию мог называться русскими сказителями былин городом Леденцом. См. далее

2 Йоль – дохристианский праздник у германских народов, близкий по дате празднования к Зимнему солнцестоянию. После христианизации часть элементов праздника перешла к Рождеству.

далее в рубрике