Ростуризм идёт в Арктику

Туризм
Валентин Юшкевич
22 Сентября, 2020 | 06:12
Ростуризм идёт в Арктику
Фото: Сергей Яковлев, GeoPhoto

 

С 18 по 22 сентября поочерёдно в Санкт-Петербурге и Мурманске прошёл Первый арктический медиа-конгресс и Форум «Доступная Арктика». Его инициатором выступило Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Главная задача для всех приглашенных – сообща решить, как сделать Арктику узнаваемым, желанным и доступным туристическим маршрутом?

На открытии медиа-конгресса в Таврическом дворце Санкт-Петербурга заглавные спикеры в один голос сформулировали как главные туристические преимущества Арктики, так и очевидные проблемы.

С одной стороны, Арктика – обширная и уникальная мега-территория, способная удовлетворить любые запросы. Здесь есть место индивидуальному и групповому туризму, краткосрочному и долгосрочному, морскому, речному и пешему, промышленному, экологическому, гастрономическому и событийному. При этом добраться самолётом из Москвы в Заполярье можно всего за два часа. Однако всерьёз говорить о существовании российской арктической туриндустрии пока не приходится.

По мнению руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, сделать Арктику ближе и доступнее, сохранив при этом её хрупкую природу и самобытный уклад северных народов, возможно только при комплексном решении трёх базовых блоков.

 

Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области

 

Это, во-первых, системное регулирование нормативно-правовой базы. Самая глобальная задача – написание федерального закона о туризме, в который Арктика должна войти отдельной строкой. Работа над ним потребует не только усилий, но и времени, а вот застарелая проблема по допуску судов (особенно иностранных) в арктические воды почти решена:

«Мы впервые расширили и закрепили 350 точек портов и пунктов судозахода. То есть мест, куда можно заходить иностранным туристским судам. Тем самым, мы начали путь к переходу от разрешительного характера этих заходов к уведомительному… Я со своей стороны могу обещать, что этот важный с точки зрения повышения доступности вопрос будет в ближайшее время решен», – отметила Зарина Догузова.

Вторым блоком вопросов она назвала необходимость создания инфраструктуры и качественного туристического продукта. С этой целью с 22 сентября Ростуризм начинает принимать заявки на участие в грантовой поддержке предпринимательских инициатив. Это могут быть модульные отели, кемпинги, точки проката, улучшение инфраструктуры маршрутов и др. А чтобы обеспечить экологическую безопасность, Ростуризм предлагает разработать для всей Арктики единый стандарт строительства и использования элементов инфраструктуры.

 

Георгиевский Игорь_ijg20080717586.jpg 

Фото: Игорь Георгиевский, GeoPhoto

 

Наконец, третья группа вопросов включает в себя стимулирование спроса, повышение доступности территории и узнаваемости ее бренда. Этой цели должна послужить единая и уже действующая интерактивная интернет-платформа russia.travel, где должна появиться отдельная вкладка по Арктике. По мнению Зарины Догузовой, отлично зарекомендовало себя и главное новшество этого года – туристический кешбэк. Однако специальных бонусов в пользу Арктики пока не будет.

«Мы очень рассчитываем, что эта программа станет якорной в части стимулирования спроса и повышения привлекательности для жителей всех регионов нашей страны, и на следующих этапах можно будет обсудить какую-то дифференциацию и, быть может, делать разные коэффициенты под разные регионы. Сейчас пока они не планируются», – ответила глава Ростуризма на соответствующий вопрос портала GoArctic.

Со своей стороны, посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов отметил, что без решения транспортной доступности и развития телекоммуникаций не решить ни одной задачи по развитию отечественного арктического туризма, и призвал к более тесной интеграции с нашими международными партнёрами. Этому, по его мнению, должно способствовать и то, что с 2021 года Россия будет председательствовать в Арктическом совете, а значит, нам необходимо инициировать проведение отдельного международного мероприятия (форума), на который следует пригласить иностранных руководителей туристических отраслей и бизнеса, готового всерьёз вкладываться в Арктику.

 

 Кантор Вадим_kntr605784.jpg

Фото: Вадим Кантор, GeoPhoto

 

Практически каждый выступающий посчитал своим долгом отметить форс-мажорные обстоятельства, в которые попала отрасль в связи с пандемией. Общий вывод – фактор ковида это не только угроза, но и открывающиеся возможности для развития внутреннего туризма, которыми необходимо воспользоваться.

«К сожалению, из-за пандемии мы сейчас многое начинаем с чистого листа. Это такой некий рестарт. Мы видим себя туристским хабом, воротами на Русский Север. Многие маршруты начинаются и заканчиваются здесь. Нам выгодно, чтобы турист приезжал сюда многократно. То есть приехал один раз – дальше направился в Карелию, второй раз в Мурманск, в третий – в Архангельск. Экономика всех туристических стран основана именно на постоянных клиентах – «репитерах», которые возвращаются к вам по разным причинам. Поэтому мы стремимся превратить Санкт-Петербург в своеобразную «точку входа» в Арктику», – пояснил для GoArctic свой арктический интерес председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.

Не только точкой входа, но и «столицей Арктики» считает Мурманск губернатор области Андрей Чибис. Именно в этом он попытался лично убедить собравшихся, проведя своеобразный мастер-класс по продвижению и пообещав превратить региональный туризм в «экономическую подушку безопасности». Из его презентации стало известно о желании превратить мурманский аэропорт в главный российский северный хаб, построить на территории заброшенной судоверфи культурно-деловой центр «Новый Мурманск», превратить Хибины в современный горнолыжный курорт и национальный парк с международным аэропортом, построить морской порт для захода круизных судов на месте заброшенного посёлка Лиинхамари. Особое место Андрей Чибис уделил поселку Териберка, который, по его словам, после выхода знаменитого звягинцевского фильма «Левиафан» принимает ежегодно по 40 000 туристов и имеет доход в размере 1,3 млн руб. В ближайших планах губернатора превратить это место в природный парк, а в качестве первого шага он пообещал заасфальтировать сорокакилометровую грунтовую дорогу, которая ведёт к «сухопутному выходу к Северному Ледовитому океану».

 

Андрей Чибис и Зарина Догузова осматривают территорию, на которой предполагается реализовать проект «Порт Лиинахамари». Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области

 

Впрочем, он также признал, что арктическая инфраструктура гостеприимства пока не на том уровне, чтобы «влюбить» в себя туриста и заставить вернуться. Ещё более критичные мнения звучали на круглых столах.

«Давайте посмотрим на реальность. В структуре экономики арктических регионов туризм никогда не будет составлять значимую величину… Для них это не более, чем социальная нагрузка, то есть развитие собственной сферы услуг и занятости внутри региона. Наш внутренний туризм замкнут, прежде всего, на пляжный и рекреационный туризм. Ведь у нас скорее с Севера детей вывозят на юг, а не наоборот, а если и везут на Север, то это разовая акция. Относительно массовый туризм в Арктику возможен только из-за рубежа, а там мы как раз не занимаемся продвижением вообще», – считает директор Института прикладных политических исследований, советник директора ИАЦ Госкомиссии по вопросам развития Арктики Григорий Добромелов.

На его взгляд, главная проблема в том, что в существующую систему национальных интересов в Арктике задача по её продвижению (в том числе для туризма) вообще не включена, а сам туризм как отрасль до сих пор разбросан по разным законодательным документам. Для того, чтобы исправить негативную ситуацию, он внёс предложение из трех пунктов:

  • принять общий национальный проект по развитию туризма, где отдельным подпунктом прописать арктический туризм;

  • сформировать координационный совет из представителей медиа и экспертного сообщества с задачей контроля и продвижения арктического туризма. Причём самим продвижением следует заниматься не только посредством крупных медийных корпораций (ВГТРК, «Россия сегодня», «Планета» и др.), но и с привлечением поисковых интернет-систем, букинга, блогеров и лидеров общественного мнения;

  • утвердить единый и обязательный для всех госструктур план медиа-продвижения Арктики как приоритетного субъекта.

«Когда мы говорим о развитии арктического туризма, то мы в первую очередь должны заниматься продвижением Арктики в целом. Пока мы не будем делать это системно, ни о каком развитии массового туризма на этой территории говорить не приходится», – заключил Григорий Добромелов.

 

Фото: пресс-служба Правительства Мурманской области

 

По оценке руководителя проекта Arctic.ru Юлии Атановой, арктическое интернет-присутствие действительно находится в самой начальной стадии:

«На ресурсах нет ответов даже на два простейших и обязательных для потенциального туриста вопроса: «Как туда добраться?» и «Чем там заняться?», а простейший контент-анализ всех арктических материалов в российских и зарубежных СМИ показывает, что теме туризма в них уделяется не больше пяти процентов», – поделилась своими выводами она.

И всё же, по единодушному мнению собравшихся, сам факт проведения первого медийного форума говорит о правильно выбранном векторе.

«Что мы сейчас знаем об Арктике из сообщений СМИ? Шельф, газ, нефть… То есть добыча углеводородов. Конечно, по праздникам мы ещё слышим про Челюскина и Папанина, но на этом всё. Я считаю, что этот конгресс положил начало тому, что медиа-пространство начнёт обращать внимание на то, а что же ещё происходит в Арктике. И это имеет большое значение не только для туристической индустрии, но и для нашей страны в целом», – сформулировал общую точку зрения собравшихся член совета директоров Poseidon Expeditions Николай Савельев.

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике