Русская Снегурочка: истоки образа и воплощение (сказка, опера, кино)

Культура и искусство
Валерий Кондаков
3 Января, 2021, 07:15
Русская Снегурочка: истоки образа и воплощение (сказка, опера, кино)
Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: afisha.ru 

Напрасно молят, стонут, мечутся,

Напрасно рвут кольцо личин,

Пока двурогий жемчуг месяца

Ещё в пролетах различим.

 

Вот над домами, льдами, тундрами

Все жидкой тьмою залито…

О, исходящая из сумрака!

Кто ты, Гасительница? кто?

 

Даниил Андреев. Велга. 1945


В суровом 1937 году на главной новогодней елке страны Советов к вернувшемуся годом ранее Деду Морозу присоединилась маленькая девочка по имени Снегурочка, которая была объявлена его внучкой. С тех пор эта пара практически неразлучна. Если образ Деда Мороза с течением времени оставался неизменным, то Снегурочка подросла и превратилась в красивую девушку. С тех пор она в кокошнике и шубе выступает посредником между детьми и Дедом Морозом: помогает ему дарить подарки детям, зажигать елочку и т.д. А кем она была раньше?


Обложка сказки «Снегурочка». 1916 год. Источник:  Wikimedia Commons

Появление Снегурочки и советская метаморфоза

Впервые сказка о Снегурочке была опубликована А.Н. Афанасьевым в 1869 году во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу». По сюжету сказки старик со старухой лепят девочку из снега, затем она оживает, но летом идет с подругами в лес и тает.

В 1873 году великий русский драматург А.Н. Островский (1823 – 1886 гг.) вдохновившись сказкой, обработанной Афанасьевым, написал пьесу «Снегурочка». В этой языческой мистерии действие происходит в царстве мифических берендеев, где живет Снегурочка – дочь Деда Мороза и Весны, из-за которой они постоянно спорят: отец хочет, чтобы та оставалась жить в лесу, а мать желает отправить ее к людям.

Царь Берендей, в свою очередь, стремится умилостивить солнечного бога Ярило и принести своеобразную жертву: переженить всех парней и девушек, но они перессорились из-за красоты и недоступности Снегурочки. Любовные перипетии Снегурочки, ее подруги Купавы, жениха последней Мизгиря и пастуха Леля закономерно приводят к тому, что Ярило принимает жертву (Снегурочка тает, а Мизгирь топится) и дарует берендеям урожай.



Снегурочка и Лель. Эскизы костюмов и декораций, выполненных Виктором Васнецовым к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Источник: Wikimedia Commons

В 1881 году великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков сочинил оперу «Снегурочка». Первое знакомство с пьесой Островского не впечатлило Римского-Корсакова, но, перечитав ее снова зимой 1880 года, композитор написал оперу: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу»1. Опера была и остается необычайно популярной и неоднократно ставилась на театральных подмостках всего мира.

Снегурочка Островского и Римского-Корсакова – мифологическое существо, дочь Деда Мороза, которая выбрала любовь и жизнь среди смертных, за что и поплатилась. От нее происходит образ современной Снегурочки.


Дед Мороз и внучка Снегурочка на рождественской дореволюционной открытке. Источник: liveinternet.ru

В сценариях празднования Рождества и Нового года данный персонаж появился в конце XIX века, но там девочки просто наряжались Снегурочками (как сейчас снежинками) и разыгрывались эпизоды из пьесы Островского.

С 1937 года и позднее Снегурочка – это девочка, внучка (а не дочь) Деда Мороза. Значительно повзрослела она уже во второй половине ХХ века, вероятно, в результате появления традиции парных поздравлений на дому. Деды Морозы – актеры-студенты и невостребованные выпускники театральных ВУЗов могли работать хоть до утра, а вот девочки-снегурочки так делать по объективным причинам не могли, тогда их сменили девушки – такие же, актрисы-студентки. Этот «обычай» прижился: сейчас, как правило, внучка Деда Мороза – молодая девушка в кокошнике и шубе.


Родина и истоки образа

В качестве родины Снегурочки была выбрана Кострома – город, недалеко от которого Островский придумывал берендеево царство. Там ежегодно выбирают юных Снегурочек в пяти номинациях, а главную победительницу награждают путевкой в Великий Устюг к Деду Морозу.


Памятник Снегурочке в Костроме. Источник: selyanka1.livejournal.com

Интересно, что Кострома – это не только город в России, но и сезонный весенне-летний ритуальный персонаж в русской традиционной культуре. В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом. Основная часть обряда – «похороны Костромы»: соломенное чучело, олицетворявшее Кострому, сжигали либо хоронили, разрывали на части с обрядовым оплакиванием и пением ритуальных песен.


кострома.jpg

Кострома. Художник Андрей Клименко

Ритуал по приношению весенней Костромы в жертву Солнечному богу2 производился в конце мая – начале июня. В дохристианское время в этот период, вероятно, праздновалась смена Времен года: Лето приходило на смену Весне. После принятия Христианства стали праздновать Петровское заговенье, но сохранились и народные названия этого периода: Русальное или Ярилино время.

Конечно же, Островский, живший и работавший в имении Щелыково в 120 км от Костромы, общался с тамошними крестьянами и не мог не знать о «костромских обрядах», элементы которых включил в пьесу «Снегурочка».

Как народная Кострома, которая предназначалась в жертву Солнечному богу (вернее его весенне-летней ипостаси – Ярило), превратилась в дочь его противника Деда Мороза – Снегурочку (то есть сделанную из снега) понятно: эти образы соединил Островский. Но как Снегурочка из мифологического существа весенне-летних церемоний превратилась в спутницу Деда Мороза во время зимней мистерии? Как будто в пьесе Островского Снегурочка послушала отца и не пошла к людям, а осталась жить в лесу. Или она после того, как будучи девушкой, растаяла летом, снова возродилась зимой в образе маленькой девочки? Полгода с зимнего до летнего солнцестояния Снегурочка живет с людьми, а вторую половину года в лесу с Дедом Морозом.

Карачун и «Снегурочка». Источник: Аниме Amino

С ответом на этот вопрос поможет народная версия сказки, которая была записана в 1948 году советским фольклористом Э.В. Померанцевой. Слепленная из снега Снегурушка отправляется в лес за ягодами, где собственные подруги убивают ее из зависти к красоте и закапывают под кустом. Позднее из прутика с могилы Снегурушки делают дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, рассказывает о том, что подружки убили Снегурушку. Когда дудочка попадает в руки одной из этих подружек, та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. Подружек же отправляют «в лес зверям на съеденье».

В этой народной, нелитературной версии Снегурушку убивают (приносят в жертву?) в лесу, потому что она сказочно красива. Однако с помощью магии игры на дудочке, сделанной из прута с ее могилы, Снегурушка возрождается, а ее «человеческие подружки» ритуально убиваются. То есть, реконструируется образ умертвляемого и воскрешаемого женского мифического существа.


Современное прочтение образа Снегурочки. Источник: deviantart.com

Данный образ можно дополнить персонажами сказки «Морозко»3: по сюжету Морозко спасает (согревает) и награждает прилежную девушку – дочь старика, но прогоняет, одаривая ненужными вещами, дочь мачехи. Отведение хорошей девушки в лес на верную смерть объясняется кознями злой мачехи, которая не может выдать свою дочь замуж.

Мотивация поступка теряется из-за литературной адаптации народной сказки для детей. Хотя изначально лучшая девушка предназначалась в жертву Зимнему божеству (Морозко), который принимал ее (замораживал) и только любовь юноши возвращала ее к жизни.

Возможно ранее выбирали лучшую девушку и отводили ее в зимний лес, чтобы она замерзла, то есть Зимнее божество принимало жертву и, проявляя свою благосклонность, покрывало зерновые побеги снегом, тем самым сберегало их и даровало хороший урожай.


Иллюстрация к «Евгению Онегину». Художник: Лидия Тимошенко

Девушка становилась Снегурочкой и попадала в свиту Деда Мороза, а позднее весною или летом она таяла и возвращалась в мир людей. Возможно, ранее существовал целый ряд зимних существ, которые помогали Зимнему божеству в его функциях по награждению и наказанию людей. Снегурки как случайно или намеренно замерзшие девушки, подобно русалкам – существам, связанным с летним жертвоприношением (или случайной смертью, например, утоплением) могли вредить или помогать людям.



Зимний царь и царевна. Художник Рут Сандерсон

Интересно, что выборы лучшей девушки для Зимнего божества сохранились, конечно, в сильно христианизированном виде у наших северных соседей в Финляндии и Швеции. 13 декабря там празднуется День Святой Люсии, во время которого проходит церемония выборов и коронации девушки Люсии. Девушку наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего проводится торжественное карнавальное шествие ряженых детей.

Дева снегов. 2003 год. Художник Виктор Корольков

 Этот обычай пришел из Германии, где в XVI—XVII веках в результате запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Маленькая девочка в белом платье будучи «ребенком Реформации» одновременно восстанавливала древний обычай выбора ребенка для Зимнего божества, хоть и без жертвоприношения последнего.

Зимушка-зима. Художник Андрей Клименко

 У хорватов в День Святой Люсии принято дарить подарки: послушные дети получают конфеты, а непослушные – угли. Кое-где ряженая в белое «баба Луца» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. Получается, что Люсия обладала всеми функциями Деда Мороза – награждала хороших детей и карала плохих.

Киновоплощение Снегурки. Снегурочке в отличие от Деда Мороза повезло с экранными воплощениями. Все они так или иначе наследуют сюжету Островского, но есть фильм, выбивающийся из канона.

В 1980 году на экраны вышла необычная история о Снегурочке – «Ледяная внучка» (в немецкой переводе, «Ледяная фея» (Die Eisfee) режиссер Борис Рыцарев).

Любаша и Снегурочка: человек и божество. Кадры из фильма «Ледяная внучка». Источник: liveinternet.ru

По сюжету Снегурка – мифологическое невидимое существо из свиты Царя зимы – влюбляется в гончара по имени Гридя. Она перевоплощается в девушку по имени Любаша и становится внучкой у престарелой бездетной супружеской пары.

Гридя тоже влюбляется в нее, но местный князь, который похищает Любашу, не неволит ее, а пытается уговорить. Коварный князь убеждает гончара, что Любаша выбрала богатство (приняла одежду, значит согласилась стать княжной) и забыла про него. Одновременно князь объясняет Любаше, что Гридя больше не любит ее. Почувствовав себя обманутой Любаша превращается назад в Снегурку и принимается карать всех без разбора подобно героине Николь Кидман из фильма «Догвиль».


Полет Снегурочки. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: kino-teatr.ru

Первым она замораживает коварного князя, а затем подвернувшуюся под руку мать с двумя детьми. Причем в начале фильма эта мама «загоняла» детей домой с улицы, пугая их: «Снегурки прилетят и заморозят».

Все это происходит под музыку Чайковского, но не ту, которую он написал для пьесы Островского, а «Фантазия «Франческа да Римини», основанной на «адской песни» о трагической любви Данте из «Божественной комедии».

Под конец Борис Рыцарев вспомнил, что снимает детскую сказку, поэтому гончар Гридя обнимает ледяную фею Снегурку и она превращается в человека. По весне оттаяли и жители городка, которых заморозила Снегурка.



Хоровод. Кадр из фильма «Ледяная внучка». Источник: i.mycdn.me

Фильм полон фольклорных деталей4: деревянные дома простых жителей чисты и просторны, украшены узорами в стиле Мезенской росписи, несмотря на то, что Гридя был крещён (о чем свидетельствует нательный крест), когда он заболел, то его окуривают травами и читают заговор, показаны хороводы, звучат заклички весны и т.д.

Досадно, что «Ледяную внучку» редко показывают по телевидению и развитие данного образа Снегурки не получило продолжения. Ведь Снегурки показаны существами из свиты Зимнего царя, которые могут жить среди людей и среди зверей в лесу, могут намертво заморозить или наградить, в зависимости от ситуации.

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


Примечания:

1 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни // Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 1. М., 1955. С. 131.

2 В данном случае, речь идет о замене реальной человеческой жертвы на чучело из соломы.

3 Подробнее об этом см. здесь

4 Несмотря на явные славянские параллели сюжетно фильм парадоксально похож на японскую легенду о снежной женщине (Юки-онна). Это существо описывается красивой совершенно белой, почти прозрачной, как будто изо льда, девушкой. Юки-онна убивает снежной ночью одного лесоруба, а другого отпускает, беря с него слово никому не рассказывать о происшествии.

Через год лесоруб встречает в том же месте красивую девушку, женится на ней, и она рожает ему десять детей с белоснежной кожей. Семейное счастье заканчивается, когда муж рассказал жене о явлении Снежной девушки. Нарушив клятву, муж лишается жены, которая вновь превращается в Снежную девушку и улетает через дымовое отверстие.

Данная легенда была экранизирована в Японии в 1964 году («Кайдан» (режиссер Масаки Кобаяси) и в 1968 году («Легенда о снежной женщине» (Kaidan yukijorô), режиссер Токудзо Танака), но неизвестно был ли с ними знаком Борис Рыцарев или кто-то из его постановочной группы.

далее в рубрике