Сейчас в Архангельске

17:29 11 ˚С Погода
18+

Рядом с местом гибели 79 лет назад арктического конвоя БД-5 на острове Белый в Карском море будет воссоздан исторический маяк

При реконструкции маяка, построенного в 1936 году, будут использованы современные технологии, но сохранены соответствующие той эпохе материалы

История ЯНАО Арктические конвои Марина Раскова Остров Белый Маяки Арктики
Анна Щетинина
17 марта, 2025, 19:47
Рядом с местом гибели 79 лет назад арктического конвоя БД-5 на острове Белый в Карском море будет воссоздан исторический маяк

Маяк и часовня на острове Белый. Фото: архив НП «Российский центр освоения Арктики». Источник: yanao.ru


На ямальском острове Белый в Карском море, находящемся неподалёку от места гибели 13 августа 1944 года арктического конвоя БД-5 и 378 его пассажиров и моряков, будет воссоздан исторический маяк, «свидетель» трагедии, сообщает пресс-служба правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО – Ямала). В ноябре 1933 г. на острове была открыта гидрометеорологическая станция, которая во время Великой Отечественной войны входила в сеть метеостанций Главного управления Северного морского пути и выполняла важную роль в обеспечивании транспортных конвоев информацией о ледовой обстановке и погоде.

История конвоя БД-5

Арктический конвой БД-5 («Белое море – Диксон № 5») вышел из Молотовска (ныне Северодвинск Архангельской области) 8 августа 1944 года в составе грузового парохода «Марина Раскова», направлявшегося на полярные станции для смены зимовщиков и снабжения их топливом, снаряжением и продовольствием (с 6 тыс. тонн грузов на борту), и эскорта тральщиков Т-114, Т-116, Т-118. В числе пассажиров конвоя находились военные и гражданские специалисты, работающие в системе Главного управления Северного морского пути, женщины и дети – члены семей зимовщиков и военнослужащих: всего на трёх судах конвоя было 752 человека. Вечером 12 августа в 60 милях от острова Белый конвой был атакован немецкой подлодкой U-365, которая сначала поразила пароход «Марина Раскова», а 13 августа – два тральщика, Т-114 и Т-118. Часть пассажиров затонувших судов было подобрано командой уцелевшего тральщика, ещё часть, оставшихся в море на шлюпках, в течение 10 дней отыскивали и спасали полярные лётчики на гидросамолётах. Атака подлодки унесла жизни – по разным данным, от 376 до 378 человек. Эти события являются самой массовой гибелью людей среди всех типов арктических конвоев за время  Великой Отечественной войны. 

На GoArctic есть интереснейший материал о судебно-медицинском исследовании останков людей, погибших в конвое БД-5 и погребённых на острове Белый: автор статьи принимала участие в этом проекте в качестве судебно-медицинского эксперта в поисковом отряде, как участник проекта «Карские экспедиции» с 2009 года и как специалист в области судебной медицины. И еще на GoArctic опубликовано интригующее исследование доцента САФУ: что такое арктические конвои, что происходило в этот период истории, как жили люди – воюющие русские и иностранцы, чьи воспоминания и впечатления об Арктике приводятся в материале. Хронологию трагедии конвоя БД-5 можно почитать здесь.



Источник: материал журнала «Уральский следопыт» «Трагедия конвоя БД-5» / dzen.ru/uralstalker


С 2008 года проводится международная поисковая операция «Конвой БД-5» по розыску участников конвоя или их родственников. Через 70 лет после событий, в 2014 году, экспедиции компании «Фертоинг» удалось обнаружить место гибели транспортного парохода «Марина Раскова» и двух тральщиков, установить информацию о судьбах многих участников конвоя, передать её родственникам и потомкам моряков и пассажиров БД-5. Пароход «Марина Раскова» затонул в двух милях от острова Белый, тральщик Т-114 – в четырёх милях. Водолазы установили памятные таблички на судах, лежащих на дне.



Останки конвоя «БД-5», обнаруженные экспедицией компании «Фартоинг» в 2015 году. Источник: материал журнала «Уральский следопыт» «Трагедия конвоя БД-5» / dzen.ru/uralstalker


Маяк на острове Белый

На острове Белый рядом с маяком в 2013 году была построена часовня в память о жертвах арктических конвоев, а теперь пришла очередь воссоздать сам маяк – как историческое наследие. Маяк был построен в 1936 году: деревянная вышка высотой 31 метр имела специальную оптическую систему для подачи сигналов, облегчающих навигацию проходящим судам. Это один из первых советских маяков Северного морского пути. Он включён в общероссийский реестр «Маяки России».

Для изучения объекта на место выезжали специалисты Центра современной истории, Русского географического общества «Маяки России» и «Российского центра освоения Арктики». После изучения ситуации было решено не проведение восстановительных работ на старом маяке, а строительство осенью этого года нового – с помощью современных технологий, но с сохранением материалов и элементов, использующихся в 30-х годах 20 века. Решение о строительстве нового объекта принято правительством региона при финансовой поддержке АО «Газпромбанк».

Кроме работы над часовней и маяком, на острове Белом велась очистка территории от захламлений прошлых лет. Первая экологическая экспедиция на остров состоялась в 2012 году, и за пять лет 148 волонтёров из восьми стран очистили 70 гектаров земли, собрав 1600 тонн металлолома. Последние 500 тонн собранного металлического мусора вывезены с острова только в 2020 году. Сейчас на острове Белом работает экологический научно-исследовательский стационар.


Остров Белый входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа, расположен в Карском море и отделен от полуострова Ямал проливом Малыгина. Первая достоверная карта северной части полуострова Ямал и острова Белый была составлена в 1737 г. западным отрядом Великой Северной экспедиции под руководством С. Г. Малыгина.

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка судов через минные заграждения

 

далее в рубрике