Седов и Беринг: две трагических судьбы. Что объединяло и разделяло первооткрывателей Арктики
Историк флота Николай Манвелов прочитал лекцию о двух исследователях Арктики в первой лекции цикла «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие»

6 сентября 2025 года в Проектном офисе развития Арктики стартовал цикл лекций об истории русского Севера – «Русская Арктика: Судьба. Дерзость. Величие». Мероприятия проводят совместно ПОРА и Институт общественных наук Президентской академии (ИОН РАНХиГС) при поддержке Фонда «История Отечества». В этом материале – краткое содержание первой лекции, которую прочел Николай Манвелов – кандидат исторических наук, историк флота, эксперт Российского военно-исторического общества.
«Цикл лекций про историю Арктики – это очень важная инициатива, поскольку она позволяет участникам встреч и очень многим зрителям, которые посмотрят их в записи, познакомиться с тем большим вкладом, который русский народ внес в открытие и освоение этих стратегических территорий. Арктика изначально играла важную роль для нашей страны – в вопросах логистики, обороны, добычи ресурсов... Цикл будет продолжаться еженедельно в течение ближайших месяцев, приходите к нам, будем всегда вам рады», – сказал генеральный директор ПОРА Максим Данькин.
Николай Манвелов и Максим Данькин. Фото: Юлия Трубникова / ПОРА
Научный руководитель цикла лекций, кандидат исторических наук, декан историко-филологического факультета ИОН РАНХиГС Роман Кончаков заявил: «Разговор об русской Арктике действительно очень важен. Освоение этого региона, несомненно, имеет стратегическое значение, но давайте зададим себе вопрос, насколько много мы знаем об этом и насколько хорошо это понимаем? Вопрос далеко не тривиальный. Мы, историки, знаем, что Россия очень долго ассоциируется с Севером. А что такое Север для России? Как Россия выстраивает политику на Севере? И вот о людях, которые делали эту политику, о достижениях, о особенностях этого процесса, о тех людях, которые жили и живут на этих территориях мы и думали, готовя эти встречи. Уверен, что будет интересно!»
Роман Кончаков. Фото: Юлия Трубникова / ПОРА
Витус Беринг: датчанин на службе России и его великие экспедиции
Витус Йонассен Беринг родился 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенсе. Его родовое имя по отцу — Хальмстадт, но впоследствии он носил фамилию матери, которая звучала более знатно и давала лучшие перспективы в жизни. Будущий мореплаватель начинал службу в голландском флоте — одном из самых сильных в Европе начала XVIII века. Позже он оказался в России, где поступил на службу в молодой флот Петра I и быстро оказался замечен самим царём. Беринг командовал сначала малым фрегатом «Мункер», затем линейным кораблём «Мальбург», а вскоре получил назначение во главе первой Камчатской экспедиции.
Первая экспедиция 1725–1730 годов была связана с грандиозной задачей: дойти до Камчатки, построить суда и выяснить, соединяется ли Азия с Америкой. Беринг и его люди на боте «Святой Гавриил» обогнули восточную Камчатку и достигли северных широт. Они прошли пролив, который позднее получит имя Беринга, но так и не поняли, что находятся в отдельном море, разделяющем два континента. Американский берег экспедиции не удалось увидеть, и результаты похода долгое время вызывали сомнения. Тем не менее именно эта экспедиция стала важнейшим этапом в познании Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана.
Николай Манвелов. Фото: Юлия Трубникова / ПОРА
Следующей задачей стало проведение Великой Северной экспедиции — крупнейшего исследовательского предприятия XVIII века. Её масштаб поражает: более 550 участников, колоссальный бюджет в 360 тысяч рублей и десятки отрядов, работавших от Урала до Тихого океана. Беринг руководил всем этим грандиозным предприятием. В рамках экспедиции в 1740–1741 годах были построены пакетботы «Святой Пётр» и «Святой Павел». Именно на «Святом Петре» Беринг отправился к берегам Америки.
Судно достигло южного побережья Аляски, но тяжёлые условия плавания, нехватка продовольствия и болезненные вспышки цинги сделали возвращение драматичным. Штормы и ледяные рифы вынесли корабль к Командорским островам. Здесь команда пережила тяжёлую зиму: в землянках, с минимальными запасами и случайной добычей. Именно тогда были окончательно истреблены гигантские травоядные стеллеровы коровы, не знавшие страха перед человеком.
6 декабря 1741 года Витус Беринг умер на острове, который впоследствии получил его имя. Долгое время считалось, что причиной стала цинга, но современные исследования указывают скорее на истощение и тяжёлые условия зимовки. Часть его команды выжила, построив новое судно из остатков «Святого Петра». Этот гукор дошёл до Охотска и ещё долго использовался в навигации.
Великая Северная экспедиция не принесла мгновенной славы её руководителю. Однако её значение для России трудно переоценить. Были составлены первые подробные карты северного побережья Азии, исследованы Курильские острова, уточнены сведения о Чукотке и Камчатке. Впервые достоверно зафиксировано существование пролива между Азией и Америкой. Позднее именно эти открытия легли в основу географических представлений о Северной Пацифике и Арктике.
Судьба Беринга во многом символична. Датчанин по происхождению, он стал одним из самых известных российских мореплавателей. Его имя носят пролив, море, остров и целый архипелаг. Экспедиции Беринга открыли дорогу для освоения Русской Америки и навсегда вписали его в историю как человека, расширившего границы известного мира.
Георгий Седов: романтик Арктики
Георгий Яковлевич Седов родился на берегу Азовского моря в семье рыбаков. До шестнадцати лет он почти не имел образования и был, по сути, самоучкой. Однако упорство и жажда знаний привели его в ростовское мореходное училище, которое он успешно окончил. Уже вскоре Седов оказался на Русском Севере, где участвовал в гидрографической экспедиции Белого моря. С этого начинался его путь как исследователя Арктики.
Служба Седова проходила в самых разных местах. Он побывал на Дальнем Востоке, охранял Тюлений остров в Охотском море от браконьеров, командовал миноноской с примитивными метательными минами, которые, впрочем, оказались совершенно неэффективны. Позднее его перевели на Каспий — место, куда часто отправляли офицеров «в ссылку». Несмотря на трудности службы и скромное положение, Седов мечтал о большом открытии и готов был доказать себе и другим, что способен на подвиг.
В личной жизни Седов тоже сделал выбор в пользу Арктики. Он женился на балерине, но семейная жизнь почти не сложилась: большую часть времени он проводил в разъездах и подготовке экспедиций. Его мечтой стало достижение Северного полюса — цель, казавшаяся тогда недостижимой. Для экспедиции он приобрёл старую зверобойную шхуну «Святой великомученик Фока». Судно было ветхим и совершенно не приспособленным к тяжёлым условиям Арктики, но других вариантов не нашлось. Морское министерство отказало Седову в поддержке, сочтя предприятие безрассудством. Лишь император Николай II выделил из личных средств десять тысяч рублей, а некоторые частные лица оказали посильную помощь.
Современники, даже опытные моряки, смотрели на замысел Седова с большим скепсисом. Проводы экспедиции в Архангельске были торжественными, но в лицах многих чувствовалось предчувствие трагедии. Среди офицеров флота почти никто не пришёл пожелать удачи — слишком очевидными казались риски.
Судно вышло в море, но вскоре застряло во льдах. Зимовка оказалась тяжёлой: нехватка запасов, болезни, обледеневшие каюты. И всё же Седов не отступил. В марте 1914 года он предпринял отчаянную попытку идти на Северный полюс с группой матросов, но силы оказались на исходе. На острове Рудольфа он скончался. Легенды о каннибализме и страшных подробностях его смерти — вымысел. Товарищи похоронили его на склоне холма, но позже могила была унесена в море.
Шхуна «Фока» сумела вернуться в Архангельск, часть команды выжила. Среди них был штурман Валериан Альбанов и молодой Владимир Визе, будущий выдающийся исследователь Арктики.
Память о Седове жива до сих пор. Его именем назван пароход, а в Архангельске на набережной Северной Двины установлен фрагмент форштевня «Фоки» — скромный, но подлинный памятный знак. История Седова стала символом сочетания личного героизма, безграничной веры в собственные силы и трагической неподготовленности. Его экспедиция показала, что романтика Арктики всегда требует серьёзной подготовки — иначе даже величайшая смелость не спасёт от суровой реальности ледяного океана.
Новый взгляд на историю Седова
«Казалось бы, история и Беринга, и Седова достаточно хорошо изучены, – сказал после лекции Игорь Кузнецов, главный редактор GoArctic. – И мы на сайте публиковали о них материалы с той или иной степенью подробностей. Однако лектор сумел заинтересовать даже тех, кто вполне погружён в тему. В первую очередь – взглядом на историю Седова под непривычным углом. Мне и всегда казалось, что вся экспедиция Седова была плохо организованной авантюрой, а вовсе не полноценной экспедицией. Заслуги того же Колчака в исследовании Арктики несравнимо значительнее. Однако в послереволюционное время нельзя же было говорить в положительном ключе о враге советской власти. Вот и выбрали на роль арктического героя Седова. Прежде всего, видимо, за простонародное происхождение. Очень важная деталь, которую особо подчеркнул лектор: на всех фото Седов одет исключительно в парадную черноморскую белую форму, которая его выделяет на фоне других, кто одет по северной «форме» или просто сообразно погоде и довольно суровому климату. Седову надо было обязательно оставаться "во всём белом". Рисковал же он не только собой, но и соратниками, в него поверившими, – хорошо, что хотя бы часть вернулась в Архангельск. С другой стороны – миф есть миф, и ледокольный пароход его имени и в самом деле внёс серьёзный вклад в полярные исследования».
Игорь Кузнецов. Фото: Юлия Трубникова / ПОРА
Прочитать подробнее о Витусе Беринге и Георгии Седове можно в мультимедийном проекте Goarctic.ru «Герои Арктики».