Сейчас в Мурманске

20:39 -2 ˚С Погода
18+

«Семен Дежнев»: русские землепроходцы на экране

Землепроходцы – термин, обозначающий русских путешественников XVII века, осваивавших неизвестные (или малоизвестные) европейцам территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Семен дежнев Герои Арктики
Валерий Кондаков
6 марта, 2022 | 09:41

«Семен Дежнев»: русские землепроходцы на экране
Постер к фильму «Семен Дежнев».


Землепроходцы – термин, обозначающий русских путешественников XVII века, осваивавших неизвестные (или малоизвестные) европейцам территории Восточной Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Многие землепроходцы были служилыми людьми, русскими казаками, купцами, происходившими с Русского Севера. Термин «землепроходцы» (как противоположный «конкистадорам» (завоевателям)) должен изначально подчеркивать мирный характер взаимодействия с местными народами, хотя во время «прохождения новых земель» бывало всякое. Самыми известными землепроходцами были Семен Дежнев, Иван Москвитин, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Михаил Стадухин, Герасим Анкудинов, Федот Попов.

Именно деятельности землепроходцев посвящен кинофильм «Семен Дежнев» (1983 год, режиссер Николай Гусаров). Режиссер Николай Гусаров соединил в фильме две свои главные творческие темы: казаков (позднее он снимет о них фильмы «Дикое поле» (1991 год) и «Казачья быль» (1999 год)) и Сибирь (фильмы «На берегу большой реки» (1980 год) и «Тайна золотой горы» (1985 год)).

Для съемок «Семена Дежнева» в деревне Каменка на берегу Чусовой были построены декорации крепости, которые позднее использовались для кинокартины «Золотая баба», а ранее в тех местах снимали советский сериал «Угрюм-река». Кроме того, для фильма работниками Соломбальской судостроительной верфи были специально изготовлены два коча – русских парусно-гребных судна поморов и сибирских промышленников.


Семён_Дежнёв_(фильм).jpg

Постер к фильму «Семен Дежнев». Аллюзия на фильм «Садко». Худ. П. Дюкарев.

Сюжет фильма начинается в 1623 году от Рождества Христова в городе Великом Устюге, где честной народ празднует Масленицу. Один добрый молодец – Семен Дежнев (будущий народный артист России Алексей Булдаков) тоскует по дочери купца Гусельникова (молодой Иван Краско), девушке-хромоножке Овдотьице (Ольга Сирина). Так она ему по сердцу пришлась, что он с Пинеги за ней в Устюг пришагал. Да не один, а с другом – Гераськой Анкудиновым (Виктор Григорюк) – малым разбойного склада, но другом (до поры до времени) верным.

По масленичьему ритуалу Вологодчины поставили на столб (как символ Мирового древа) сапоги красные. Кто их добудет, как Вакула царские черевички, тот желанным женихом будет. Семен достал красные сапожки, но купец ему условие поставил: поди-тка послужи три года в Сибири, а как «человеком станешь», так и приходи свататься. Определились Семен да Герасим в войско своего земляка Михайлы Стадухина, коему купец Гусельников наказал Дежнева со свету сжить. Сюжет классический: не пристало (по советским представлениям) простолюдину на купеческой дочери жениться.


11111.jpg

Семен да Герасим в Великом Устюге. Кадр из фильма «Семен Дежнев».

Служат Семен да Герасим три года, а жалования все нету, уж возвращаться надо. Семен бунтует, за что его по приказу атамана порют, и периодически убить пытаются, а Герасим, тем временем, избушку себе недалеко от острога справил да поселил там девку Абакаяду (Маргарита Борисова), коею он из тунгусского плена спас и живет с ней не по-христиански. Еще повадился Анкудинов местное население обирать: приезжает меняться, а потом просто отбирает меха.

Подговорил он и Семена на лихое дело, ведь три года служат, а добра не нажили. Все от атамана до последнего казака обирают якутов да тунгусов, но Дежнев не таков. Его дорожки с Герасимом расходятся: при падении с коня он травмируется и лишь шаманский дар (и «серебряная вода») Абакаяды, да потусторонняя помощь Овдотьицы возвращают его с того свету.


222.jpg

Семен и Абакаяда. Кадр из фильма «Семен Дежнев».


1642-й год от Рождества Христова встречает Семен с Абакаядой и сыном Любимом за Леной-рекой, там он живет среди якутов и имеет уважение. Семен Иван наладил там порядок: местные несут ему меха и без обмана меняют их на холст, ситец, соль. Вскоре в острог прибывает с наказом от воеводы Михаил Стадухин. Они с Дежневым пьют «за Россию, за Россиюшку» и обсуждают дальнейшие походы на Колыму, чтобы голландцы и шведы их не опередили.

Стадухин принес Дежневу дурную весть о том, что Овдотьица, прождав три года, была просватана, но выбрала суицид. Жена, прослышав о русской возлюбленной, устроила Семену сцену ревности, но тот успокоил ее якутскими словами любви.


333.jpg

Местные народы готовы к обмену. Кадр из фильма «Семен Дежнев».

Перед дальним походом Дежнев и Стадухин отправляются в геологическую разведку (рудознатцы показали им, где можно добывать серебро), но попадают в буран. Михайло шибко заболевает и признается Семену, что купец Гусельников его «заказал».

Судьбоносный 1648-й год Стадухин и Дежнев встречают в Колымском остроге, куда прибывает новоиспеченный атаман Анкудинов с бумагой от воеводы, повелевающей ему идти «для розыску пролива». Герасима сопровождает ватага таких же, как он, разбойников, которым казнь заменена на возможность разведать пролив: «впереди кафтан, а позади – капкан». Ведь как в Сибири заведено: «сегодня ты государев человек, а завтра – государев преступник» и наоборот.


444.jpg

Михаил Стадухин, Федот Попов и безымянный дьяк изучают бумаги Анкудинова. Кадр из фильма «Семен Дежнев».

Стадухин идет «супротив воеводского указа» и отправляет в поход «на прииск новых землиц и теплого проливу» Дежнева сотоварищи. Ватага Анкудинова бунтует и угоняет один коч. В итоге шесть суден Семена Дежнева и приказчика устюжских купцов Федота Попова отправились в дальний поход. Они повстречали там коч Анкудинова и много проблем в виде недовольного местного населения и плохих климатических условий. К концу похода осталось «13 людишек», которые в «челобитной Дежнева» перечисляются поименно. Там, на берегу пролива, отделяющего и по сей день американский континент от азиатского, казаки-землепроходцы воздвигли крест. В 1673 году атаман Семен Дежнев умирает в столице, а открытый им пролив позднее назовут Беринговым.


555.jpg

Памятник Семену Дежневу в Великом Устюге (возможном месте рождения). Открыт в 1971 году. Из открытых источников


Несмотря на то, что фильм художественный, в нем использовались образы реальных землепроходцев Дежнева, Стадухина, Анкудинова, Попова. Конечно, известны трения между Дежневым и Анкудиновым за руководство экспедицией, а также разногласия между Дежневым и Стадухиным, но если Дежнев показан исключительно положительным (практически идеальным землепроходцем), то Стадухин (до болезни) и Анкудинов показаны алчными и бесчеловечными к местному населению (и своим «братьям-казакам») разбойниками. Хорошо, что режиссер Гусаров показал разных землепроходцев с непростыми характерами, но все же для демонстрации «казаков-разбойников» типа Анкудинова и «купца-заказчика убийства» типа Гусельникова можно было бы ввести в повествование вымышленных персонажей, а не реальных действовавших тогда в Сибири людей.


666.jpg

Абакаяда находит образок Овдотьицы. Кадр из фильма «Семен Дежнев».


Интересен в фильме образ жены Дежнева Абакаяды (Абакай да Сючю). Впервые его использовал «патриарх якутской драматургии» Дмитрий Кононович Сивцев (якут. Суорун Омоллоон; 1906 – 2005 гг.). Он был «проповедником» легенды о верности Абакаяды, которая родила Дежневу сына Любима и ждала его двадцать лет из похода. 

В 1983 году (в год выхода фильма «Семен Дежнев») в Якутском музыкальном театре был поставлен балет «Абакаяда» (музыка Николая Пейко), либретто к которому написал Сивцев. Согласно либретто, в атмосфере вражды между якутскими тойонами и русскими казаками на сцене развивается любовь «русского Ромео» Семёна и «якутской Джульетты» Абакаяды.


7.jpg

Памятник Дежневым (а также местному варианту гибридности – сахалярству). Источник: пресс-служба Правительства Республики Саха (Якутия)


Как продолжение темы постколониальной гибридности следует отметить изготовленный в Санкт-Петербурге «Памятник великому землепроходцу Семену Дежневу и его жене Абакаяде», установленный в Якутске. Он также негласно называется «Памятник первому сахаляру» (имеется в виду сын Семена и Абакаяды – Любим). На нем запечатлена семейная идиллия русского землепроходца, якутки и их сына. В городе даже бытует поверье, что если женщина, которая долго не может забеременеть, погладит колени бронзовой якутке, то Вечное синее небо обязательно дарует ей ребёночка.

Кстати, по одной из легендарных версий Абакаяда была дочерью тойона Легоя или даже была потомком самого Тыгын Дархана. Интересно, что в реальной жизни Семен Дежнев вторично женился на якутке Кантеминке Архиповой, от которой также имел сына Афанасия, так что он породил минимум двух сахаляров.


d3tOyYIYFXkrc0CTXGVvXqN76vH00WuHiUAxUwEhki1jCOt7tn4DmrcvXlUxh6DE_pRX6SZ6vivWNj1dIs8WsZc6PA_U_vJ_mLCylc4Gqg8TSmpF1LB_BKrkcFI04pFPQStp7eCZh8phmWrgpYGGAYkBs96T3_zb1rbfTtbPgHFkKt3utJ3ADprD0KQt5h9IEMo5QWYz3UYbojND91 (1).jpg

Дежнев в походе. Из открытых источников

Семен Дежнев как истинный землепроходец стал символом уважительного отношения к местному населению. Русские его иногда звали квашней за то, что примирял «добром да лаской», а не страхом и насилием, а якуты с уважением звали его Семен Иван за порядок, который он принес, за то, что справедливо мирил якутские и тунгусские роды.

Миротворческая и землепроходческая деятельность Дежнева, как и его романтические отношения с якутскими женами, могли бы стать достойными темами для будущего фильма Сахавуда.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике