Сердце Арктики: на борту атомного ледокола
Как рождаются самые мощные ледоколы мира – взгляд изнутри Балтийского завода
Вид на ледокол «Якутия» из ледокола «Чукотка»
Арктика не раз удивляла меня своими просторами, людьми и историей. Но ни одно путешествие не сравнится с моментом, когда я впервые оказалась на борту строящегося атомного ледокола проекта 22220 – того самого, который уже в следующем году отправится в путь. Этот день изменил моё представление о масштабе человеческих возможностей и о том, что значит – создавать технику для настоящей Арктики.
Последние семь лет моя жизнь тесно связана с Арктикой. Я бывала в Мурманске и Архангельске, в Норильске и в Якутии, работала с молодёжью, с представителями администраций регионов и образовательных организаций. За это время я видела многое – но даже представить не могла, что однажды окажусь внутри настоящего атомного ледокола.
В октябре 2025 года мне посчастливилось побывать в блог-туре по судостроительным заводам, организованном Объединенной строительной корпорацией совместно с ТопБЛОГ. В один из дней блог-тура наш путь лежал на Балтийский завод – легендарное судостроительное предприятие в Санкт-Петербурге. Именно здесь создаются самые мощные ледоколы в мире – суда проекта 22220. Шум сварки, звон стали, запах металла и краски – атмосфера завода буквально пропитана энергией созидания.

Здесь начинается создание российского атомного ледокольного флота
Когда смотришь на громадные корпуса, уходящие ввысь, трудно поверить, что всё это – не декорации фантастического фильма, а реальность. Здесь рождаются корабли, способные прокладывать путь сквозь трёхметровые льды и обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Без них не было бы ни арктических портов, ни освоения новых месторождений, ни поставок грузов в северные города.
Балтийский завод – одно из старейших судостроительных предприятий России. В следующем году ему исполнится 170 лет. За это время здесь построено более 600 кораблей – от первых металлических лодок, работающих на угле и паре, до создания высокотехнологичных кораблей и судов. Завод стоял у истоков русского флота: здесь появился первый русский железный военный корабль – броненосная канонерская лодка «Опыт», первый миноносец «Котлин», первый крейсер с башенной артиллерией «Адмирал Нахимов» и первая подводная лодка «Дельфин».

Экскурсия по территории Балтийского завода
Сегодня предприятие остаётся главным исполнителем по строительству атомных ледоколов для освоения Арктики. Его стапели – колыбель новых гигантов, которые открывают России путь к северным морям.
Ледоколы проекта 22220 – это флагманы нового поколения атомного флота. Они обладают неограниченным районом плавания и способны работать как в Баренцевом и Карском морях, так и на мелководье Обской губы и устья Енисея. Благодаря универсальной двухосадочной конструкции суда могут менять осадку: идти по глубоким морям или подниматься в русла сибирских рек, где глубина меньше десяти метров.
Эти корабли гигантские во всех смыслах. Длина – 173,3 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн, мощность – 60 мегаватт. Они способны развивать скорость до 22 узлов по чистой воде и ломать лёд толщиной до трёх метров.

За мной строят ледоколы
Но главное – это сердце ледокола: два ядерных реактора РИТМ-200 российской разработки. Каждый имеет тепловую мощность 175 МВт и срок службы до 40 лет. Топлива хватает на семь лет непрерывной работы! Для сравнения – вырабатываемой ими энергии достаточно, чтобы обеспечить электричеством город с населением около 150 тысяч человек.
Конструкция реакторов спроектирована с учётом самых жёстких условий: судно может сохранять работоспособность при качке с амплитудой 45 градусов и килевой качке 15 градусов. Биологическая защита выполнена из листов нержавеющей стали, бетона, свинца и других спецматериалов.
В серию проекта 22220 входят четыре действующих ледокола: «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». «Арктика» – головное судно, заложенное в 2013 году. В октябре 2020 года оно достигло Северного полюса, преодолев льды толщиной до трёх метров. «Сибирь» вошла в состав флота в 2022 году, «Урал» – в ноябре того же года. А в начале 2025 года к ним присоединилась «Якутия», отправившаяся в первый рейс в Карское море.

Ледокол «Якутия» крупным планом
Мы видели её на заводской набережной – уже готовую, с поднятым флагом, сияющую свежей краской. Рядом, прямо на стапеле, стояла её младшая «сестра» – «Чукотка», пятое судно проекта. Её корпус только что спущен на воду, идёт подготовка к швартовным испытаниям. Через некоторое время сюда поднимется экипаж, и ледокол начнёт свою жизнь – долгую, северную, трудную и прекрасную.
Параллельно на заводе формируется корпус следующего ледокола – «Ленинград», а в цехах уже режут металл для «Сталинграда». Их имена – не случайны. Это дань памяти героическим страницам истории страны, её мужеству и стойкости.

На стапеле обретает объем ледокол «Ленинград»
Мы шагали между огромными секциями корпуса «Чукотки». Вокруг – гул, звон, вспышки сварки. Где-то наверху поднимался кран, несущий стальную плиту толщиной в десятки сантиметров. Казалось, что весь этот колоссальный организм дышит.
Инженеры и сварщики двигались слаженно, почти бесшумно, как команда на корабле. В каждом взгляде – сосредоточенность, в каждом движении – уверенность. Кто-то проверял документацию, кто-то измерял температуру металла, кто-то с точностью до миллиметра выравнивал соединение.

Именно здесь изготавливают корпуса ледоколов
Я слушала их и думала: за этими сухими словами скрыт колоссальный труд тысяч людей –инженеров, проектировщиков, сварщиков, испытателей. Каждый из них вкладывает в этот корабль частицу своей жизни.
Мы поднялись на верхнюю палубу. Под ногами – стальной настил, впереди – громада будущей рубки, из которой вскоре будет виден бескрайний Север.

В сборочно-сварочном цехе
Я пыталась представить, как однажды этот корабль врежется в лёд, как за кормой останется широкая белая полоса, а впереди будет только горизонт и бесконечная Арктика.
На мгновение всё вокруг стихло – и стало понятно, что именно здесь, в центре Петербурга, рождается настоящее чудо.
На Балтийском заводе работают уникальные специалисты – те, кто не просто строит суда, а создаёт будущее Арктики. Среди них есть те, кто пришёл на завод двадцать, тридцать, сорок лет назад, и те, кто только недавно закончил колледж. Их объединяет одно – гордость за дело, которое они делают.
Каждый атомоход – это не только инженерный проект, но и человеческая история. Для кого-то «Арктика» стала первым спуском на воду, для кого-то «Якутия» – вершиной карьеры. Здесь никто не говорит громких слов, но в каждом взгляде читается осознание причастности к великому делу.

До спуска ледокола «Чукотка» осталось (на октябрь 2025)
Когда мы спустились с трапа и вдохнули прохладный питерский воздух, внутри было ощущение, что побывал на границе двух миров – привычного и арктического. На Балтийском заводе создают не просто корабли. Здесь рождаются символы силы, разума и стойкости страны.
Ледоколы проекта 22220 – это инструмент, благодаря которому Арктика становится доступной, а Северный морской путь – надёжной транспортной артерией между Европой и Азией.
И теперь у меня появилась новая цель: однажды отправиться в настоящую арктическую экспедицию на борту атомного ледокола. Увидеть, как он ломает лёд, как на горизонте поднимается северное солнце, и как за кормой остаётся широкая белая полоса пути – путь, ведущий в самое сердце Арктики.

Задумалась об экспедиции на ледоколе
Автор фото: Всероссийский проект «ТопБЛОГ»
***
Анна Кеворкова, специально для GoArctic