Сейчас в Мурманске

17:45 -4 ˚С Погода
18+

«Северный полюс» ушел на ходовые испытания

Российские корабелы в очередной раз доказали, что являются лидерами в арктическом судостроении.

Транспорт и логистика
Валентин Юшкевич
25 мая, 2022 | 09:19

«Северный полюс» ушел на ходовые испытания
Фото: Валентин Юшкевич


Российские корабелы в очередной раз доказали, что являются лидерами в арктическом судостроении. 21 мая, в День полярника, от причала «Адмиралтейских верфей» ушла на ходовые испытания не имеющая аналогов в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» (ЛСП).

Идея создания специальной платформы для облегчения работы ученых-полярников родилась в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте (ААНИИ) и в Росгидромете больше 10 лет назад, но к ее реализации на «Адмиралтейских верфях» приступили лишь в 2018 году. Здесь по праву гордятся тем, что с момента первой резки металла ни разу не выбились из графика. И это при том, что аналогов такого судна в мире нет – проект делался нашими специалистами практически с нуля.

«Технологические особенности, конечно, были потому, что конфигурация этого корпуса абсолютно нестандартная и похожа на спинакер в связи с тем, что на судне предусмотрен достаточно большой объем легкого топлива для обеспечения двухлетней экспедиции. Но при этом нужно было создать хорошие условия и участникам будущих экспедиций. Поэтому конструкторами КБ «Вымпел» была разработана такая часть, которая при относительно небольших габаритах судна по длине и ширине могла бы разместить несколько ярусов, позволяющих кроме занятий наукой обеспечить полярников условиями для проживания, отдыха, физкультуры», – рассказал в ходе торжества корреспонденту GoArctic генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Сергей Бузаков.


IMG_20220521_100320.jpg

Фото: Валентин Юшкевич


И, конечно, все узлы и агрегаты платформы разрабатывались с учетом ее последующей эксплуатации в условиях экстремально низких температур. Не помешали и жесткие западные санкции. Во-первых, потому что необходимое оборудование успели закупить до обострения международной обстановки, а во-вторых, в проекте использовано 80% своего, отечественного оборудования. И теперь построенное судно способно самостоятельно бороздить Северный Ледовитый океан со скоростью в 10 узлов, начав, по сути, новую эпоху изучения Арктики.

«Я счастлив, что дожил до того времени, когда будет такое научное обеспечение и безопасность работы во льдах. Раньше тем, кто зимовал, всегда традиционно желали крепкого льда. А теперь, как я понимаю, нужно желать крепких моторов», – сказал всем присутствующим легендарный полярник, спецпредставитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.


Артур Чилингаров и Александр Бузаков.jpg

Артур Чилингаров и Александр Бузаков. Фото: Валентин Юшкевич


На вопрос GoArctic, нет ли человеческого и исследовательского сожаления о том, что полярники навсегда переходят из «папанинских палаток» на борт комфортабельного судна, директор ААНИИ Александр Макаров ответил: «У меня сожаление только о том, что Иван Евгеньевич Фролов (предыдущий руководитель ААНИИ) ушел от нас и не может здесь присутствовать. Это его проект и его заслуга. Мы только продолжаем то, что он начал и запустил. А сами смотрим в будущее на новые возможности. Самое главное – у ребят появляется перспектива на 30-40 лет вперед. Им реализовывать все это».

По словам Александра Макарова, уже в сентябре платформа, вмещающая в себя 15 лабораторий и 35 ученых, отправится в 1-ю для себя и 41-ю для ААНИИ экспедицию «Северный полюс».

«Готовится обширная научная программа, включающая метеорологические, океанологические, гидрохимические, биологические исследования. Но мы понимаем, что основная задача первого рейса – проверить, как судно поведет себя во льдах, протестировать новое оборудование, отработать организацию исследований на борту платформы и на льду», – заключил он.


Александр Макаров фото ААНИИ.jpg

Александр Макаров. Фото: ААНИИ


Что же касается ходовых испытаний, то за неделю пребывания на Балтике специалисты проверят работоспособность всех основных судовых агрегатов, систем связи, локации, навигации и, конечно, двигателя. При этом, понимая все значение ЛСП для мировой науки, присутствующий министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов специально отметил: «Ограничений для ученых, которые готовы приехать и работать в Арктике, изучать все, что там есть, нет ни по национальности, ни по страновому признаку. Это нужно всем потому, что наш земной шар – это общий дом».

Кроме того, федеральный министр подчеркнул, что от руководства страны получено «дальнейшее поручение разработать новые корабли для Арктики», а это значит, что «Адмиралтейские верфи» и другие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга могут не сбавлять своих производственных мощностей.


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике