США готовятся к военно-стратегическому противостоянию на Крайнем Севере: зарубежные СМИ об Арктике

5 мин
10 Декабря, 2019 | 11:12
Кто будет главным военно-стратегическим игроком в Арктике в ближайшем будущем? Именно на этот вопрос пытались ответить зарубежные СМИ, обсуждая развёртывание российской радиолокационной системы, планы Северного командования США по освоению Заполярья, а также тайные замыслы Китая. Это и многое другое - в еженедельном обзоре зарубежных СМИ.

“Война на Крайнем Севере”

Американское аналитическое издание The Drive сообщает о планах России установить новую загоризонтную радиолокационную систему дальнего действия для контроля над арктическим пространством. Эта установка обеспечивает мониторинг и раннее предупреждение потенциальных угроз, к которым могут относиться военные самолёты, крылатые ракеты, а также гиперзвуковое оружие.

Напомним, что буквально неделю назад Северное командование США (USNORTHCOM) взяло на себя обязательство обновить собственную радиолокационную систему в арктическом регионе.

Слухи о развёртывании Россией загоризонтного радиолокатора “Контейнер” в Арктике ходили и ранее. Эта система обнаруживает цели в диапазоне от 2 000 до 3 000 км в зависимости от размера и типа объекта, а также от условий окружающей среды. Важно подчеркнуть, что радиолокационная система способна лишь обнаруживать и обозначать объекты, но никак не сопровождать их ликвидацию. Поэтому говорить о системе “Контейнер” можно только как о сугубо оборонительном средстве.
Размещение радиолокатора продиктовано опасениями Москвы американской активностью на арктическом направлении и намерениями Вашингтона изменить военно-стратегическую ситуацию в регионе. А именно об этом ни раз заявляло военное руководство США. В планах Вашингтона - объединить в общий связанный комплекс радиолокационные радары, развёрнутые на Аляске, в Гренландии и Великобритании. Однако суровые условия Крайнего Севера серьёзно усложняют задачу американскому военному командованию, и достаточно простая миссия по развёртыванию радиолокационных вышек становится уже труднодостижимой.

По сообщению издания, российский арктический загоризонтный радиолокатор будет интегрирован в общую систему воздушной обороны страны. Тем не менее, никаких подробностей о развёртывании системы “Контейнер” на сегодняшний день нет.

Военно-стратегической “делёжкой” Арктики обеспокоена и Канада. Об этом пишет американское аналитическое издание National Interest, заявляя о необходимости Оттавы инвестировать в морскую оборону в Арктике. А связано это, как ни странно, с появляющимися логистическими возможностями.

При постепенном таянии ледников Севера растёт грузопоток через арктические воды. И единственной страной, которая пока что практически полностью контролирует эти потоки, является Россия. Ни США, ни Канада на сегодняшний день не способны контролировать арктические воды в той мере, в которой это делает Москва. Владея развёрнутыми вооружёнными силами на своих арктических территориях и мощным ледокольным флотом Россия обладает неоспоримым преимуществом на Крайнем Севере. И именно это особенно беспокоит страны североамериканского континента.

Вашингтон уже конструирует три тяжёлых ледокола, которые придут на замену уже давно устаревших “Полярной Звезды” и “Полярного Моря”. Кроме того, США планирует специализированный комитет по мореходству в Арктике, который, помимо прочего, будет разрабатывать и продвигать альтернативные Северному морскому пути арктические маршруты через Аляску. Что касается Канады, то правительство страны планирует увеличить финансирование береговой охраны в Арктике для усиления контроля арктических вод.

Не дремлет в военно-стратегическом и экономическом освоении Арктики и Китай. По сообщению крупного американского издания Independent китайские военные используют научные экспедиции для закрепления своих сил на Крайнем Севере. Таблоид ссылается на доклад датской разведки, которая пишет о китайских “миссиях двойного назначения”.
Поднебесная, называя себя “новой арктической державой”, пытается получить больший доступ к арктическим территориям и транспортным маршрутам. Ради этой цели Пекин вливает огромные средства в развитие полярных исследований. Это позволяет Поднебесной реализовывать стратегический мегапроект “Пояса и пути” и укреплять свои собственные связи с другими арктическими державами через арктические проекты. Как итог, Китаю удаётся балансировать между гражданскими и военными целями в Заполярье.

Экономика и экология

В погоне за экономическим развитием Арктики Россия подвергает опасности хрупкую экологическую среду Крайнего Севера. Такое громкое заявление делает британский медиа гигант ВВС.

Особенно сильно пострадает арктический регион от большого проекта по добыче угля на Таймыре, реализовывать который Россия собирается совместно с индийскими компаниями. Добытые на полуострове ресурсы будут доставлять по морю через Северный морской путь в Индию и Китай. Всё это приближает Москву к обозначенной ещё в прошлом году цели - 80 млн тонн груза через Севморпуть к 2024 году.

Однако такие поставки сопряжены со значительными рисками. И вновь издание подчёркивает уже неоднократно поднимающуюся проблему хрупкости арктической экосистемы. Как ни странно, в первую очередь БиБиСи беспокоится о белых медведях, чья популяция может резко сократиться в связи с активной хозяйственной деятельностью в арктическом регионе. Издание также вспоминает случаи нарушения правил добычи полезных ископаемых в Арктике, которые приводили к серьёзным экологическим проблемам, особенно в арктической зоне Дальнего Востока России.

Затрагивает тему сопряжения экономики и экологии британское специализированное издание Sustainable Times. Изменение климата в Арктике, по достаточно громкому замечанию издания, способно изменить глобальную логистическую индустрию благодаря развитию Северного морского пути. Однако государствам не стоит расслабляться, так как для борьбы с последствиями таяния ледников в арктической зоне необходимо использовать инновационные решения.
Британское издание даёт достаточно оптимистичные оценки развития Севморпути с точки зрения экологии, что отличает его от основной массы материалов зарубежной прессы. Так, использование СМП в альтернативу транзита через Индийский океан вдвое сократит время перевозки грузов, на 40% урежет использование топлива и выбросы углекислого газа. Таким образом, Северный морской путь принесёт не только экономические, но и экологические выгоды. Однако здесь есть свои подводные камни. В случае аварийного разлива нефти в Северном Ледовитом океане последствия для всей арктической экосистемы будут куда печальнее, чем, к примеру, для регионов Индийского океана.

И, напоследок, английское издание настаивает на необходимости Великобритании включаться в процесс освоения арктических морских путей. И связано это не только с контролем над экологической ситуацией на Крайнем Севере. Туманному Альбиону необходимо укрепиться в качестве важнейшего связующего звена арктических транспортных артерий, соединив Европу и Азию, возвращать себе лидера мировой торговли.



далее в рубрике