Сейчас в Мурманске

20:36 1 ˚С Погода
18+

«СССР-В6»: версии и причины трагедии

Продолжение материала о дирижабле «СССР-В6»

Транспорт и логистика Ссср в-6 Советские дирижабли
Сергей Палагин
25 ноября, 2020 | 08:58

«СССР-В6»: версии и причины трагедии
Источник: zagarov.com


Часть 1


Во второй половине 1930-х годов самыми популярными и понятными обществу объяснениями причин катастроф и провалов в любой сфере деятельности Советского государства были диверсии и вредительство, причём, чем ярче и значительнее трагедия, тем больше «подельников» предавалось справедливому народному суду.

После гибели 13 членов экипажа дирижабля «СССР-В6» специалисты отрасли обречённо ожидали арестов. Позже родственники и потомки погибших дирижаблистов рассказывали об очень тихих, но уверенных разговорах о группе злоумышленников из числа работников отрасли, специально погубивших самый передовой советский летательный аппарат. Чекисты внимательно рассматривали эту версию, однако конкретных исполнителей террористического акта из числа работников наземных технических служб и членов экипажа не установили.

Результат исследования оставшихся после катастрофы частей корабля свидетельствовал, что судно не было разрушено в результате взрыва подложенной заранее мины с часовым механизмом, либо повреждением важных частей такелажа. Впрочем, проверка версии о работе диверсантов проводилась на месте гибели дирижабля, обломки корабля не собирали для отправки в Москву, где их должны были исследовать с помощью новейших микроскопов.

Имела место версия, что на борт дирижабля погрузили излишнее количество аэронавигационных осветительных бомб, которые сработали от удара с землёй, что вызвало пожар, уничтоживший судно. Однако данных о детонации от выживших участников крушения получено не было.

Дирижабль мог загореться в результате деформации ёмкостей с эфиром, заботливо припасённых для запуска моторов на лютом арктическом морозе, или наполненных бензином каталитических печей. Кроме того, на судне было много осветительных ракет и патронов, вообще «СССР-В6» представлял собой заботливо собранный летучий склад очень легко воспламеняющихся веществ.

Впрочем, даже при отсутствии перечисленных «адовых смесей» дирижабль не был безопасным средством передвижения, от удара о землю раскололись топливные баки, в клочья порвало бензопровод, откуда хлынула бензино-бензольная смесь в объёме не менее трёх тонн. Продолжающие работать двигатели дирижабля и радиостанция послужили очагом возгорания.

 

Крушение дирижабля «Гинденбург»

 

О слаженной и оперативной работе чекистов можно судить по аресту трёх подозреваемых в попытке «сорвать правительственное задание по вылету дирижабля» сотрудников технической службы, участвовавших в подготовке корабля. Несмотря на то, что одного из них арестовали в день вылета «СССР-В6», второго на следующий день и последнего 9 февраля, никому из них не было предъявлено обвинение в организации конкретной катастрофы.

Место падения дирижабля – восточный склон горы Небло, находящейся в 24 километрах от города Кандалакша и в 31 километре от железнодорожной станции Княжей. Небло до сих пор представляет собой невысокую сопку с покатыми сторонами высотой 440 метров от уровня моря. При проведении розыскных мероприятий на месте поисковики обнаружили корабельные часы, показывавшие 19.45, данное время принято считать официальным временем трагедии.

Сопоставление времени, места трагедии с маршрутом и привязкой к точке, где дирижабль зафиксировали в воздухе последний раз, позволяет задуматься над вопросом, как он туда попал? Нахождение дирижабля в точке катастрофы возможно только при потере курса.

До сих пор не ясно, какой населённый пункт видел в окно штурман и насколько четко он ориентировался в пространстве, какова продолжительность полёта в слепую, без привязки к земле? В 18.56 дирижабль пролетел над станцией Жемчужной, пилоты точно ориентировались по железнодорожному полотну, в 19.45 произошло крушение, в том числе из-за потери ориентации в пространстве. Почему экипаж, утратив возможность привязываться к земле, продолжал гнать дирижабль сквозь снежную тьму, вместо того, чтобы, работая моторами против ветра, зависнуть на одном месте для определения места своего нахождения, ведь рядом была железная дорога с ярко горящими кострами? Непонятен смысл движения дирижабля в сторону от Кандалакши, которую, по словам оставшихся в живых членов экипажа, рассмотрел штурман. Не было попытки запеленговать Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, как и просьб помощи по радио. Впрочем, потеря ориентировки в полёте достаточно частое явление и само по себе не приводит к трагедии, если только в течение длительного времени экипаж не предпринимает мер для её устранения.

 

Вид с горы Небло в сторону Кандалакши. Источник: zagarov.com

 

Стрелка компаса дирижабля могла реагировать на геомагнитные аномалии и не показывать верное направление, вводя штурмана в заблуждение. Комиссия предвидела возможность подобного развития событий и запросила мнение специалистов. Ленинградские геофизики ответили, что в интересующем районе встречаются незначительные участки аномальных зон, которые дирижабль преодолевает за пару минут, что не может негативно сказаться на курсе корабля. Однако современные исследователи установили, что к западу от станции Княжей существует крупная аномальная зона, лежащая на пути следования «СССР-В6». Исследования подтвердили, что при пролёте над данной территорией стрелка компаса даёт погрешность от 4 до 16 градусов к востоку, дирижабль ушёл в сторону от Кандалакши на 40 градусов. Не исключена вероятность негативного влияния на радиоаппаратуру и электрические приборы магнитной бури.

Озвучивалась версия, объясняющая отклонение дирижабля от утверждённого курса в связи с необходимостью выполнения специального задания по проведению воздушной разведки над территорией недружественной Финляндии. Проверка версии показала, что последние 20 минут полёта аппарат действительно шёл к финской границе, и если бы движение корабля не было прервано катастрофой, то он мог оказаться в районе современного туристического центра Саариселькя.

Однако главные события будущей войны развернутся значительно южнее, на Карельском перешейке. Кроме того, идея об отправке в разведку дирижабля вряд ли могла прийти в голову советским чекистам.

Проще всего объяснить причину катастрофы отвратительным качеством полётных карт, на которых гора Небло просто не была нанесена. Установить это сейчас не представляется возможным, считалось, что все документы экипажа сгорели при пожаре, однако никто не смог опровергнуть версии и о том, что погибающий штурман накрыл портфель с документами своим телом. Случайно сохранился первый рукописный текст акта осмотра места происшествия, где зафиксирован список содержимого штурманского портфеля, в том числе блокнот штурмана и маршрутная карта. Почему эти предметы и документы не попали в итоговый акт и какова их судьба – неизвестно.

Пытались объяснить причины гибели дирижабля невозможностью получить какую-либо информацию с земли ввиду слабой технической оснащенности аппарата. Однако данная версия несостоятельна. Операцию по спасению папанинцев поддерживали радиоэфиром из Москвы и Мурманска, радисты эсминца «Карл Либкнехт», подводная лодка «Красногвардеец», военно-морская база Северного флота, радисты материковой части Арктики, между которыми был установлен постоянный радиоконтакт. С начала экспедиции «СССР-В6» дирижабль стал частью этой слаженной системы.

Безусловно, кроме потери ориентации в пространстве, роковым обстоятельством, повлёкшим гибель воздушного судна, явилась малая высота полёта. По расчёту артиллеристов, проводивших замеры, столкновение с горой произошло на отметке 390 метров, что можно было избежать, поднявшись пятьюдесятью метрами выше.

 

Гора Небло. Источник: zagarov.com

 

Яркой и важной частью истории гибели «СССР-В6» являются зажжённые вдоль железнодорожного полотна на расстоянии полутора километров друг от друга костры. Распоряжение на подобную иллюминацию выдал начальник дорожно-транспортного отдела НКВД Кировской железной дороги капитан Иосиф Шемеля, вероятно, получив предварительный приказ из Москвы. Цель мероприятия понятна – дать экипажу, проводящему полёт в сложных климатических условиях, возможность следовать по безопасному курсу и избежать, таким образом, неминуемой катастрофы. Лента огней, в случае пролёта строго над ориентиром, привела бы экипаж не к гибельной Небло, а к Кандалакше.

Дело в том, что сопка Небло является мелкой художественной деталью на рельефе региона. Куда более серьёзно смотрятся горные массивы Хибины и Чунатундра с высотой более тысячу метров каждый. Вероятно, огни зажигались с целью провести дирижабль между этих гор, после чего аппарат мог беспрепятственно достигнуть Мурманска, где планировалась стоянка и избавление от ненужного груза.

Расстояние от точки, где экипаж заметил уходящую вдаль цепочку костров, до места крушения дирижабль преодолел за 15 минут. Почему командир не последовал предложенным с земли курсом, догадаться невозможно, с учётом понимания всеми, что костры в безлюдном месте были сложены исключительно для экипажа. Радиосвязь с судном прервалась в 18.55, поэтому запросить землю о кострах было невозможно.

Предполагать, что людей посылали на гибель специально нельзя, так же как и то, что была совершена диверсия, и уж конечно не было никаких секретных заданий и тайных разработок членов экипажа. Но задачу, которую поставили перед «СССР-В6», они могли выполнить скорее случайно, при очень позитивном стечении огромного количества обстоятельств.

Энтузиазм команды дирижабля был очень высок, выше высоты полёта судна, они искренне стремились спасти терпящих бедствие папанинцев, спешили к ним, не обращая внимание на очень сложные условия полёта. Участок от Петрозаводска до Мурманска стал роковым.

Люди были банально измотаны подготовкой к полёту, в момент вылета уже находились в состоянии глубокой физической усталости. Будучи материалистами и орденоносцами, экипаж больше верил в удачу и судьбу, чем в свои не очень глубокие знания и небольшой опыт.

Траурный поезд с телами медленно двигался в Москву, на каждой станции проходили траурные митинги.

11 февраля погибших кремировали, 12 – после прощания в Колонном зале Дома Союзов прах поместили в монастырскую стену Новодевичьего кладбища.

 

Колумбарные плиты погибших в катастрофе дирижабля на Новодевичьем кладбище Москвы. Источник: Сергей Семёнов, Wikimedia Commons

 

15 февраля комиссия представила акт, правительство сочло документ исчерпывающим, рапорта о необходимости поиска полётных карт, более глубокой и вдумчивой оценке причины невнятного манёвра понимания не нашли, дело закрыли, всех живых отпустили по домам.

19 февраля ледоколы сняли папанинцев с льдины и вся страна, забыв недавнюю трагедию, погрузилась в хлопоты по организации встречи спасённых полярников. Почти вся страна – вся страна, кроме дирижаблистов.

Нет, дирижаблестроение не было моментально ликвидировано, как отрасль. Работа имитировалась ещё два года, однако преодолеть потерю такого количества пилотов и бортмехаников не удалось.

6 августа 1938 года на базе в Догопрудном разбился новый дирижабль «СССР-В10», весь экипаж погиб. Старые дирижабли отправляли в ремонт, но никаких работ не проводили. Вскоре летать стало практически не на чем.

Самолёты полностью вытеснили дирижабли, пассажирские авиарейсы вдоль Восточной магистрали стали обычным делом. Билет на самолет стоил значительно дешевле по сравнению с дирижаблем, поэтому экономическая целесообразность использования дирижаблей на пассажирских линиях отпала навсегда.

 

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic

далее в рубрике