Сейчас в Мурманске

20:14 9 ˚С Погода
18+

Стартовал проект «Год арктического туризма», организованный АТОР и «Клубом полярных путешествий»: туристы готовы платить за экзотику

Организаторы рассказали о стоимости круизов на Северный полюс, о новых круизах в Арктику, о поиске инвестора для строительства круизного судна

Туризм Северный полюс
Анна Щетинина
5 февраля, 2025, 14:33
Стартовал проект «Год арктического туризма», организованный АТОР и «Клубом полярных путешествий»: туристы готовы платить за экзотику

Круиз на Северный полюс. Фото: Николай Гернет / GeoPhoto


В России запущен проект «Год арктического туризма», организованный Ассоциацией туроператоров (АТОР) и «Клубом полярных путешествий», входящим в АТОР, при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Заместитель директора инвестиционного департамента Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Мария Бадмацыренова, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и президент «Клуба Полярных путешествий» Денис Чепрасов провели пресс-конференцию в ТАСС, посвящённую проекту, передаёт АТОР. Новости, исследования и аналитические материалы проекта «Год арктического туризма» будут публиковаться на специальном сайте, созданном АТОР. Каждому арктическому региону там посвящена отдельная страница, где представлена информация о видах туров и другие полезные сведения.


Туристов интересуют Север, Арктика как экзотика, и они готовы за неё платить

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе рассказала о целях и задачах проекта «Год арктического туризма», инициированного после ряда исследований и встреч с «Клубом полярных путешествий». В Арктическую зону РФ входят 10 регионов, и предложения крупных федеральных туроператоров охватывают их все. В лидерах спроса – Карелия, правда, её турпродукты – не арктические, но, тем не менее, отмечено увеличение интереса к поездкам на север республики. В топ-3, кроме Карелии, вошли Мурманск и Архангельск. Майя Ломидзе подчеркнула, что сами туристы не всегда понимают, что они хотят поехать именно «в Арктику». Они хотят «на Север», где северные красоты, хотят попробовать северную кухню, хотят экзотики на территории своей страны и готовы за это заплатить.

Но, несмотря на растущий интерес к поездкам в Арктическую зону, турпродуктов на этом направлении мало, как мало и информации о них. Этот дефицит стал одной из причин для запуска «Года арктического туризма» – совместного проекта АТОР и туроператора «Клуб полярных путешествий», который предлагает круизы на Северный полюс. Для проекта «Год арктического туризма» создан специальный сайт polartravel.atorus.ru, и АТОР выражает надежду, что в результате совместных усилий количество туристов в Арктике увеличится: на данный момент ни в одном из арктических регионов турпоток не достиг критического объема, и есть потенциал для турпотока.

АТОР в свою очередь намерена влиять на решение проблем, связанных с развитием арктического туризма – это и регламенты, регулирующие работы в акватории АЗРФ, и допуски для туристов, и продвижение арктических турпродуктов на зарубежных рынках. Кроме того, будут проводиться различные исследования, связанные с предпочтениями туристов и влиянием на турпотоки.


Что такое круизы в Арктику и что получают туристы, которые путешествуют на Северный полюс

Денис Чепрасов, президент туроператора «Клуб Полярных путешествий», который работает в сегменте арктического туризма 26 лет, занимаясь фрахтом ледокольных судов, рассказал о круизах на Северный полюс. Сейчас во фрахте у компании атомный ледокол «50 лет Победы» – единственный в РФ ледокол, переоборудованный для приёма туристов. Интерес россиян к круизам в Арктику растет, отметил Денис Чепрасов: если в 2014 году на арктических рейсах количество отечественных туристов составляло от 5% до 8%, а остальные были иностранцами, то к 2019 году доля россиян увеличилась до 30%, а сейчас – уже 98%. В 2024 году «Клуб» провёл три круиза на Северный полюс, а на 2025 год запланировано два таких путешествия, и все места раскуплены.

Туристов привлекает в Арктике как сам формат плавания на гигантском атомном ледоколе сквозь льды, так и уникальность пейзажей, включающих встречи с белыми медведями, китами, моржами, большие птичьи базары. Туристов интересует и история освоения Арктики. К тому же есть повод поспешить увидеть льды – по мнению экспертов, после 2030 года в летние месяцы в Арктике не будет морского льда.

Арктические круизы начинаются из Мурманска, россиянам не требуется загранпаспорт и визы. Путешественники прилетают, садятся на ледокол и через 4-5 дней, в зависимости от ледовой обстановки, оказываются на Северном полюсе. Там они проводят один день – над глубиной в 4200 метров. Ледокол вмещает 124 пассажира и 200 человек персонала и приглашённых специалистов. На обратном пути туристы посещают архипелаг Франца-Иосифа и полярную станцию, где могут отправить письмо или открытку из самого северного почтового отделения России. Круиз на Северный полюс рассчитан на 11 дней и организован по принципу «всё включено». Туристам предоставляют пятиразовое питание ресторанного уровня, специальное обмундирование для полярных высадок, обзорный полёт на вертолёте и развлекательные мероприятия, такие как барбекю и празднование «Дня Посейдона». Предусмотрена и научная программа, где об Арктике рассказывают специально приглашённые лекторы и эксперты.

Стоимость арктического круиза составляет около 3 миллионов рублей на человека, включая все необходимые разрешения. Отправиться в такое путешествие могут как россияне, так и граждане других стран. В 2024 году на борту ледокола были туристы из США, Австралии и Китая.

Денис Чепрасов выделил одну из основных проблем в развитии арктического туризма – отсутствие круизного флота. «Клуб Полярных путешествий» разработал проект ледокола, предназначенного именно для арктических круизов. Стоимость строительства такого судна оценивается в 5 миллиардов рублей, и туроператор активно ищет партнёров и спонсоров, которые помогут в реализации этого проекта.


Арктика – дорогой турпродукт?

«Арктика может быть разной, на разный кошелёк», – отметила Майя Ломидзе. Но круизы на Северный полюс при этом относятся к премиальному ценовому сегменту, и спрос на такие путешествия есть всегда: GoArctic писал недавно, что в лидерах рейтинга самых дорогих туров по России в 2024 году оказался речной круиз по Енисею, за который группа туристов заплатила 10 млн руб. По словам директора АТОР, главное – чтобы турист знал, куда он едет и что он получит за свои деньги.

Арктика – это и объекты наследия ЮНЕСКО, и ледники, и особо охраняемые природные территории, национальные заповедники, и культура северных малочисленных народов, и полярные города, и промышленный туризм, – отметила Мария Бадмацыренова. Исходя из разнообразия возможностей, растут и темпы туризма в Арктике – до 20% в год: в 2023 году регион принял около 1,2 млн туристов, но, поскольку официальные результаты учитывают только тех, кто останавливался в объектах размещения, то по факту турпоток в Арктическую зону РФ ещё больше. К примеру, перелёт из Москвы в Мурманск или Архангельск занимает меньше двух часов, и при этом – бюджет путешествия может быть совершенно разным.

По словам Марии Бадмацыреновой, внимание к Арктике со стороны АТОР, которая объединяет крупнейших туроператоров, позволит повысить интерес к Арктической зоне как у путешественников, так и у инвесторов – в Арктической зоне существуют налоговые льготы и административная поддержка для стимулирования инвестиций и развития бизнеса, а каждый шестой проект резидентов АЗРФ связан с туризмом.


далее в рубрике