Сухопутная логистика как составляющая боеготовности флота

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
3 Июля, 2020 | 04:01
Сухопутная логистика как составляющая боеготовности флота
Фото: Вадим Кантор 

Обрушение моста и военный аспект

Последние события вокруг разрушения железнодорожного моста через реку Колу в результате паводка обнажили одну существенную проблему. И эта проблема, как ни странно, заключается не только во временном прекращении железнодорожного сообщения Мурманска с остальной Россией. Оно, безусловно, в ближайшие недели будет восстановлено – уже сейчас запасная ветка работает.

Военные эксперты увидели в этом стихийном бедствии проблему сугубо военного характера. Выходит, полноценное сухопутное снабжение стратегического региона (напомню, что  в непосредственной близости от Мурманска находятся и главная база Северного флота — 24 км, и база подводных сил — немногим более 30 км по прямой и 73 км по трассе) может быть нарушено в результате, к примеру, работы диверсионно-разведывательной группы, которая одной вылазкой способна повредить опоры неукрепленного и по сути беззащитного моста.  

В контексте придания Северному флоту в последней директиве Верховного главнокомандующего субъектности, приравнивающей его к статусу военных округов, обеспечение безопасности маршрутов снабжения закрытых административных поселений становится одним из факторов поддержания боеготовности флота. Ведь выделение Владимиром Путиным Северного флота отдельной строкой в новом перечне военных округов далеко не случайно.

Одно дело – обозначение верховным главнокомандующим в предыдущих директивах задач и приоритетных направлений деятельности по защите рубежей России, сухопутных и морских. И совсем другое – наделение оперативно-стратегического объединения ВМФ не просто полномочиями группировки в составе округа, а правом немедленного реагирования на вероятные угрозы. Без лишних цепочек согласований. 

Учитывая передачу Северному флоту новейших атомных подводных лодок 4 поколения типа «Борей» и «Борей-А», а так же «Ясеней» (9 подводных атомных крейсеров стратегического назначения до 2027 года) это может означать только одно – на Северный флот возложена новая стратегическая задача. С учетом активизации развития военной инфраструктуры на архипелагах Северного Ледовитого океана, обнаружения новых нефтегазоносных территорий в Арктике, эскалации борьбы за ее ресурсы, этот акцент на Северный флот был прогнозируем и ожидаем. 

Передача Северному флоту атомного подводного крейсера «Князь Владимир», который является новым словом в области создания стратегических ракетоносцев и обладает характеристиками, превышающими возможности подлодок предыдущих поколений – знаменательное событие, красноречиво утверждающее особый подход в нынешних условиях верховного главкома и оборонного ведомства именно к Северному флоту. Но, выходит, развитие логистики сухопутного сообщения проходит недостаточными темпами.

В условиях эскалации на глобальном уровне, и в частности в Арктическом регионе, следует направить усилия инженерно-технических подразделений флота для самостоятельного решения задач военной логистики для нужд Северного флота, что, безусловно, делается и чему придается особое внимание командующим Северным флотом вице-адмиралом А. Моисеевым. Бесперебойное снабжение войск и сил флота – то направление, которое требует постоянного внимания и не решается в пожарном порядке.



Фото: hibiny.com


Транспортные нужды жителей гарнизонов

Что касается комфорта проживающих в закрытых городках военнослужащих и членов их семей, то нужно признать, что автомобильное сообщение не решит всех проблем логистики, а наличие только одной железнодорожной переправы через Колу – явная недоработка, которая требует своего разрешения.

Расстояние между Мурманском и Гаджиево, где дислоцируются наши подводные лодки, небольшое. Приблизительное время нахождения в пути на автотранспорте составляет всего около часа. Можно, конечно, доехать и быстрее, но все зависит от скорости автомобиля. Да и от трассы.

В сравнении с многими регионами России она в достаточно приемлемом состоянии, но местами все же попадаются выбоины, особенно по окончании зимнего сезона. Трасса при этом ровная, однако, наличествуют резкие повороты, спуски и подъемы, что требует от водителей предельной внимательности, особенно в суровых климатических условиях, не говоря уже о метелях. В любом случае, на этой дороге лучше не разгоняться. И вот здесь сразу упомянем об инфраструктуре.

Опытный водитель постарается не рисковать и заправит полный бак в Мурманске. Да и перекусит перед дорогой в северном мегаполисе. Это обезопасит его от неприятностей в пути, ведь инфраструктура трассы развита пока недостаточно. И это связано во многом с тем, что дорога не очень оживленная, на всей ее продолжительности с трудом можно разыскать кафе или заправку. Коммерсантам невыгодно возводить капитальные строения при столь низким пассажиропотоке.



Гаджиево. Фото: Дмитрий Колезев, kolezev.ru


Дело в том, что Гаджиево – закрытый городок, поэтому так просто туда не попадешь. Перед самим населенным пунктом стоит КПП, на котором, по понятным причинам, проверяют документы и осматривают автомобиль. Чтобы туда проехать, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, а также временное разрешение на проезд. Временный пропуск не требуется только тем автолюбителям и пассажирам, у кого имеется на руках постоянная регистрация в городе Гаджиево. С одной стороны, таким образом решается проблема секретности, а с другой – уменьшается комфорт людей, вынужденных мириться с такой логистикой.

Ничего не поделаешь – издержки тягот военной службы. Люди, связавшие свою жизнь со флотом, и члены их семей не привыкли роптать на судьбу. Тем более, что до Гаджиево ежедневно ходят маршрутные автобусы с комфортабельными креслами и кондиционерами, с телевизорами. При подъезде к КПП автобус по существующим правилам останавливается, у всех граждан проверяется наличие документов. В целях проверки на предмет возможной шпионской, диверсионной или криминальной деятельности могут исследовать и личные вещи. Никого эти меры предосторожности не удивляют, все понимают уровень секретности данного закрытого территориального образования.

Если же нужно срочно добраться из Мурманска в Гаджиево, к примеру, на такси, то это может обойтись в копеечку – от 2000 до 3000 рублей. Но такси лучше вызвать из города Гаджиево, местный таксист довезет до места назначения. Ведь у многих мурманских таксистов нет пропуска, поэтому они смогут довести лишь до КПП со всеми вытекающими процедурами осмотра.


Как живут военные моряки

Что касается зарплат военнослужащих, то матросы и мичманы подводных лодок Северного флота РФ получают денежное довольствие, превышающее зарплаты военных во многих регионах России.

Достойный быт военных моряков и членов их семей – одна из главных задач командования. К слову, ожидание квартир для военных надолго не затягивается. По словам адмирала главкома ВМФ Николая Евменова, которые приводят в Федеральном агентстве новостей, за последние годы материальное состояние подводников значительно увеличилось, а жалованье командира подводной лодки на Северном флоте превышает денежное довольствие командира полка в центральной России «более чем в два раза». Профессия подводника действительно одна из самых высокооплачиваемых в стране. Мичманы, старшины, матросы-контрактники, служащие в настоящее время на подводных лодках, в среднем получают 70 тыс. руб. Зарплата командира превышает 250 тыс. рублей.

Приятно отметить, что наступили времена, когда быть офицером вновь стало престижным. И не только из-за высокого денежного содержания, но и вследствие государственной политики, где роль армии и флота в современных геостратегических приоритетах России возведена на небывалую высоту.



Морские офицеры в Гаджиево. Фото: Дмитрий Колезев, kolezev.ru


Социально-бытовые проблемы на Северном флоте успешно решаются. По словам командующего ВМФ Евменова, в Вооруженных силах «с проблемами, существовавшими 15-20 лет назад, практически не сталкиваются» благодаря государственной социальной политике. Речь идет о жилищно-бытовых условиях, которые способствуют увеличению семей, особенно многодетных, о военной ипотеке.

Кстати, в городе Гаджиево – главной базе подводных сил Северного флота – был возведен новый жилой квартал, детский сад, спорткомплекс. Примерно так же обстоят дела и в других городках и поселках подводников.

Все условия для нормальной активной жизни и развития в гарнизонах есть, практически все они обеспечены цифровым телевидением. Что же касается железнодорожного сообщения и совершенствования автомобильной логистики – то это дело ближайших перспектив.

По словам министра обороны Сергея Шойгу, Арктика стала объектом ресурсных, территориальных и военно-стратегических интересов ряда государств, и защита российских национальных интересов в Заполярье и его развитие являются приоритетами в деятельности Вооруженных сил страны. Это утверждение касается и логистических маршрутов, включая строительство мостов и автобанов.



Подводный ракетный крейсер Северного флота «Юрий Долгорукий» в гарнизоне Гаджиево. Фото: hibiny.com


Экономические интересы совпадают с нуждами региона

В 2018 году в России утвердили государственную программу. Она предполагает финансирование мероприятий по развитию Арктики в целом и Северного морского пути до 2025 года. Разработаны новые правила прохода по Севморпути для военных судов иностранных государств. По новому закону установлено, что каждый проход такого корабля вдоль арктического побережья России должен быть согласован с российскими властями.

Уведомлять о намерении пройти по Северному морскому пути всем иностранным государствам придется в обязательном порядке за 45 суток до появления в наших территориальных водах. Для обеспечения логистики на борту любого военного корабля должен будет присутствовать российский лоцман.

Кроме того, Москва оставляет за собой право отказать в проходе по Северному морскому пути любому судну, а в случае несанкционированного прохода Вооруженные силы РФ оставляют за собой право применить чрезвычайные меры: арест или уничтожение нарушителя.

В развитии логистики особая роль отведена и пограничным контрольно-пропускным пунктам. Но важно отметить, что увеличение числа маршрутов предполагает совершенствование сухопутной логистики с портов приписки ледокольного флота. В любом случае, проложенные новые транспортные ветки будут способствовать не только экономическим целям, но и снабжению отдаленных гарнизонов, а также транспортным нуждам населения региона.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике