Таймырское кочевье

Коренные народы Севера Культура и искусство
Валентин Юшкевич
13 Октября, 2020 | 05:54
Таймырское кочевье
Фото: Центр медиакоммуникаций МАЭ РАН (Кунсткамера)

 

9 октября в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН при поддержке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) и Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики состоялось открытие выставки «Таймырское кочевье. Культура. Искусство. Мастерство».

 

Издавна на полуострове Таймыр проживало пять этносов – энцы, нганасаны, долганы, эвенки и ненцы. Из них нганасаны, долганы и энцы живут только на Таймыре и нигде больше. Поэтому тем, кто желает действительно погрузиться в аутентичную культуру этих самобытных народов, нужно обязательно посетить выставку «Таймырское кочевье». На ней представлены более 100 экспонатов из фондов Таймырского Дома народного творчества: этнография, предметы культа, обереги, живопись, графика и «кожаные картины». Основу экспозиции составили работы долганского художника Бориса Молчанова и нганасанского графика Мотюмяку Турдагина, а также произведения мастеров-косторезов.

На открытии выставки выступающие называли главным достоинством представленных работ то, что они носят не фольклорный характер, а представляют собой настоящую, живую традицию.

«Мы очень надеемся, что за два месяца работы нашей выставки её посетят, в том числе, и те люди, которые занимаются активным освоением Арктики. Для них это будем хорошим напоминанием, что на этой территории живут коренные этносы и мы очень хотим, чтобы культура наших народов, наша тундра были сохранены. Чтобы мы говорили не только об освоении Арктики, но и её развитии, о сохранении её природы и народов», – отметила директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова и пригласила всех желающих приехать на Таймыр, посетить его «Главным чум» и познакомиться не только с изделиями, но и их авторами.

 

hyGIFgVNbns.jpg 

Фото: Центр медиакоммуникаций МАЭ РАН (Кунсткамера)

 

Со своей стороны председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков напомнил о складывающейся традиции, поскольку в прошлом году в Музее Арктики и Антарктики уже проходила выставка «Отражение Таймыра», и отдельно поблагодарил директора Кунсткамеры А.В. Головнёва «за предоставление своей уникальной площадки, которая является прародителем всех музеев нашей страны».

Специально для GoArctic руководитель Кунсткамеры рассказал о своём отношении к Таймыру и впечатлениях о выставке.

 

Андрей Владимирович, в Арктике этносов много, но Вы предоставили свою площадку именно представителям Таймыра. Может быть, сказалась ностальгия? Ведь, по вашим словам, свою первую серьёзную этнографическую экспедицию Вы провели как раз там?

– Поверьте, никакого лоббирования с моей стороны не было. Просто так сошлись кочевые траектории и звёзды. Вообще у Таймыра очень важная экологическая роль. Он дальше других территорий выдаётся в Арктику, разделяя западную и восточную Северную Евразию, и, на мой взгляд, давно ждёт возобновления серьёзных исследований. Смотрите, расположенные слева от него Ямал с Гыданом удостоены очень большого внимания, поскольку являются чемпионами в оленеводстве и газодобыче. Справа Якутия ведёт очень активную исследовательскую и практическую деятельность. А Таймыр оказался посредине и как бы слегка замёрз. И очень хорошо, что сейчас «оттаивает», потому что Таймыр – это земля обетованная для всех тех, кто утомлён цивилизацией, кто хочет почувствовать что-то необыкновенное.

 

NtIJ3692WcE.jpg 

Фото: Центр медиакоммуникаций МАЭ РАН (Кунсткамера)

 

В своём приветственном слове Вы неоднократно акцентировали внимание на кочевье и шаманстве. Почему?

– Потому, что нганасаны действительно потрясающие шаманы. Как, например, Мотюмяку Турдагин и другие классики сибирского шаманства. Они удостоились многочисленных описаний и фильмов. Это такой небольшой народ, живущий в самой арктической по климату территории, омываемой самыми «ледовитыми» морями. На такой территории люди должны обладать особой духовной силой. Поэтому мне представляется, что таймырское шаманство – это элемент адаптации человека к чрезвычайно суровой Арктике, а шаманство нганасан – достояние мировой культуры.

 

Почему, на ваш взгляд, избалованный нашей культурной столицей человек должен познакомиться с «Таймырским кочевьем»?

– Эта выставка кочующая и сейчас она – как распакованный караван. Она действительно как будто из аргиша (олений обоз – В.Ю.). Почувствовать дух кочевья, когда «всё своё вожу с собой», можно именно здесь. Сегодня по-настоящему крепких, настоящих, древних шаманов уже не осталось, они все в мире праотцов. А вот художники переняли этот самый дух необыкновенного пути и высокого творчества. У этой выставки как раз такое настроение, и вы почувствуете не столько быт, сколько состояние духа.

 

 DSC_5248 (2).JPG

Фото: Центр медиакоммуникаций МАЭ РАН (Кунсткамера)

 

А как вообще строится выставочная политика Кунсткамеры применительно к Арктике?

– В постоянной экспозиции Америки у нас достаточно хорошо представлена эскимосская, инуитская и алеутская Арктика. И, конечно, проходят выставки. Эта уже третья по счету. Причём это присутствие идёт по нарастающей, поскольку мы запланировали реэкспозицию. У нас появится «Имперский зал народов России» (как и положено Кунстамере, ведь мы – имперский музей по своей истории). И в нём Арктика будет очень выразительна.

 

***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике