Сейчас в Архангельске

01:56 3 ˚С Погода
18+

«Тунгусский след» в сериале «Угрюм-река»: от мёртвой шаманки до метеорита

В марте 2021 года на телеэкранах странах была продемонстрирована новая 16-ти серийная версия истории семьи Громовых. Где находилась Угрюм-река? Какую роль в жизни Громовых сыграла тунгусская шаманка Синильга? Причем здесь Нибелунги?

Валерий Кондаков
10 апреля, 2021 | 08:50

«Тунгусский след» в сериале «Угрюм-река»: от мёртвой шаманки до метеорита
Тунгусы «Угрюм-реки». Источник: ugrum-reka.1tv.ru

Не остановит безумца ни обречённость, ни тать,

Образ прекрасной Синильги будет до смерти искать.

Сбросит любовь неземная разум безумцев во прах –

Молча их души сокроет вечность в блаженных мирах.

Николина Вальд «Синильга»


Роман В.Я. Шишкова «Угрюм-река» был впервые опубликован в 1928 году и экранизирован спустя 40 лет1. В марте 2021 года на телеэкранах странах была продемонстрирована новая 16-ти серийная версия истории семьи Громовых. Где находилась Угрюм-река? Какую роль в жизни Громовых сыграла тунгусская шаманка Синильга? Причем здесь Нибелунги?


Где ты, Угрюм-река? 

Автор произведения Вячеслав Яковлевич Шишков (1873 – 1945 гг.) был русским писателем и инженером. Родившийся и получивший профессиональное образование в Тверской губернии Шишков в конце 1894 года уехал в Сибирь и стал служить в канцелярии Томского округа путей сообщения.

В конце 1900 года Вячеслав Яковлевич сдал экзамены, получил возможность возглавлять экспедиционные партии и в течение пятнадцати лет проводил топографические работы на сибирских реках (Иртыше, Оби, Енисее, Лене, Нижней Тунгуске и пр.).


Две семьи тунгусов-кочевников возле чума (фото В. Шишкова, 1911 г.). Источник: litlife.club

Одной из наиболее значимых экспедиций Шишкова была поездка на Нижнюю Тунгуску в 1911 году. Там ему удалось провести полуинструментальную съемку и промеры глубин реки на протяжении 1300 километров. Этой картой пользовались вплоть до 1980-х гг. При этом Вячеслав Яковлевич занимался не только гидрографией и топографией, но и этнографией: в деревнях и стойбищах на Нижней Тунгуске было сделано множество наблюдений, записаны десятки песен (в том числе песни «Угрюм-река», «Гуленька-голубчик», «Горы Змеевские»).

Условия экспедиции были крайне тяжелыми, и Шишков едва не погиб, оказавшись ранней зимой далеко от ближайшего жилья. Однако его спасли местные жители – тунгусы, о которых писатель позднее вспоминал с благодарностью, отмечая их душевность, отвагу и гостеприимство.


Шаман Николай Дондин и его дочери (фото и подпись к нему В. Шишкова, река Нижняя Тунгуска, 1911 г.). Источник: litlife.club

Именно с Нижней Тунгуски Вячеслав Яковлевич списал «Угрюм-реку»2, поместив в произведение и рассказ о спасении тунгусами главного героя. Автор лишь немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск, Ербогомохля — Ербогачён; река Большой Поток — это Лена или Енисей, а северный город Крайск — это современный арктический поселок Туруханск.


Тунгусы. Кадр со съемок сериала «Угрюм-река». Источник: teleprogramma.pro


Тунгусы в сериале

Описывая красоты арктической природы и жизнь русских переселенцев, Шишков достаточно большое место уделил и местным тунгусам. Одного из них зовут Сенкича, так звали проводника-тунгуса, который вывел Шишкова и его спутников из непроходимой тайги во время топографической экспедиции.


Синильга. Кадр из телефильма «Угрюм-река» (1968 год, режиссер Ярополк Лапшин).

Важнейшая роль в «Угрюм-реке» принадлежит образу мертвой тунгусской шаманки Синильги. Она обозначена Шишковым в книге, показана Ярополком Лапшиным в экранизации 1968 года, существенно дополнена Юрием Морозом в 2021 году.

В телефильме Синильгу сыграла актриса корейского происхождения Нонна Тен, а в сериальной новинке эта роль досталась актрисе калмыцкого происхождения Евгении Сангаджиевой3. По мнению режиссера Юрия Мороза: 

«Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса и так далее. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».

По сюжету сериала Данила Громов заключил договор с шаманкой по имени Синильга и стал вместо нательного креста носить талисман (выполненный в пермском зверином стиле) с изображением человека, находящегося между верхним и нижним миром.

Прохор у колоды Синильги. Источник: ugrum-reka.1tv.ru

После смерти Данилы награбленное сокровище достается сыну Петру, а талисман – внуку Прохору. Младший Громов возобновил «сделку с Синильгой» и попросил ее помочь в поисках самородного золота в обмен на обещание жениться на ее воплощении. Прохор даже устраивает свою утопию-факторию «Громово» возле захоронения Синильги, в надежде что она будет оберегать место и людей4. К ее гробу-колоде младший Громов приходит посоветоваться, кроме того Синильга часто является людям в переломные моменты жизни.


Проклятье, честь и гибель Громовых

В отличие от книги и экранизации 1968 года, вынужденных подчеркивать социалистический реализм и классовую борьбу, сериал 2021 года больше про любовь и мистику. Первоначальное накопление капитала бандитским способом не приносит счастья. Дед Данила при смерти завещал все «нажитое преступным трудом» добро потратить на благотворительные цели, но жадный Петр пытался пустить его в дело, однако все пропил да потратил на подарки любовнице.


Прохор Громов. Источник: kino-teatr.ru

Человек нового склада, стихийный ницшеанец Прохор Громов хочет разбогатеть, чтобы обрести подлинную свободу, построить утопию справедливости для рабочих, однако «проклятие золота» и «честь семьи» вынуждают его совершить преступление. Хотя нигде доподлинно не сказано, что именно Прохор убил Анфису (признание под пыткой Ибрагим-оглы не в счет), многие улики указывают на него. В дождливую ночь с громом и молнией, находясь в состоянии аффекта, Прохор Громов (или Синильга его руками?) совершил убийство, которое сам позднее не помнил.


Коллаж из двух Анфис. Источник: ruskline.ru

Интересно, что своим неясным, но преступным происхождением и, главным образом, своей трагической и таинственной смертью5 Анфиса встала в один ряд с умершей в молодости шаманкой Синильгой. Теперь Анфиса также может являться живым и оберегать местность. Так русские переселенцы, обретая свою местную мифологию, осваивали арктическую Сибирь.


Синильга. Источник: mk-kalm.ru


Синильга сначала помогала Прохору, в надежде, что он улучшит жизнь на оберегаемой ей местности, но по мере деградации последнего Громова, она приводит весь род к гибели. Деревня «Громово» (где-то между Нижней и Подкаменной Тунгусками) не становится социалистической утопией6: Прохор становится все более жадным, тунгусы спиваются, а мужики уже безвозвратно мечтают о Революции. Разочарованная Синильга и дух Анфисы приводят к тому что последний из рода Громовых – Прохор низвергнулся с высоты построенной им башни. В сериале причина смерти еще более таинственна: за все прегрешения в район Подкаменной Тунгуски падает внеземное тело, названное позднее «Тунгусским метеоритом» (хотя остатки метеорита найдены не были).


Тунгусский шаман. Источник: kino-teatr.ru

Проклятое сокровище

Проклятое сокровище Данилы Громова привело к гибели преуспевающий купеческо-промышленный род. Подобные истории не раз случались в Сибири периода Золотой лихорадки. Однако, этот сюжет часто встречается в индоевропейской мифологии. Например, в «Песне о Нибелунгах», где сокровище, добытое у карликов (собственно Нибелунгов – детей тумана), не приносит удачу, а напротив, приводит к трагедии. Казалось бы, где германский эпос, а где соцреалистическая сибирская эпопея?


Кадр из фильма «Нибелунги» (1924 год, режиссер Фриц Ланг). Источник: ru.kinorium.com

Шишков работал над «Угрюм-рекой» с 1918 по 1932 годы, первая публикация была сделана в 1928 году в журнале «Сибирские огни», а в 1925 году автор опубликовал рассказ «Кольцо». В этом произведении в сатирической форме описывается как в сибирской деревне демонстрировался немецкий «мировой боевик» «Нибелунги» (1924 год, режиссер Фриц Ланг), являющийся экранизацией эпоса «Песня о Нибелунгах». Без сомнения, Шишков видел этот фильм в 1924 или 1925 годах, и он повлиял на сюжет «Угрюм-реки», привнеся туда мистические ноты «проклятого сокровища»7. «Тунгусская Брюнхильда» – Синильга, «как мертвая царевна» практически оживленная Прохором-Зигфридом, не могла допустить его счастья ни с Анфисой, ни с Ниной.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic


Примечания:

1 Кроме того, была еще опера «Угрюм-река» (премьера в 1951 году, композитор Даниил Френкель), но ее сюжет очень сильно отличается от книги, телефильма и сериала.
2 Это касается первой поездки Прохора Громова. Когда он стал строить факторию, то Угрюм-река стала больше похожа на Енисей или Лену.
3 Актриса справилась с ролью, однако какая-нибудь «звезда Сахавуда» безусловно лучше бы передала образ.
4 Стоит отметить этнографическую точность показа «воздушного погребения» тунгусской шаманки.
5 Тело было сожжено в избе вместе с неизвестным мужчиной.
В следующий раз «Громово» в качестве капиталистической утопии появится в фильме «Охота на пиранью» (2006 год, режиссер Андрей Кавун), снятом по одноименному произведению Александра Бушкова. Главный антагонист фильма фанатично проникся образом Прохора Громова, а Синильгой в фильме зовут его «возлюбленную валькирию».
7 В 1917 году в Петрограде Шишков опубликовал рассказ «Золотая беда», в котором страх перед потусторонним заставляет якута Николу (в отличие от Петра Громова) избавиться от проклятого золота и жить бедно, но спокойно.


далее в рубрике