Сейчас в Мурманске

16:16 -9 ˚С Погода
18+

В Коломенском прошел юбилейный Ысыах

Якутский праздник середины лета в Москве посетили более 25 000 человек.

Коренные народы Севера Ысыах Праздник севера
Дарья Прусакова
2 августа, 2022 | 13:00

В Коломенском прошел юбилейный Ысыах
Якутский праздник середины лета в Москве посетили более 25 000 человек.

В субботу 30 июля в Москве прошел красочный якутский национальный праздник Ысыах. Праздник проводился впервые после пандемии - предыдущие два года массовые мероприятия в столице были запрещены. Ысыах в Коломенскоом собрал более 25 тысяч гостей, а прямой эфир на платформе ОК live посмотрели 120 тысяч человек. Эфир ПОРА помогал провести Андрей Савич Борисов – бывший министр культуры Республики Саха. Именно он стал инициатором проведения первых якутских праздников в Москве, более 25 лет возглавлял министерство культуры республики и занимался популяризацией якутской культуры и сохранением традиций своего народа.

Мероприятие стало шестнадцатым празднованием Ысыаха в Москве и было особенным из-за совпадения юбилейных дат: 390-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, 100-летия со дня образования Якутской АССР и создания Постпредства Якутии, 125-летия выдающегося якутского советского государственного и политического деятеля Максима Кировича Аммосова. Также 2022 год объявлен президентом годом культурного наследия народов России.


Открылся праздник торжественной церемонией зажжения огня у главного символа Якутии – ритуального священного столба Сэргэ. Ее провели Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации – первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов, советский и российский учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, член-корреспондент Российской академии наук, первый вице-президент Русского географического общества, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров, а также участники уникального конного перехода потомственные коневоды Дугуйдан Винокуров, его сын Дархан и Мичил Неустроев. Здесь символически завершилась самая длинная в российской истории конная экспедиция «От Полюса холода до Белокаменной» под эгидой РГО. Участники проехали 11 тысяч километров от Оймяконского улуса через 17 регионов страны на якутских лошадях. Это позволило впервые с 2007 года провести священный для народа саха обряд благословения алгыс с участием якутской породы лошадей.


Якутские ансамбли реконструировали события, которые привели к созданию республики. На церемонии открытия присутствовали делегации из Армении, Иордании, Казахстана, КНДР, Монголии, Палестины, Сирии, Туркменистана и Узбекистана.

С утра до позднего вечера в Коломенском можно было погрузиться в красочную атмосферу праздника и культуру народа саха. В шатрах проходили мастер-классы для детей и взрослых, лекции и круглые столы по истории и современности Якутии, знакомство с древними традициями и известными людьми региона. В одном из шатров можно было прогуляться по исторической экспозиции, посвященной юбилею Максима Кировича Аммосова, выставке архивных документов к 100-летию образования Якутской советской республики.


Для любителей украшений и предметов быта ручной работы на празднике были организованы экспозиции мастеров и умельцев Намского улуса «Узоры земли Олоӊхо». Рядом проходила выставка-ярмарка изделий народных промыслов, сувениров, ювелирных украшений из серебра, золота и драгоценных камней Якутии. Все изделия носили символическое значение: они украшены национальными узорами и по словам ремесленников обязательно принесут хозяину удачу, семейное счастье и благополучие, а также защитят его от бед и болезней. На мастер-классах от якутских ремесленников все желающие могли научиться лоскутному шитью, бисероплетению и изготовлению предметов интерьера из бересты и конского волоса. На отдельной площадке для детей были организованы национальные подвижные игры на ловкость, силу и смекалку. Интересно, что все игрушки сделаны из натуральных материалов: дерева, кости, рога и конского волоса, и вызывают восторг у детей любого возраста. 


Гости Ысыаха могли попробовать блюда национальной кухни и якутские деликатесы. На фуд-корте были представлены различные виды сырой и копченой рыбы, варенья из ягод и шишек, блюда из конины и оленины, пироги с мясом, рыбой и дикоросами. Из напитков гостям предлагали освежающий кумыс и морсы из диких ягод. Аромат шашлыка и рыбы горячего копчения привлек к шатрам несколько сотен человек, которые тут же могли приобрести на ярмарке понравившиеся продукты. В рамках дегустации прошли азартные конкурсы строганины и лучших едоков.


Самым ярким событием праздника стали выступления якутских творческих коллективов и ведущих исполнителей республики. Музыканты играли на хомусе, танцевали, поражали зрителей горловым пением и народным музыкальным эпосом.


На отдельной площадке проходил конкурс народных костюмов и народного фольклора, где участники не только демонстрировали традиционные костюмы, но и посвящали зрителей в их историю, объясняли значение каждого элемента. Некоторые рассказывали легенды, пели народные песни или декламировали стихи собственного сочинения.


Много зрителей также привлекли спортивные соревнования по якутским национальным видам спорта: мас-рестлингу, хапсагаю и якутской вертушке. Среди призеров открытых всероссийских соревнований по мас-рестлингу в рамках празднования 125-летия Максима Кировича Аммосова на московском Ысыахе в Коломенском – представители Кыргызстана, Туркменистана и 9 регионов России. Это показывает, насколько многонациональным и объединяющим народы стал за эти годы якутский праздник в Коломенском.



Особенно символично завершается Ысыах. Сотни людей участвуют в традиционном танце Осуохай. Он напоминает традиционный русский хоровод и символизирует единство народа и поклонение солнцу.

Даже те, кто просто пришли прогуляться, получили настоящее эстетическое удовольствие и культурно обогатились. Народ саха – очень дружелюбный, с удивительной культурой и историей, которые отражены в музыке, танцах и национальных костюмах. Многие начинают готовиться к Ысыаху за несколько месяцев: шьют платья, подбирают образ и украшения, мамы часто шьют платья себе и дочкам из одной ткани. По словам организаторов, праздник в пригороде Якутска во много раз масштабнее. Поэтому всех гостей Ысыаха в Москве гостеприимный народ саха ждет на родной земле в следующем году. А тех, кто не сможет приехать в Якутию, ждет новое незабываемое мероприятие в Коломенском.

Соорганизаторами Ысыаха в этом году выступили Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Правительство Москвы в лице Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, ГБУ «Московский Дом национальностей», Намский район Республики Саха (Якутия), администрация музея-заповедника «Коломенское».


О празднике Ысыах


Ысыах — якутский праздник лета в честь богов Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, песнями, народными играми, конными скачками и другими соревнованиями молодых людей.

Слово ысыах дословно переводится как «изобилие», связано с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. В Якутии традиционно празднуется в день летнего солнцестояния — 21 июня.

У саха сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины. Ысыах – символическая граница между старым и новым, прошлым и будущим.

Первые письменные свидетельства западных исследователей можно встретить в дневниковых записях голландского путешественника И. Идеса, проезжавшего через Сибирь в Китай в конце XVII века. Он отмечал, что этот праздник отмечается с большой торжественностью: народ саха разводит костры и поддерживает их на протяжении всего праздника.

Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждение природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи. Это не просто повод повеселиться, но и возможность встретиться с представителями рода, посоревноваться в ловкости и силе, почувствовать единение с народом.

Завершается праздник танцем осуохай, который дословно переводится как жизненный круг. Участники двигаются неторопливо по направлению движения солнца, совершают символический круговорот во времени и пространстве. Саха благодарят светило за свет и тепло. В хороводе присутствует ведущий (осуохайдьыт), в чьи обязанности входит исполнение песен, посвящённых окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, а некоторые большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Участники могут меняться, а каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год.


***
Дарья Прусакова, специально для GoArctic
далее в рубрике