Велосипедный Мурман: утопия или реальность?

Транспорт и логистика
Наталья Линкевич
3 Октября, 2020 | 05:19
Велосипедный Мурман: утопия или реальность?
Фото: Нордбайк

 

Летом 2020 года количество велосипедистов в Мурманске выросло в десятки раз. Мало того, что этот способ передвижения продолжает набирать популярность во всем мире, и российский Север – не исключение, так еще и власти совместно с коммерческим партнером впервые открыли в городе сеть велопроката – в дополнение к имеющимся.


Меж тем многие по-прежнему считают: суровый Мурманск – это совсем не то место, где можно с комфортом проехаться на велосипеде. Для этого нет ни подходящих условий, то есть инфраструктуры, ни климата – здесь десять месяцев в году сохраняется вероятность внезапного снегопада.

В преддверии зимы GoArctic пообщался с председателем велоклуба «Нордбайк» Владимиром Марченко и автором проекта «Мурманский урбанист» Никитой Бойко – о развитии велодвижения в городе и о том, почему в Мурманской области ездить на велосипеде не так комфортно, как в соседних северных странах – Норвегии и Финляндии.

 

«Непривычная история»

«У меня, как и у многих, было счастливое велосипедное детство, – с улыбкой вспоминает Владимир Марченко. – Сначала ездили на трехколесных, затем катались на чем было – «Аисте», «Школьнике», «Украине». Потом был большой перерыв, и только в 2004-м я приобрел свой первый горный велосипед. С этого и началась новая велосипедная глава в моей жизни».

На горном велосипеде в Заполярье катаются многие, для этого сюда приезжают туристы из других регионов и нередко стран. Оно и неудивительно – регион слабо урбанизирован, кроме того, здесь практически нет «плоской» земли – кругом спуски и подъемы, и нередко крутые. В 2005 году в Мурманской области появилось первое объединение велосипедистов – клуб «Нордбайк».


Владимир Марченко.jpg

Владимир Марченко. Фото: Нордбайк

 

«Объединение придумал создавать не я один, изначально нас было шесть учредителей, – пояснил Владимир Марченко. – Но со временем по разным причинам они перестали этим заниматься. Вообще, мы решили «формализоваться» для проведения соревнований и мероприятий. Основная цель работы нашего клуба – это популяризация велосипеда во всех его проявлениях. Для этого клуб участвует в городских проектах, проводит соревнования, встречи. Ну, а для того, чтобы наладить тренировочный процесс, мы создали еще одно объединение – клуб «Белые Мишки», в котором помогаем освоить навыки владения велосипедом с нуля, а также развивать их дальше. Летом тренируемся на улице, зимой – в спортивном зале».

Тому, что к популяризации, которой занимается заполярное велосообщество, подключились чиновники, Владимир рад.

«Городской велопрокат – непривычная история для Мурманска, – продолжил общественник. – Потому что эти велосипеды по замыслу авторов проекта выполняют функцию транспорта, тогда как существующие в Мурманске прокаты созданы больше для развлечения. В целом, то, что использование этого транспортного средства становится доступнее и удобнее, я могу только приветствовать».

YoN5IhY1VsI.jpg  

 

Создание инфраструктуры

В начале сентября в социальных сетях опубликовали карту предполагаемых велосипедных маршрутов Мурманска.

Сейчас в городе нет инфраструктуры для желающих прокатиться с ветерком – здесь нечасто встретишь стоянку для этого вида транспорта, в городе практически нет велодорожек. В итоге велосипедисты вынуждены или передвигаться по зонам для пеших прогулок, или по проезжей части.

Предполагается, что создание велодорожек в крупнейшем городе за Полярным кругом начнется в следующем, 2021 году.

«Маршруты были выработаны по итогам встреч общественности и чиновников, – объяснил Владимир Марченко. – Велосипедистов в городе стало больше, появилась статистика проката, а значит, и запрос на создание инфраструктуры».

Поддержка и развитие велоинфраструктуры – необходимая мера в наши дни. Так считает автор проекта «Мурманский урбанист» Никита Бойко. По его мнению, суровый северный климат не должен быть помехой этим процессам.

«Примером может служить финский Оулу или норвежский Карасйок, – объяснил Никита Бойко. – В Оулу каждое пятое передвижение, то есть 20% всех поездок осуществляются на велосипеде. Это число несколько падает зимой, но не до нуля».

 

Никита Бойко.jpg
Никита Бойко

 

По словам Бойко, у Мурманска одна особенность: в ненастную погоду создается впечатление, что общественные пространства в городе особо не нужны.

«Они пустуют, либо могут быть занесены снегом, – объяснил общественник. – Однако стоит погоде хоть на несколько часов стать приятной, как сразу становится очевиден недостаток общественных пространств. Заняты все парки, скверы, множество людей выходит на улицы. Начинаются конфликты велосипедистов с пешеходами на тротуарах и с автомобилистами на дорогах. Спрос на общественные пространства и инфраструктуру тогда значительно превышает предложение. Эту проблему надо решать. Велосипед может использоваться в транспортных, рекреационных и спортивных целях. Велоспорт – это не моя вотчина, а вот для того, чтобы велосипед мог использоваться в качестве транспорта, ему требуется соответствующая инфраструктура: велодорожки, велопарковки, велоремонт и так далее».

 

Поиск компромисса

Как отметил Никита Бойко, на презентации властей, где демонстрировались этапы развития велоинфраструктуры в Мурманске, было немало жарких обсуждений.

«До сих пор самая большая проблема – это совершенно устаревшее мнение и в обществе, и у лиц, принимающих решения, что можно сделать эффективную инфраструктуру, ориентированную на автомобиль, как основное средство индивидуальной мобильности, – поделился мнением автор проекта «Мурманский урбанист». – Создать город с такой моделью развития не получилось ни у кого – даже у богатых саудитов, даже у США, которые в Детройте – своей автомобильной столице – возрождают общественный транспорт».

nIRPIH5FvDY.jpg

Фото: Нордбайк

 

Никита Бойко уверен: когда общественное мнение поменяется, возникнет и спрос на регулярный и качественный общественный транспорт, на перемещение по городу пешком и на велосипеде.

«Это меняет очень многое и в социуме, и в экономике. Например, для небольших магазинов и кафе увеличивается клиентская база. А еще экспоненциально снижаются травматизм и аварийность на дорогах и так далее», – заключил общественник.

 

Зарубежный опыт

Чаще всего на велосипедах предпочитают ездить европейцы. Тому способствует и климат, и развитая инфраструктура, и сформировавшаяся за многие десятилетия культура – в некоторых странах даже очевидна приоритетность прав велосипедистов на фоне тех, кто пользуется автомобилем.

По данным многочисленных опросов и исследований, рейтинг самых дружелюбных к велосипедистам стран возглавляют Нидерланды. Приучать к велопрогулкам в этой стране начинают с раннего детства, такой опыт поощряют и общество, и государство.

Во многом это связано с тем, что в стране много древних городов, улицы которых попросту не приспособлены для передвижения на автомобилях. Так что использование велосипеда не только спасает окружающую среду от вредных выбросов, но и сохраняет нервные клетки голландцам, нежелающим проводить время в пробках.

  

Фото: visitnorway.ru

 

Что до северных стран, соседствующих с Россией, то в Норвегии, к примеру, существует сеть национальных велосипедных дорог. Это протяженные трассы, которые специально предназначены для перемещения велосипедистов. Нередко они идут вдоль фьордов, через леса, долины, а иногда даже горы. Некоторые участки этих трасс предназначены для опытных велосипедистов, новичкам проехать по ним будет сложно.

Жители Финляндии любят велосипед за экологичность и бесшумное движение. Практичные по натуре, финны высоко ценят и тот факт, что велосипед не требует серьезного обслуживания, а также не вызывает заторов на магистралях.

Известно, что в 2015 году в Финляндии даже выбрали велосипедиста года. Им стал Маури Мюллюля – за то, что он внес серьезный вклад в развитие велосипедной инфраструктуры страны. В частности, в период с 1960 по 1970 год Мюллюля принимал активное участие в проектировании и строительстве велосипедной сети в своем родном городе Оулу.

 

Постскриптум:

Пока в Мурманске обсуждают создание велодорожек, в Санкт-Петербурге собираются установить велосветофоры. По данным СМИ, местное правительство планирует в течение трех лет ежегодно выделять на развитие велоинфраструктуры 100 млн рублей.

Как считают власти, пандемия коронавируса показала, что велосипед – это не только развлечение для горожан, но и средство передвижения.

 

***

Наталья Линкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике