Сейчас в Архангельске

16:51 -7 ˚С Погода
18+

Загадка Кенсингтонского рунического камня

Могут ли свидетельства плаваний викингов в Америку быть сфальсифицированными.

Нероссийская Арктика Викинги в америке Гренландия Кенсингтонский рунический камень
Андрей Епатко
25 мая, 2021 | 15:06

Загадка Кенсингтонского рунического камня

На подобных ладьях норманны ходили в Америку. Фрагмент гобелена из Байё (конец XII в.). 


С интересом ознакомился со статьей Валерия Кондакова, рассказывающих о рунических камнях, найденных в Америке[1]. К сожалению, автор ограничился краткими сведениями относительно так называемого Кенсингтонского камня – вероятно, самой поразительной находки, когда-либо сделанной на территории США. Постараемся восполнить этот пробел…

В своё время развернулась длительная научная дискуссия относительно подлинности рунической надписи, выбитой на Кенсингтонском камне. И неудивительно: если верить надписи, тридцать скандинавов в XIV веке побывали в Америке. Это означает, что горстка викингов на открытом судне совершила успешное приполярное плавание и достигла Нового Света за сто лет до Колумба!

Этой уникальной находке мы обязаны шведу Олафу Оману, который в 1891 году приобрёл ферму в штате Миннесота. В августе 1898 года он срубил на своей земле осину, достигшую примерно семидесятилетнего возврата. При выкорчевке корней оказалось, что они обвились вокруг огромного серого камня, весившего 91 кг. Когда последний очистили от земли, маленькому сыну Омана бросились в глаза странные царапины на его поверхности, оказавшиеся руническими знаками. Находку отправили в Миннеаполисский университет, где её внимательно изучил скандинавист профессор Дж. Бред. Учёный подтвердил, что письмена действительно рунические, и опубликовал первую предварительную расшифровку довольно пространной надписи. Приведём её полностью:

«[Нас] 8 готов (т.е. шведов – А.Е.) и 22 норвежца [участников] разведывательного плавания из Винланда[2] на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы [ушли] на один день и ловили рыбу. Потом мы вернулись, нашли 10 [наших] людей окровавленными и мертвыми. Ave virgo Maria (Благоденствуй Дева Мария - А.Е.), избавь нас от зла.»

На ребре этого же камня начертано:

«Десять человек из нашего отряда остались у озера, чтобы присматривать за нашим кораблем в 14 днях пути от этого острова. Год 1362».

Бред направил находку в Северо-Западный университет в Чикаго, но там после поверхностного исследования заявили, что это довольно «неуклюжий подлог», так как на камне будто бы заметны некоторые английские слова. Этого сурового приговора было достаточно, чтобы находка потеряла цену: Кенсингтонский камень вернули владельцу, и Оман в течение последующих восьми лет пользовался им как… порогом амбара своей фермы.

 02. (3).jpg 

Прорисовка рунической надписи на Кенсингтонском камне.


В 1907 году другой скандинавист Холанд выкупил камень у Омана и подверг его новому изучению. Он обратился к известным европейским и американским химикам и геологам, которых попросил высказаться по этой проблеме. Собранные Холандом свидетельства оказались столь убедительными, что британские учёные высказали следующее компетентное мнение: «Эта надпись из дикой, необитаемой местности выдержала все атаки, которым она подвергалась в течение двадцати лет».

В 1932 году Холанд опубликовал результат своих двадцатипятилетних исследований. В него входили не только заключения экспертов о возрасте дерева, под корнями которого находился камень, но и свидетельские показания об обстоятельствах обнаружения реликвии, данные Оманом под присягой. Одним словом, Холанд использовал любую возможность, чтобы обратить доказать подлинность загадочной рунической надписи.

К этому стоит добавить, что в окрестностях Кенсингтона в разное время было найдено немало скандинавского оружия и утвари.

Копьё

Стальной наконечник для копья, изготовленный в Средневековой Скандинавии. Найден около Уайтхолла (штат Висконсин). Музей города Милоуки, США.

 

Это обстоятельство привело одного из известнейших американских скандинавистов Хейгена прийти к следующему заключению: «В окрестностях Кенсингтона найдено много предметов, которые поразительно согласуются с фактами, сообщаемыми в надписи».

Впрочем, и после публикации Холанда нашлись учёные, которые утверждали, что руническая надпись должна быть подлогом. Тогда же возникло устойчивое выражение «Миф Ксентонгского камня». На это Холанд парировал: даже если подлинность рунического камня доказана не на все 100 процентов, а только на 99,9%, то говорить о подлоге в данном случае неуместно. Во-первых, как выяснил учёный, камень с рунической надписью в 20-х годах XIX века, вероятно, уже был погребён песком. В то время в этой местности жили только безграмотные люди и, разумеется, рунологов среди них не было. Холанд также обратил внимание на степень выветрелости камня. Прежде, чем уйти под корни сосны, последний должен был, как минимум, несколько столетий подвергаться воздействию постоянного выветривания.

Доводы исследователя сподвигли экспертов Чикагского университета заявить следующее: «Внешний вид Кенсингтонского рунического камня таков, что правильно предположить 600-летнюю давность надписи». Два крупнейших геолога Уинчел и Уфам, проанализировав степень выветрелости камня, пришли к выводу, что возраст рунической надписи приближается к 500 годам. Сами руны были расшифрованы с трудом: чтобы полностью расшифровать и понять смысл надписи, Холанду понадобилось на это десять лет. «Итак, мнимый «фальсификатор», видимо, был специалистом первого ранга. Но как он мог попасть в Миннесоту несколько столетий назад?» - задавался вопросом видный немецкий географ Рихард Хенниг.

Если верить надписи, выходит, что в 1362 году в глубинной области Америки побывали тридцать скандинавов, причём они были участниками «разведывательного плавания из Винланда на запад», т.е. в глубинные области Нового Света. Холанд был убежден, что можно допускать связь между этим плаванием и экспедицией норвежского короля Магнуса Эрисксона в Гренландию. Последнее предприятие возглавлялось весьма известным государственным деятелем Норвегии Паулем Кнутсоном, которому было поручено поддержать пошатнувшуюся христианскую религию в гренландской колонии норманнов.

Магнус

Король Швеции Магнус Эрикссон. Средневековая книжная гравюра.

 

Следует отметить, что с конца XIII века довольно оживлённые связи норманнов с их далёкой колонией в Гренландии начали постепенно замирать. Помимо того, что изменился климат и ослабла связь с Европой, у колонистов возникли сильные раздоры с эскимосами из-за рыболовных и охотничьих угодий. Как бы то ни было Магнус Эрисксон, весьма набожный человек, заветной целью которого было распространение и укрепление христианства, вспомнил о Гренландии и решил послать туда экспедицию. До нас дошла копия королевского указа 1354 года, в котором говорится о подготовке этого предприятия. Задача экспедиции заключалась в сохранении христианства в Гренландии (то есть в борьбе с эскимосами и укреплении колонии), а возможно, и в разведке новых земель. О том, что случайные плавания из Европы в Северную Америку совершались в Средневековье, говорится в указе короля Эйрика XIII, запрещающего плавания в подвластные этому государю западные области. Причём сообщается, что «в иные времена также предписывалось, чтобы никто не пытался плавать в Винланд, к Оркнейским и Фарерским островам». «Несмотря на это, -- комментирует указ средневековый хронист, -- корабли туда ходили».

К сожалению, источники ничего не сообщают о результатах, которых добилась экспедиция Кнутсона. И вообще – его имя в 1354 году исчезает из норвежских анналов. Это дало возможность Хеннигу связать экспедицию последнего с судьбой скандинавов, оставивших руническую надпись на Кенсингтонском камне. «Пропавших, наверное, в Винланде не нашли, -- пишет Хенниг. – Вполне, возможно, что они предпочли уйти в более северные области Америки. Поэтому часть спутников Пауля Кнутсона, то ли по поручению своего руководителя, то ли на свой страх и риск, предприняли из Винланда дальнейшее разведывательное плавание на запад».

Прежде всего, напрашивается вывод, что сами норманнские переселенцы, прибывшие в середине XIV века из Гренландии, были занесены в район верховьев Миссисипи и воздвигли там рунический камень. Однако это невероятно, и тем более невозможно, так как в надписи на Кенсингтонском руническом камне определённо говорится, что в экспедиции участвовало также восемь шведов. Норманнская колония в Гренландии была создана только норвежцами, и шведов, насколько известно, там никогда не было. Но в экспедиции Пауля Кнутсона, видимо, норвежцы и шведы действовали совместно. Шведов насчитывалось, несомненно, меньше, чем остальных участников плавания, но они были знатными и грамотными: именно поэтому они и названы первыми в рунической надписи.

Один из шведов, очевидно, был автором рунической надписи, так она составлена на древнеётландском диалекте. Этим объясняется и тот факт, который первоначально вызывал главные возражения против подлинности надписи, а имен что пять слов – fram, of, theth, illy, mans – казались, заимствованы из английского языка. Однако Холанд убедительно доказал, что в XIV веке эти пять слов были вполне употребительны в ётландской диалекте. И даже если надпись действительно имела небольшие отклонения от общепринятых норм письменности, на это можно возразить следующее: швед, сделавший эту надпись, не обязательно должен был знать «официальный» рунический шрифт своего времени.

Относительно включённой в надпись мольбы христианина за своих товарищей, убитых индейцами, которая дала пищу для многочисленных аргументов против подлинности этого памятника, Хаген пишет следующее: «Каждое слово в этой молитве свидетельствует, что она была произнесена и начертана человеком, жившим в XIV веке, а не в XIX».

Надо сказать, что после столь убедительных доводов скептики на какое-то время «поутихли». Впрочем, в 1937 году немецкий рунолог Крузе снова подверг сомнению подлинность надписи на Кенсингтонском камне. Говоря о камне, как о «фальшивке», он заметил, что надпись мог сделать только человек, «говоривший в повседневной жизни по-английски, но много и обстоятельно занимавшийся рунами и древними скандинавскими языками». Однако объяснить, как такой человек мог находиться в Миннесоте до 1860 года, учёный не смог. Крузе осталось лишь заявить, что этот некто искусно запрятал глыбу между корнями дерева.

    Камень

 Кенсингтонский рунический камень. Музей Рунического камня, Александрия, США.

 

На это Хенниг заметил, что исследования установили, что корни дерева обвили каменное препятствие. Таким образом, камень находился в земле значительно раньше, чем начали развиваться корни дерева. «Все обстоятельства находки, подтверждённые многими сделанными под присягой свидетельскими показаниями, совершенно исключают возможность бессмысленного «запрятывания между корнями живого дерева, -- резюмирует Хенниг. -- К такому предположению нельзя отнестись серьёзно. С таким же основанием Краузе мог утверждать, что различное скандинавское оружие и другие предметы, найденные в земле этих штатов, были захоронены тем же фальсификатором, чтобы усилить впечатление подлинности камня».

Хенниг полагает, что излишний скептицизм Краузе помешал ему учесть основное: руническую надпись, разумеется, можно подделать, но степень выветрелости знаков на камне -- никогда. Всё это говорит о том, что надпись была нанесена уже несколько столетий назад. Чисто филологический метод, применённый Краузе к Кенсингтонскому камню, кажется Хеннигу неприемлемым. Например, Краузе считает, что отдельные слова, высеченные на камне, нельзя найти в древнешведском языке. Также он не может представить, чтобы в XIV веке год обозначался без дополнения словами «после Рождества Христова». На это Хенниг замечал, что рискованно строить такие далеко идущие выводы на основании чисто лингвистических возражений. "Прибегая к такому методу, -- пишет исследователь, -- можно «доказать», что «Фауст» ни в коем случае не мог быть написан Гёте: ведь в произведении встречаются некоторые ошибки и погрешности, которые не мог допустить хороший знаток немецкого языка".

Следует сказать несколько слов по поводу странного сообщения рунического текста, что он в момент составления надписи находился на «острове», между тем как камень был обнаружен на суше. Однако исследователи выяснили, что уровень воды близлежащего озера Комарант раньше был примерно на три метра выше, чем в настоящее время. Он был искусственно понижен в 1875 году, когда живший по соседству фермер захотел использовать водную энергию для строившейся мельницы. Поэтому возможно, что раньше камень действительно находился на острове. По-видимому, после атаки индейцев, стоившей жизни десяти скандинавам, норманны отошли на безопасный остров. Здесь, на изолированном куске суши, им представилась возможность тщательно, почти художественно нанести надпись на большой серый камень.

Хенниг резонно отмечает, что трудно вообразить, что какой-то современный фальсификатор рун сначала с трудом доставил на остров посреди озера камень весом почти в центнер и там с большим трудом так обнажил корни огромного дерева, что смог запрятать между ними свою подделку, а затем вновь разровнял землю и начал ждать, не будет ли отведено озеро, свалено дерева и найден фальшивый рунический камень. «Дураков среди фальсификаторов, насколько нам известно, никогда не водилась!» - резюмирует Хенниг.

В итоге немецкий учёный пришёл к выводу, что норманнская экспедиция в 1362 году проникла в глубинные районы Америки, откуда вернуться она уже не смогла. Не исключено, что скандинавы смешались с коренными жителями в качестве носителей более высокой культуры.

Хенниг особо отмечает, что на севере США фермеры время от времени обнаруживают следы скандинавов: в 1930 году близ Бирдмора (к югу от Гудзонова залива) была открыта нетронутая могила норманна в полном вооружении, относящаяся примерно к 1000 году. Были и другие находки средневекового скандинавского оружия, сделанные, как правило, в штатах, расположенных к западу от Великих озёр. Хенниг называет среди них рукоятку скандинавского меча XIII-XV веков, найденную в 1942 году в Миннесоте, норвежское огниво, обнаруженное в 1940 году у Детройт-Лекс, а также две шведские секиры, происходящие из Эрдаля (Миннесота). Ещё одна поразительная находка была сделана на озере Латока. Речь идёт о железном крюке, применявшимся викингами для швартовки.

Здесь нельзя не упомянуть о ещё одном уникальном свидетельстве пребывания норманнов в Северной Америке – Ньюпортской башне, построенной из камня и долго время считавшейся основанием ветряной мельницы.

    Башня

 Предполагаемая башня викингов в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Современная фотография.


«Учитывая всё это, можно считать, что засвидетельствованная руническим камнем норманнская экспедиция в Миннесоту, предпринятая в 1362 году, -- заключает Хенниг, -- была историческим фактом».

Одновременно с Хеннигом Смитсоновский институт (США) пришёл к такому же выводу: 

«Самым убедительным документом [в пользу подлинности надписи] представляется нам то, что примерно в это время норвежская экспедиция действительно могла оказаться в Северной Америке. Она состояла из нескольких избранных молодых придворных, посланных затем, чтобы вернуть в лоно христианства пропавших гренландских колонистов. Весьма вероятно, что участники этой экспедиции, найдя безлюдным Западное поселение в Гренландии, узнали от эскимосов, что его жители задолго до того двинулись на юг, и последовали за ними по их предполагаемому маршруту. Они прошли через Гудзонов залив и дальше к югу на лодках, следуя по различным водным путям вглубь Миннесоты…»

В заключение Хенниг приходит к выводу, что с XI по XIV века европейцы были знакомы с Североамериканским материком лучше, чем в XV веке. Лишь ослабление торговых связей с Гренландией после 1410 года было причиной того, что вместе со знанием острова был забыт также Винланд, и тем самым утеряны сведения о Новом Свете.

Гренландия Гренландия. Современная фотография.


Автор: Андрей Юрьевич Епатко, ст. научный сотрудник Государственного Русского музея.            


[1] Валерий Кондаков. Рунические камни в Америки. Миф или реальность. 10 марта 2021 г.

[2] Винланд – название территории Северной Америке, данное викингом Лейфом Эрикссоном в 1000 году.

 


 





далее в рубрике