Сейчас в Архангельске

21:52 4 ˚С Погода
18+

Жёсткая посадка в НАО

«Сначала двигатели заглохли, потом высота снизилась, и мы упали…»

Транспорт и логистика Нарьян-Мар Каратайка Авиация на севере Ан-2
Мария Владимирова
20 января, 2023 | 14:27

Жёсткая посадка в НАО
Фото Нарьян-Марского авиаотряда


Ненецкий автономный округ невозможно представить без трудяг – самолётов АН-2, которые все жители называют ласково «Аннушками». В регионе, куда, как поётся в песне, только самолётом можно долететь, малую авиацию ценят. Каждый самолёт Нарьян-Марского объединённого авиаотряда жители знают, а пилотов принимают и встречают как родных. Поэтому трагическое событие, произошедшее в Ненецком автономном округе 9 января 2023 года, каждый принял с болью в сердце.


Связь прервалась

Как гром среди ясного неба. Именно такой стала новость о том, что в районе посёлка Каратайка жёсткую посадку совершил самолёт АН-2 Нарьян-Марского объединённого авиаотряда. В масштаб этой посадки, именуемой жёсткой (а по существу – в крушение самолета), до последнего не верил никто. Ведь легендарная «Аннушка» считается самым безопасным самолётом из-за своего умения планировать. Но в этот раз всё оказалось не так.

Рейс Нарьян-Мар – Усть-Кара (бортовой номер воздушного судна 71165) вылетел из аэропорта Нарьян-Мара в 09:22.В 13:20 самолет произвёл взлёт из посёлка Усть-Кара и направился в посёлок Каратайка. Долетёв до посёлка, самолёт не смог выполнить посадку и направился на запасной аэропорт Варандей. Но спустя некоторое время перестал выходить на связь.

– Самолёт имел сертификат лётной годности, вовремя проходил все ТО и ремонты, – прокомментировал ситуацию с крушением генеральный директор АО «Нарьян-Марский ОАО» Валерий Остапчук. Экипаж перед вылетом выполнил все необходимые предполётные процедуры. Утром два самолёта пролетели по маршруту Нарьян-Мар – Усть-Кара (маршрут проходит через Каратайку). На обратном пути стремительно ухудшились метеоусловия, экипаж одного из самолётов принял решение не производить посадку в Каратайке и следовать на запасной аэродром Варандей. Наиболее вероятной причиной происшествия является непрогнозируемое сильное обледенение. Точную причину установит комиссия по расследованию межгосударственного авиационного комитета.

Проверку в связи с жёсткой посадкой воздушного судна АН-2 организовала и Северо-Западная транспортная прокуратура, говорится на официальном сайте ведомства.  

Кроме того, по данному факту следственный орган возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Результаты расследования уголовного дела поставлены на контроль в Северо-Западной транспортной прокуратуре.

На борту этого рейса находились десять пассажиров и два пилота. В результате крушения АН-2 два человека погибли – жительница Усть-Кары пятидесятичетырёхлетняя Юлия Хатанзейская и пилот самолёта Владимир Тишин.

– Нас немного вперёд унесло, кресла сломались, я видел, что мотор горел, – делится деталями крушения четырнадцатилетний житель Каратайки Александр Хатанзейский. 

– Темно было, двигатель горел, я ничего не слышал из-за самолёта, – рассказывает о первых минутах после крушения его младший брат, одиннадцатилетний Илья.

На этом самолёте Александр и Илья возвращались с каникул в свой родной посёлок. Мама мальчиков, общаясь с журналистами, для которых организовали посещение Ненецкой окружной больницы, где проходят лечение пострадавшие в катастрофе, рассказала, что неладное предчувствовала. Но недобрые мысли гнала от себя.

– На посёлок резко опустился туман, я видела, что самолёт кружил, кружил, а потом ушёл в темноту, в тундру, – рассказывает мама братьев Хатанзейских Алёна. – Но подумала, что из-за плохой погоды самолёт просто на просто не смог сесть и улетел. Позже узнала, что самолёт действительно ушёл на запасной аэродром на Варандее. Через некоторое время я стала звонить сыну, чтобы уточнить, где они. Но связи не было.


«Подвиги совершаются и в мирной жизни»

Тем временем на месте крушения самолёта АН-2 сыновья Алёны, а также Андрей Хатанзейский и Михаил Янгасов спасали раненных и пытались вызвать подмогу, показав себя настоящими героями.

– Я вспомнил школьный урок ОБЖ, когда в шестом классе проходили тему различных крушений, – продолжает Александр Хатанзейский.Всё было завалено, но я нашёл огнетушитель. К этому времени очнулся Андрей Хатанзейский, я ему дал огнетушитель, чтобы он мотор потушил. Это надо было сделать как можно скорее, чтобы избежать еще большего числа жертв.

Пока открыли дверь в самолёте, она немного заклинила. Пацаны вытаскивали людей. Я пошёл посмотреть, как там пилот, уже всё горело, – рассказывает двадцатиоднолетний Андрей Хатанзейский. – Огонь уже был на теле пилота, я его потушил. Затем потушили кабину. Вытащили первого пилота, прибежали с Сашей за вторым и вытащили его. Потом остальных всех достали. Искали аптечку, рации, ракетницы, нашли, но подумали, что это не то. На улице укутывали всех тёплыми вещами, чтобы не замёрзли, разговаривали с раненными, чтобы они не потеряли сознание. У выжившего пилота мы долго не могли остановить кровотечение.

– Я первый забрался на самолёт, поймал связь. Как только поймал, позвонил на 112, сказал, что мы разбились, сказал, сколько мёртвых, сколько раненых, – продолжает рассказ Александр. – Попросили назвать координаты. У меня была загружена оффлайн-карта и ориентируясь по ней, мы сказали, где мы находимся.

– Нам повезло, что мы рядом с посёлком упали, благодаря этому смогли «поймать» связь. Когда была установлена связь со спасателями, мы консультировались, как остановить кровь пилоту, – говорит Андрей. – Нам было сказано, что нужно побольше тряпок приложить. Мы использовали всё, что было под рукой и у нас получилось.

Оказывая помощь пострадавшим в крушении самолёта, Андрей и не замечал, что сам тоже травмирован. Уже гораздо позже юноша почувствовал сильную боль в левой ноге, поднял штанину и понял, что сломана кость. Нога заболела, Андрей сел на разрушенный самолёт и больше не мог ходить.

 – Мы с Ильёй и Сашей Хатанзейскими в хвосте самолёта сидели, поэтому и целы остались, – резюмирует оленевод из Воркуты Михаил Янгасов, который летел на этом злополучном рейсе в Нарьян-Мар. – После падения было уже понятно, кто лежит и кричит от боли, кто может сам ходить, кому тяжело. Надо было всех вытащить из самолёта, страшно было, а вдруг самолёт загорится.

– Я все не могла дозвониться до сыновей, – говорит мама Александра и Ильи,связи всё не было, а потом трубку поднял другой парень – Андрей Хатанзейский, и от него я узнала о трагедии. Спросила у Андрея: «Где мои дети? Что с ними? Всё ли в порядке?». Андрей ответил, что всё нормально. Саша, взял трубку и сказал, что всё хорошо. И связь оборвалась.

Колонна из одиннадцати снегоходов из Каратайки незамедлительно отправилась на место происшествия. Помощь подоспела к месту крушения, а это в десяти километрах от посёлка, примерно через полтора часа. Пострадавшим на месте оказали первую помощь и на снегоходах доставили в сельскую амбулаторию. Тем временем к вылету из Нарьян-Мара были готовы три рейса санитарной авиации, однако погода держалась нелётная, и вертолёты смогли вылететь только утром следующего дня. Поэтому на помощь пострадавшим в авиационном происшествии на «Трэколах» выдвинулась бригада специалистов из Воркуты.

В половине шестого вечера Алёна Хатанзейская в телефонной трубке услышала сообщение: Саша и Илья в Каратайской амбулатории.

– В амбулатории я оказывала помощь и физически, и морально. Самой было тяжело, дети, пацаны плачут. Всем больно, у всех шок. И я сама, глядя на них, хотела плакать, но должна была поддержать, – рассказывает Алёна Хатанзейская.

Ситуацию с жёсткой посадкой самолета АН-2 на личный контроль взял губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный. Глава региона поблагодарил всех, кто оказал помощь пострадавшим в катастрофе и лично навестил в Ненецкой окружной больнице братьев Хатанзейских. 

Подвиги совершают и в мирной жизни. Илье Хатанзейскому одиннадцать лет, Саше Хатанзейскому четырнадцать лет. По сути, пацаны, но вместе с Андреем Хатанзейским и Михаилом Янгасовым они вытащили из самолёта тех, кто не мог двигаться самостоятельно. Не дали людям погибнуть в огне. Они не думали о себе! Все мысли и действия были о том, чтобы сохранить жизнь другим. На севере иначе никак! Сегодня навестил пострадавших, которые находятся в хирургическом отделении окружной больницы. Пожал руки настоящим героям! Маму Ильи и Саши поблагодарил за сыновей, – написал губернатор Юрий Бездудный на своей странице ВКонтакте. 

Бездудный также выразил особую благодарность медикам каратайской амбулатории. Именно они смогли оказать необходимую неотложную помощь, правильно подготовили пациентов к дальнейшей транспортировке в окружную больницу. Оттуда несколько пациентов были направлены рейсами санавиации в Архангельск. 


Памяти погибших

Напомню, что эта трагедия унесла жизни двух жителей Ненецкого автомного округа. Навсегда ушла Юлия Хатанзейская. Она всю жизнь прожила в Усть-Каре, а 9 января отправилась к старшей дочке и трем внучкам в Нарьян-Мар. Но этой встреч не суждено было состояться. Односельчане вспоминают Юлию только добрыми словами, как очень чуткого, внимательного, доброго и отзывчивого человека.

В вечный полёт ушёл пилот – Владимир Тишин. Вот что написано о нём на странице Нарьян-Марского объединённого авиаотряда ВКонтакте:

«Он всегда был жизнерадостным, улыбчивым, добрым, отзывчивым человеком, очень любил свою семью. А ещё ответственным, профессиональным пилотом, который очень любил свою работу.

Родился и вырос Владимир в Ростове-на-Дону. Был потомственным пилотом. Отец летал на Ту-134, братья – на боингах. Поэтому и юный Володя в 2013 году окончил летное училище, поступил на работу во 2-й Архангельский авиаотряд. Там отлетал 6,5 лет, и в сентябре 2020 года перешёл в Нарьян-Мар.

Местность Ненецкого округа знал хорошо, так как летал ещё из Архангельска и в Несь, и в Шойну. Приняли Владимира отлично, во всём помогали. Владимир всегда говорил о том, что за небольшое время, которое он работает в Нарьян-Маре, убедился в том, что здесь отличный коллектив и лётная школа.

Самолёт АН-2 Владимир очень любил. Говорил, что влюбился в эту машину ещё в училище. Перед каждым полётом у Владимира была своя традиция – подходил к самолёту, гладил по крылу, здоровался с крылатой машиной».


Что придёт на смену «Аннушке»?

Повторюсь, что без малой авиации Ненецкий автономный округ невозможно представить. Ежедневно, вот уже на протяжении многих лет, самолёты АН-2 (а первая «Аннушка» прибыла в аэропорт Нарьян-Мара в 1952 году), и вертолёты МИ-8, совершают пассажирские рейсы по населённым пунктам региона – Несь, Чижа, Шойна, Вижас, Ома, Снопа, Белушье, Волоковая, Хорей-Вер, Харута, Коткино, Индига, Лабожское, Каратайка, Усть-Кара.

Авиапарк Нарьян-Марского объединенного авиаотряда насчитывает шесть самолётов (АН-2 + ТВС-2МС) и порядка двадцати вертолётов различной модификации.

Отмечу, что в 2016 году Нарьян-Марский объединённый авиаотряд стал первым покупателем ТВС-2МС и начал коммерческую эксплуатацию новых российских самолётов. Эти воздушные суда представляют собой модернизированную версию самолётов Ан-2. Скорость полёта 210 км/ч, что выше, чем у АН-2 на 20%. Машина вмещает на борту двенадцать пассажиров, в салоне значительно теплее и комфортнее, чем в «Аннушке». Но не безопаснее. Самолёт ТВС-2МС в 2017 году рухнул прямо в аэропорту Нарьян-Мара сразу после взлёта.

В настоящее время Нарьян-Марский объединённый авиаотряд на смену легендарному АН-2 рассматривает вариант приобретения самолётов ЛМС-902 «Байкал».

В ноябре 2022 года авиапредприятие посетил начальник отдела продаж и маркетинга АО «Уральский завод гражданской авиации» Максим Харин.

 С УЗГА мы работаем по этому самолёту с 2018 года, то есть с момента старта проектирования «Байкала», который должен заменить на воздушных трассах ветерана Ан-2.По итогам переговоров был подписан Предварительный договор поставки пяти самолётов «Байкал» в период с 2026 по 2030 год, – отметил генеральный директор авиапредприятия Валерий Остапчук.

В портфеле заказов УЗГА уже около ста семидесяти самолётов на самолёт ЛМС-901 «Байкал». Завод заканчивает сертификационные испытания в соответствии с госпрограммой «Развитие гражданской авиации» и начнёт серийное производство с 2024 года. Самолёт обладает современным пилотажно-навигационным оборудованием, комфортным пассажирским салоном на девять пассажиров, крейсерской скоростью 300км/час и дальностью полёта 1500 километров с полной загрузкой.

Выполнен полностью из отечественных комплектующих.

Справка:

Самолет Ан-2 занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который производился более шестидесяти лет. 31 августа 1947 года состоялся первый полет опытного экземпляра СХ-1 (биплан АН-2). Его поднял в воздух на заводском аэродроме Ельцовка (г. Новосибирск) лётчик-испытатель Павел Володин. На высоте 1200 метров он выполнил два больших круга и через тридцать минут полёта совершил посадку. Разбившемуся 9 января 2023 года самолёту было сорок лет. Он летал с 1982 года.




***

Мария Даник (Владимирова), Нарьян-Мар–Архангельск, специально для GoArctic

далее в рубрике