Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Анадырь: край земли или перекрёсток мира?

Анадырь: край земли или перекрёсток мира?
30 Апреля, 2019, 07:41
Комментарии
Поделиться в соцсетях


Анадырь – столица Чукотского автономного округа. Это едва ли не единственное уверенное знание о городе для большинства россиян.

Мое очное знакомство с Анадырем состоялось в феврале нынешнего года. Что я знала о городе раньше? То же, что и все остальные, по сути дела -- ничего. Административный центр, самый восточный город России. В далекие 80-е мой двоюродный брат отправился в Анадырь работать авиамехаником. Помню своё ощущение: где-то очень далеко и никакой определённости. Брат попросил купить ему книгу Олега Куваева «Территория», которой, конечно же, в продаже не нашлось. Поэтому представление о Чукотке я составляла по произведениям Юрия Рытхэу и ансамблю "Эргырон", выступления которого часто показывали по телевизору.

В действительности в Анадыре определённости гораздо больше, чем во многих других городах Российской Федерации, даже по сравнению с городами, расположенными в Европейской части страны. В Анадырь редко кто прибывает с неопределённой целью. Город живёт жизнью, в которой многие вещи детерминированы, потому что нельзя полагаться на случай в населённом пункте, который хоть и имеет регулярное круглогодичное авиасообщение с Москвой, Хабаровском и населёнными пунктами Чукотки, в любой момент может оказаться отрезанным от «материка» из-за непогоды или по иной причине, указанной на табло вылета.

«К сведению пассажиров, рейс ЮТ533/534 по маршруту Москва-Анадырь-Москва АК "ЮТэйр" 10 апреля 2019 года - отменён по решению Авиакоманпании "ЮТэйр". Авиакомпания приносит свои извинения».

С нами, сотрудниками Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», именно так и произошло. В феврале самолёт в Анадырь из Москвы прилетает два раза в неделю. Мы планировали остаться там с понедельника до пятницы, однако задувший северо-восточный ветер с порывами до тридцати метров в секунду вынудил нас задержаться ещё на четыре дня. Не знаю, как мои коллеги, но именно в эти дни я и осознала, что Анадырь – это место, где надо остаться наедине с собой, чтобы понять, что сложное в простом, простое – в важном, важное – в главном… И так до бесконечности, пока не прилетит самолёт.

Обдумывая свои впечатления о городе, я поймала себя на мысли, что практически не отделяю в сознании Анадырь от Чукотского полуострова и Чукотского автономного округа, в отличие, например, от Якутска, который заместил собой представление о Республике Саха в целом. В моем представлении Анадырь – это:

Чукотка

Край земли

Авиация

Перемена дат

Ветер, метель

Рыба, икра

"Эргырон"

Вдоль по золоту

Северо-Восточная Сибирь

Белое безмолвие

 

Ни одно из этих понятий нельзя соотнести исключительно с Анадырем, а не Чукоткой в целом, включая «Эргырон» – единственный в ЧАО профессиональный ансамбль песни и танца, признанный особо ценным объектом культурного наследия народов Чукотки, воплощающим его идентичность.

Анадырь оказался в моём сознании едва различимым элементом целостной системы Чукотки, что не удивительно при евроцентричном взгляде на мир, устоявшем под натиском высшего географического образования.

Интересно, что друзья в социальной сети Фейсбук ощущают Анадырь почти так же, как и я. На вопрос, с чем ассоциируется город, были получены ожидаемые ответы:

Край земли (света)

Далеко – очень далеко – ну очень далеко

Дорогие билеты

Малонаселённо, малочисленные народы

Городок

Снег - горы снега - пурга

Холод (и даже собачий холод)

Мерзлота

Вкусная рыба, икра

Полярная ночь

Северный морской путь

Киты, моржи

Олени, оленеводы, натуральное хозяйство

«Территория»

 

То есть все мы осознаём Анадырь, прежде всего, как часть географического пространства (местоположение, море, климат, животный мир), и гораздо менее – как ментальное пространство для жизнедеятельности социального индивида. У нас в голове сформирован чёткий географический образ: Анадырь – приморский городок, расположенный очень далеко (от Москвы?), с очень холодным климатом.

Социокультурный образ этого города боле туманен: малонаселённо, дорогие билеты, вкусная рыба и икра, олени и оленеводы. Опять Чукотка, но не город Анадырь. Так же, как и ещё два нетипичных образа, вызываемых топонимом, - Северный морской путь и «Территория» Олега Куваева, тоже опосредованно связанные с городом.

Прояснить для себя образ Чукотки можно в Музейном Центре «Наследие Чукотки», который был образован в 2002 году путём слияния Чукотского окружного краеведческого музея и Государственного Центра охраны и реставрации памятников истории и культуры Чукотского автономного округа. Музейный центр ведёт свою историю от бюро краеведения, созданного в 1931 году, и размещается в специально построенном здании, по форме отдалённо напоминающем белого медведя. В уникальной экспозиции Музейного центра, в фондах которого насчитывается более сорока тысяч экспонатов, можно увидеть не только отпечатки ископаемой флоры, датированной поздним мелом — палеоценом, поворотный гарпун древнеэскимосской цивилизации и другие артефакты культуры коренных народов полуострова, но и атрибуты современной истории, например, палатку Папанина или гравированный клык «Новая жизнь в начале века» автора Т.А. Печетегиной, изобразившей сюжет прилёта на вертолёте в село губернатора Чукотского автономного округа Романа Абрамовича.

     

Экспонаты Музейного Центра «Наследие Чукотки». Ископаемая флора, датированная поздним мелом (палеоценом), выделена в тэмлянскую ископаемую флору и насчитывает свыше двадцати одного вида высших растений.


Музейная экспозиция приобщит вас к истории и культуре полуострова, но не даст осознания роли городов в развитии Чукотки.

Удивительно, что столица Чукотского автономного округа ассоциируется у жителей европейской части РФ с натуральным хозяйством и оленями, хотя приполярный город ментально -- более город, чем любой малый город средней полосы России, своим жизненным укладом связанный с сельской местностью.

И всё-таки, каков Анадырь, приобретший статус города только в 1965-м году?

Анадырь стал узнаваемым благодаря публикациям блогеров: выкрашенные в яркие цвета фасады жилых зданий, баннеры с изображениями местных животных (см. фото заставки), статуя Святителя Николая:

 


И Анадырский залив с портовыми кранами:

Морской порт Анадыря — самый крупный в регионе, имеет сообщение с Петропавловском-Камчатским, Владивостоком, Магаданом и другими портами.


Компактно расположенный город занимает на берегу одноимённого лимана территорию около десяти кв. км и имеет численность населения немногим более шестнадцати тысяч человек. Административный центр Чукотского автономного округа, по сути, является моногородом, основная функция которого – управление и администрирование.

Морской порт, угольный разрез в соседнем посёлке с говорящим названием «Угольные копи», аэропорт «Угольный», да военные базы – пожалуй, это все наиболее значимые резиденты городского округа Анадырь и Анадырского района. Тем не менее, в период с 2012 по 2017 год на территории города объём инвестиций составил 32 млрд. рублей.

Морской порт и аэропорт в поселке «Угольные копи» - единственные ворота города. Четыре месяца навигации в Беринговом море и четыре авианаправления на «материк» (Москва, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан-Якутск). Есть ещё федеральная автотрасса А384 длиной 23 км, связывающая город с аэропортом, частично проходящая по зимнику Анадырского лимана. «Почта России» здесь – неотъемлемая часть жизни, связь с «материком», которая осуществляется, однако, теми же самыми авиалиниями, зависящими от погодных условий.


Анадырский залив. Автотрасса А384, зимник по льду лимана.


По итогам 2016-2017 гг. город имеет положительный миграционный прирост населения, в отличие от Чукотского автономного округа в целом. Более того, городской округ Анадырь является единственным муниципальным образованием в автономном округе, показывающим положительный миграционный прирост. Возрастная структура численности населения Анадыря отличается от половозрастной структуры РФ более высокой долей населения трудоспособного возраста за счёт и более низкой доли населения старше трудоспособного возраста. Причина -- не в высокой смертности, а в особенности миграционных процессов: как и многие другие полярные города, Анадырь для многих лишь временное пристанище, где можно заработать денег для жизни на «материке».

Не последнюю роль в этом играет субарктический морской климат с холодной, ветреной и пасмурной зимой и коротким прохладным и тоже пасмурным летом. Наблюдения за погодой в Анадыре ведутся с 1889 года (по инициативе основателя Поста Ново-Мариинска Л.Ф. Гриневецкого). В соответствии с данными метеорологических наблюдений метеостанции, расположенной на мысе Обсервации, среднегодовая температура здесь составляет -6,9 градусов; абсолютный минимум был зафиксирован в 1913 году, когда показатели термометров опустились до -46.8 градуса. Экстремальность климата обусловлена не только температурным режимом: дискомфортность усугубляется преобладанием пасмурной погоды (около полутораста пасмурных и более полутораста облачных дней в году) и сильными метелями (более ста дней в году). Нередки штормовые и ураганные ветры восточного направления, зимой их скорость может достигать 40-50 м/с.

Мыс Обсервации. Одна из крупнейших в России ветряных электростанций -- Анадырская ВЭС.


Гуляя по небольшому, неспешному городку, трудно понять его геостратегическое значение. Осознание приходит не через историческую ретроспективу (3  августа 1889 года, выполняя Указ правительства Российской империи об образовании на самой северо-восточной территории государства Анадырской округи, военный врач и полярный исследователь Л.Ф. Гриневецкий заложил пост Ново-Мариинск) или реалии геополитики, а случайно, благодаря всё той же авиации, без которой невозможно представить жизнь Анадыря.

Когда ожидаемый нами самолёт вот-вот должен был вылететь из Москвы, в аэропорту «Угольный» из-за срабатывания противопожарной сигнализации совершил аварийную посадку авиалайнер, следовавший по маршруту «Пекин – Лос-Анжелес». Странное, на первый взгляд, событие становится понятным, когда смотришь на расположение материков в полярной проекции. В отличие от привычной евроцентричной проекции, искажающей наше восприятие геопространства, полярная проекция помещает Анадырь на ось «Юго-Восточная и Восточная Азия – Северная Америка», и край земли сразу становится мировым перекрёстком. 

 

Да и край ли земли? Берингия ледникового периода объединяла Евразию и Северную Америку. Берингов перешеек, а позднее и неширокий замерзающий Берингов пролив служили коммуникационным коридором между двумя частями света.

Человеку позднего плейстоцена были неведомы умозрительные границы. За «границу географии» Чукотку помещает наше евроцентричное когнитивное мышление, потому что здесь, в Беринговом море, - линия перемены дат, граница полушарий, граница частей света, государственная граница. Масса умозрительных границ и только один реально существующий разграничитель – Берингов пролив с минимальной шириной 86 км.



Собственное геопространство Анадыря невелико вследствие суровости природных условий и обусловленной ими дискретности системы расселения. Ментально Анадырь, как и вся Чукотка, - окраина государства. Но именно Анадырь обеспечивает континуальность географического и геополитического пространства.

«Рейс ваш закончится не на той планете, на которой начался».

В Анадыре зимой, когда перед тобой бескрайняя заснеженная даль, или, наоборот, съеденный метелью горизонт, географическое пространство перестанет быть трёхмерным, сконцентрировавшись в точке твоего присутствия здесь и сейчас. И это будет только твоя территория.

Поэтому Анадырь – город, в котором ты можешь вспомнить смысл своей жизни. Конечно, если повезёт, и рейс отменят. И не будет интернета. И ветер, хотя бы с порывами до тридцати метров в секунду.  


Вид на Анадырь с Верблюжьей сопки -- самой высокой точки города.



Автор: Ольга Евгеньевна Грицан, эксперт по развитию общественных пространств, руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития "ЦЕНТР".

Фотографии Ольги Грицан и Марии Седлецкой.

Картографический материал подготовлен Ириной Черновой.


Комментарии