Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

История Архангельска, рассказанная в памятниках

История Архангельска, рассказанная в памятниках
1 Октября, 2018, 10:03
Комментарии
Поделиться в соцсетях
На фото: памятник Петру I работы М.М. Антокольского на набережной Северной Двины, Архангельск.


Приезжая в новый город, путешественники уделяют немало времени прогулкам по его улицам и площадям, рассматривают его здания и сооружения. Но чаще всего в объективы фотоаппаратов попадают городские памятники. Они являются украшением города, формируют его неповторимый облик. Именно памятники и городская скульптура чаще, чем улицы и дома, становятся символами города, их визитными карточками. Они выполняют не только эстетическую и культурно-просветительскую задачи, но и помогают сохранять историческую память о событиях прошлого. Изучая памятники, можно представить основные исторические эпохи и людей, значимых для данного города и страны. Скульптура на улицах может рассказать о символах города, его памятных датах, традициях, отношении горожан к своей истории и культуре и даже их чувстве юмора.

Архангельск – город на северо-западе России, основанный в 1584 году по указу Ивана Грозного. Он растянулся на 40 километров по берегам Северной Двины. Архангельск – первый морской порт России, город северных военных конвоев и ворота в Арктику. Все эти события так или иначе отражены в памятниках, установленных на его улицах. Несмотря на большую протяжённость города, большинство памятников сосредоточены в центре и на набережной.


Памятники политическим деятелям

Памятники политическим деятелям и руководителям государства есть в каждом крупном городе, и Архангельск не исключение. Любопытно, что в городе нет памятника основателю города Ивану Грозному. Эта историческая, несомненно великая, но спорная личность только в XXI веке нашла выражение в городской среде. На улице Чумбарова-Лучинского установлена гранитная плита с портретом царя и надписью: «Основателю Архангельска, великому князю московскому Ивану Грозному, первому русскому царю, инициатору демократических реформ XVI века, покровителю книгопечатания на Руси, от благодарных архангелогородцев». Ещё одно его изображение можно увидеть на улице Урицкого, на памятном знаке, посвящённом указу Ивана Грозного двинским воеводам об основании Архангельска. 


В местной прессе неоднократно поднималась дискуссия о том, что отсутствие памятника основателю города, сделавшему его первым международным морским портом в стране, является исторической несправедливостью. Тем более что памятник человеку, ставшему причиной упадка Архангельска как морского порта, в городе был установлен ещё в 1914 году. Речь идёт Петре I, основавшем Санкт-Петербург. Памятник был отлит в Париже мастерской скульптора М.М. Антокольского (оригинальная гипсовая статуя, ставшая прототипом бронзовых изваяний и созданная Марком Антокольским в 1872 году, сегодня хранится в Третьяковской галерее). Бронзовый император высотой 2,5 метра изображён в треуголке и мундире офицера Преображенского полка, вглядывается в речной простор Северной Двины. В одной руке он держит трость, а в другой – подзорную трубу. Архангельск тесно связан с именем Петра Великого, который три раза посещал город – в 1693, 1694, 1702 годах. Эти даты выбиты на гранитном постаменте. Четвёртая дата – 1911 – означает проведение конкурса на проект постамента, который изготовили монахи Соловецкого монастыря. Памятник Петру I представляет Архангельск как место зарождения отечественного кораблестроения. Интересна судьба памятника. Всего шесть лет простоял он в Архангельске, в 1920 году был сброшен с постамента как символ самодержавия и царизма и до 1933 года валялся на берегу Северной Двины. С 1933 до 1948 года он находился в областном краеведческом музее. И вот уже 70 лет снова стоит на набережной.

           

Памятник Петру I М.М. Антокольского оказался настолько популярным, что подобные были установлены не только в Архангельске, но и в Санкт-Петербурге, Шлиссельбурге, Петергофе. Но сегодня в нашей стране большинство жителей знают именно памятник в Архангельске, поскольку в 1997 году его изображение появилось на денежной купюре в 500 рублей.

 

В советский период нашей истории практически в каждом населённом пункте СССР был свой памятник лидеру мирового пролетариата В.И. Ленину (Ульянову). В Архангельске памятник вождю был в разных районах города: на Бакарице, на Майской Горке, в Соломбале, на острове Краснофлотском, на Экономии, на Кегострове (большинство сохранились и сейчас). Самый известный монумент находится в центре города. До 1985 года памятник Ленину находился у Областного Театра Драмы, затем было принято решение об установке его на центральной площади города перед зданием Архангельского областного комитета КПСС (ныне Архангельское областное Собрание депутатов). Но старый памятник не вписывался в новое большое пространство, поэтому его передали для установки в город Коряжма Архангельской области, на его место у Драмтеатра переехал фонтан с площади Ленина, а на месте фонтана в 1988 году появился новый величественный монумент Ильича. Автором памятника стал известный скульптор Л. Кербель. Скульптура изображает вождя в развевающемся плаще, со смятой кепкой в руке. Считается, что памятник В.И.Ленину в центре Архангельска – один из последних монументов вождю, установленных на территории СССР.

         

Но, пожалуй, самым неожиданным для туристов в городе Архангельске может оказаться бюст генералиссимусу И.В. Сталину. Тем более что открытие состоялось в декабре 2016 года. Памятник представляет собой трёхметровый монумент: бюст из бронзы на гранитном постаменте. Открытию предшествовала острая полемика в прессе, и даже сбор подписей против установки памятника. На территории Архангельской области было множество лагерей сталинского ГУЛАГА, самый печально известный – СЛОН, Соловецкий лагерь особого назначения. В память о жертвах сталинских репрессий в Архангельске установлен Соловецкий камень. С другой стороны, не следует забывать и о роли Сталина в экономическом развитии страны и победе в Великой Отечественной войне. Противоречивость отношений к личности и заслугам этого политического деятеля привели к тому, что бюст установлен на частной территории, под охраной, где не требуется согласование с городскими властями. Сегодня мало кто помнит, но И.В. Джугашвили (Сталин) отбывал ссылку в городе Сольвычегодске Архангельской области в 1909 и 1911 годах, где и сейчас сохранился дом, в котором он жил. Теперь это Музей политической ссылки (Дом Сталина), находящийся в ведении Сольвычегодского историко-художественного музея.

 

Памятники, посвящённые военной истории региона

 

Архангельский Север, как регион пограничный, был свидетелем многих военных событий. Но сегодня на улицах Архангельска можно увидеть скульптурные напоминания только о событиях Гражданской войны, интервенции и, конечно, Великой Отечественной войны (1941-1945).

Иностранная интервенция на Севере в поддержку белого движения началась в 1918 году и закончилась полной эвакуацией войск интервентов в сентябре 1919 года. Гражданская война на Севере продолжалась до начала 1920 года. Жертвы были со всех сторон, но идеология победителей позволяла хранить память только о своих потерях. Как следствие в Архангельске два памятника жертвам интервенции и ни одного – жертвам красного террора. Первый из существующих сегодня был сооружён в 1950 году на пересечении набережной и улицы К. Либкнехта. Это одиннадцатиметровый обелиск «Жертвам интервенции 1918-1920 годов» архитектора В.М. Кибирева. Он установлен на месте погребения праха погибших в борьбе против интервентов и белогвардейцев на Севере. В лицевую грань пьедестала вмонтирована бронзовая доска с изображением склонённых красных знамён, лавровых и дубовых ветвей. На трёх других гранях постамента помещены чугунные мемориальные доски с перечислением имён захороненных. Верхняя часть памятника представляет собой четырёхгранный столб, суживающийся кверху.

Второй памятник был открыт на Вологодском кладбище Архангельска в 1958 году. Место выбрано не случайно: в ночь на 1 мая 1919 года здесь были расстреляны руководители большевистского подполья в Архангельске. Этот памятник «Жертвам интервенции 1918-1920 годов» сооружён по проекту скульптора М.С. Алещенко и архитектора М.Д. Насекина. Бронзовая скульптурная группа вмонтирована в стенку из серого гранита. Фигуры расстрелянных большевиков изображены на фоне Красного знамени. Каждый персонаж этой скульптурной группы имеет свой исторический прототип.

 

Гражданская война тоже персонифицирована в памятниках Архангельска. 5 ноября 1960 года на площади перед кинотеатром «Мир» в центре города был открыт памятник Павлину Фёдоровичу Виноградову (1890 — 1918 гг.), скульптор М.С. Алещенко и архитектор М.Д. Насекин (Фото 5). 

        

П.Ф.Виноградов - революционер, участник штурма Зимнего дворца - не был уроженцем Архангельского Севера, но в 1918 году его направили в Архангельск из Петрограда. Был одним из создателей Котласского укреплённого района и Северо-Двинской военной флотилии. В ночь с 10 на 11 августа 1918 года флотилия под командованием П. Ф. Виноградова провела успешное сражение с иностранными интервентами у Двинского Березника. Погиб 8 сентября 1918 года в бою под деревней Шидрово, ныне Виноградовского района Архангельской области. 

Второй активный участник Гражданской войны, чей образ нашёл монументальное воплощение, – это Роман Петрович Куликов (1897-1918). Уроженец Шенкурского уезда в одиннадцать лет приехал в Архангельск, работал на заводах Архангельска и в порту. Несмотря на юный возраст, в 1918 году был избран секретарём архангельского городского комитета Партии, а также был заместителем председателя архангельского Горсовета и комиссара штаба Беломорского военного округа. Памятник по проекту И. Скрипкина и скульптора Л. Могилевского появился на набережной Северной Двины в 1987 году.

        

В завершение историко-революционной темы следует вспомнить установленный накануне семидесятилетней годовщины Октябрьской революции на площади Профсоюзов в Архангельске (сейчас находится перед Дворцом спорта Профсоюзов) памятник «Доблестным защитникам Советского Севера 1918—1920 гг.», скульптор Ю.Н. Лоховнин, архитектор М.В. Чернов. Это монументальное сооружение – дань памяти всем павшим и участвовавшим в боях против интервентов на Севере в годы Гражданской войны.


Завершение Гражданской войны и установление советской власти на Севере стало началом новой эпохи развития региона. Скульптурным символом Советского Севера, по словам известного архангельского историка архитектуры и краеведа Ю.А. Барашкова, можно считать обелиск Севера московского скульптора И.К. Алтухова. Он был установлен в 1930 году в честь создания Северного края. Памятник представляет собой монументальную скульптуру «Помор с оленем» и четырёхгранный монумент на пятигранном постаменте. В пяти барельефах отражены основные отрасли народного хозяйства региона: лесозаготовка и деревообработка, рыболовство, оленеводство, молочное и мясное животноводство. В центре над барельефами изображены серп и молот. Этот самый старый из сохранившихся памятников советской эпохи в Архангельске наглядно показывает надежды, которые испытывали северяне в то время: «Пролетарской волей и напором край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север».

    

                      


Больше всего в Архангельске памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. В разных районах города и на большинстве крупных предприятий в советское время были установлены памятники павшим в годы войны архангелогородцам. 9 мая 1965 года состоялась торжественная закладка монументального девятнадцатиметрового памятника на набережной Северной Двины. Открытие памятника «Воинам - северянам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» состоялось 9 мая 1969 года. Вечный огонь, стела, напоминающая письмо с фронта, и застывшие в почётном карауле фигуры воинов – моряка, женщины и солдата – призваны хранить память о всех непришедших с войны. Авторы проекта памятника-монумента – скульпторы В.А. Михалёв и Ю.Л. Чернов, архитектор – В.М. Кибирев. На стеле надпись-посвящение: «Северянам – павшим в Великой Отечественной войне. Помни: 94311 жителей области отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Вечная слава героям!». Справа от памятника установлена остро-квадратная стела с фамилиями героев войны. Фамилиями её заполняли постепенно. Сейчас на ней практически нет свободного места. В 1991 году с мест боёв в Мурманской области в Архангельск был привезён прах неизвестного солдата и помещён возле чаши с огнём. Площадь перед памятником стала центром проведения всех городских патриотических мероприятий.

        

В годы Великой Отечественной войны погибали не только бойцы на фронте, но и мирные жители в тылу. Архангельск пережил и бомбёжки, и голод. В августе-сентябре 1942 года Архангельск был подвергнут массированным бомбардировкам: «на город были сброшены 21000 зажигательных и 96 фугасных бомб. В ходе бомбардировок сгорели 130 домов, разрушены 70. Было убито 86 человек, 112 – тяжело ранены». В канун семидесятилетия Победы, в 2015 году в сквере, на месте разрушенного во время войны здания, на перекрёстке улицы Поморской и проспекта Чумбарова-Лучинского состоялось торжественное открытие памятника «Жителям военного Архангельска 1941-45 годов». Этот памятник, созданный на средства благотворителей заслуженным художником России Сергеем Сюхиным, - «дань почтения поколению, на долю которого выпало великое испытание войной и великое счастье Победы». Скульптурная композиция напоминает, что все тяготы войны в тылу легли на плечи женщин и детей. Они работали на полях и в лесу, становились к станкам, к лесопильным рамам, осваивали мужские профессии, заменив ушедших на фронт отцов, братьев и сыновей. У северянки в руках икона Казанской Божьей матери, которая считается хранительницей Руси от иноземных захватчиков.

 

За годы войны в двухсоттысячном Архангельске от голода умерли более 38 тысяч человек. Город считается вторым в СССР (после Ленинграда) по смертности от голода, несмотря на то, что через его порт проходили тысячи тонн продовольствия, импортируемого по ленд-лизу. Архангелогородцев спасло от голодной смерти мясо и жир тюленя, для добычи которых собирались специальные промысловые экспедиции. Память об этом отражена в самой необычной скульптуре, посвящённой военному времени, - памятнике «Тюленю – спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда» скульптора И.Скрипкина. Памятник был открыт на набережной Северной Двины 6 мая 2010 года. Бронзовый тюлень лежит на светлом постаменте, символизирующем льдину, а тёмное основание памятника напоминает холодные арктические воды.

        

В годы Великой Отечественной войны значение Архангельска как морского порта стало неизмеримо больше, чем в мирное время. Через него прошли более сорока союзных морских караванов с грузом вооружения и продовольствия, приближая нашу победу. Путь этот был сложен, каждый четвёртый корабль не вернулся в родной порт. В память об участниках арктических конвоев в 1991 году в Соломбальском округе Архангельска на пересечении набережной им. Георгия Седова и улицы Челюскинцев к пятидесятилетнему юбилею арктических конвоев был установлен закладной камень-памятник «Тем, кого не вернуло море». А к семидесятилетию Великой Победы и к 74-й годовщине прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», в 2015 году, на набережной Северной Двины напротив пл. Мира, где когда-то стояли корабли "Дервиша", был торжественно открыт памятник «Участникам Северных конвоев 1941-1945 гг. Его автор, архангельский скульптор Сергей Сюхин, отмечал, что памятник символизирует «прорыв» кораблём вражеской блокады. Надпись на памятнике выполнена на русском и английском языках, как символ братства моряков стран антигитлеровской коалиции.

 

Другая страница военной истории Архангельска связана с открытием в 1942 году в Архангельске, а затем на Соловках школы юнг. Инициатором создания этого учебного заведения стал нарком Военно-Морского флота адмирал. Николай Герасимович Кузнецов (1904-1974), личность яркая. Уроженец Архангельской области, крестьянский сын, он прошёл трудный путь и стал сначала Наркомом ВМФ СССР, а затем военно-морским министром СССР и адмиралом Флота Советского Союза. Человеку, который взял на себя ответственность и без приказа главнокомандующего объявил мобилизацию флота накануне 22 июня 1941 года (чем спас многие жизни и сократил до минимума потери на флоте в первые месяцы войны), в 2010 году на набережной Северной Двины был открыт памятник. Этот единственный в городе памятник конкретному герою войны - работа скульптора Ивана Черапкина. Адмирал стоит на постаменте, напоминающем рубку подводной лодки, и так же, как Пётр I, вглядывается в речную гладь Северной Двины. 

Открытая по приказу Н.Г. Кузнецова школа юнг призвана была спасти от голода и дать профессиональное образование мальчишкам военной поры. Многие из них потеряли отцов и братьев, рвались на фронт. Выпускники школы юнг воевали радистами, рулевыми, электриками и мотористами на кораблях всех флотов страны, и далеко не все вернулись с войны. В 1993 году на набережной был возведён памятник Соловецким юнгам. Автором проекта является Ваге Согоян. Плита перед памятником напоминает, что «за три выпуска Соловецкая школа дала флоту свыше четырёх тысяч квалифицированных специалистов. Более тысячи мальчишек погибло в боях за Родину». Этот памятник совсем не формально передаёт трагический образ уходящих на дно юного моряка и якоря.

      

Великая Отечественная война нашла полное отражение в городской скульптуре Архангельска. Военные памятники Архангельска, несмотря на свою символичность, очень конкретно показывают историю именно этого северного региона.

Военные заслуги Архангельска были отмечены в 2009 году присвоением ему звания «Город воинской славы», а в 2011 году на набережной была установлена двенадцатиметровая стела с четырьмя барельефами с изображениями военной истории города. Подобные стелы установлены во всех городах воинской славы, но архангельский монумент отличается от прочих «наличием на постаменте символических носовых частей кораблей, в знак того, что Архангельск считается городом морской славы России».

           


Памятники, посвящённые культуре Архангельского Севера

 

Примечательно, что первый памятник, появившийся в Архангельске ещё в 1832 году, - это памятник, вероятно, самому известному северянину в нашей стране, поэту и учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Он выполнен знаменитым российским скульптором И.П. Мартосом. Это первый памятник нашему великому земляку в России. Символично, что сегодня памятник М.В. Ломоносову находится у главного корпуса Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова – крупнейшего образовательного учреждения региона. Памятник непривычен для взглядов современных зрителей, поскольку Михаил Васильевич изображён в образе античного поэта, а гений протягивает ему лиру, что характерно для классицистических скульптур второй половины XIX века.

       


В XXI веке военно-историческая тематика городских памятников была разбавлена памятниками мирными и даже забавными, но при этом также ярко иллюстрирующими уникальность истории и культуры Русского Севера. Гуляя в центре города по пешеходному проспекту Чумбарова-Лучинского, можно познакомиться с некоторыми литературными страницами истории Архангельска. Авторство всех скульптур на этой улице принадлежит художнику и скульптору Сергею Никандровичу Сюхину.

Самым «домашним» и «родным» можно считать памятник Степану Григорьевичу Писахову (1879 — 1960) — знаменитому северному художнику, этнографу, писателю и сказочнику, установленный в 2008 году. Невысокий странноватый сказочник просто стоит на улице без всякого пьедестала в длинном пальто и шляпе. Об его ноги трётся кот, в руках авоська с рыбой, а на шляпе когда-то сидела чайка (её утащили бессовестные вандалы). Степан Григорьевич жил на Поморской, и кажется, что и сейчас он просто остановился на улице. Сегодня мало кто помнит, что автор назвал памятник «Здравствуйте, люди добрые!», но редко кто проходит мимо, не пожав ему руку: по поверью, рукопожатие знаменитого земляка приносит удачу. 

     

Самый известный персонаж сказок С.Г. Писахова – Сеня Малина, рассказчик и балагур из деревни Уйма, что под Архангельском. Этот северный Мюнхгаузен есть отражение таких ярких черт характера северянина, как неиссякаемый оптимизм, трудолюбие и смекалка. Скульптурный образ разудалого архангельского мужика верхом на огромной рыбине, в валенках, расстёгнутом полушубке, в шапке-ушанке набекрень, тоже можно увидеть на Чумбаровке. Скульптура «Архангельскому мужику» была установлена в 2009 году и может рассматриваться как иллюстрация к сказке «Налим Малиныч».

 

Не менее известным и любимым писателем и сказочником Русского Севера является Борис Викторович Шергин (1893— 1973) – уроженец Архангельска, чья скульптура появилась в городе в 2013 году. Б.В. Шергин искренне любил Север и его жителей, которые стали героями его произведений. Потомственный помор, он изображён как старец-рассказчик: сидит на краешке стула и с увлечением рассказывает волшебную сказку. Рядом с его босыми ногами материализуются места и герои его повествования: лес, православные храмы, студёное море, крестьянские избы, поморские суда, морские звери и птицы и сами люди.

     

Героинями многих северных сказок были женщины, сильные духом, самостоятельные, трудолюбивые поморские жонки. И в 2013 году на проспекте Чумбарова-Лучинского была установлена скульптурная композиция «Русским жёнам — берегиням семейного очага». В центре композиции - статная поморка, в ожидании ушедшего в море мужа прядёт, рядом малыш и кот. Автор памятника отмечает, что Евангелие на коленях женщины – символ её духовной чистоты, нравственного достоинства и веры; кот – символ домовитости и уюта; прялка и веретено – непрерывность семейных традиций. Интересно, что прялка украшена борецкой росписью; центральным элементом этой северной росписи является «Древо жизни» - большой цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Вероятно, это не случайно, ведь женщина и жизнь тесно связаны друг с другом.

 

Есть на Чумбаровке и памятник, отношение которого к региону не так очевидно. В 2015 году перед литературным музеем был торжественно открыт памятник «литератору, которого не было» - Козьме Пруткову, автору сатирических стихов и афоризмов. За основу образа взято «прижизненное» изображение поэта: взлохмаченные волосы, перо в руке. Стоит острослов на пне, у ног вьётся змея – символ едкой сатиры. На этом постаменте можно прочитать его самые известные изречения: «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им!». И всё же в Архангельске Козьма Прутков стоит не случайно: по воле создателей этой литературной мистификации - Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых, - он является уроженцем города Сольвычегодска, сейчас это территория Архангельской области.

 


Если прогулка по пешеходной Чумбаровке может дать представление о литературном Архангельске, то заглянув на набережную в район Северного морского музея можно увидеть бюсты людей, благодаря которым происходило освоение и исследование северных морей. Это, например, Андрей Михайлович Курочкин (1770—1842) – русский кораблестроитель. Под его управлением на Соломбальской верфи в Архангельске построено и спущено на воду 87 судов. Среди них военный парусный бриг «Новая Земля», который в 1821—1824 годах под командованием Ф.П. Литке принимал участие в экспедиции по изучению побережья Кольского полуострова, архипелага Новая Земля и островов Баренцева и Карского морей. И корабль «Азов», прославившийся в Наваринском сражении в 1827 году, награждённый высшей корабельной наградой — кормовым Георгиевским флагом.

               

Архангельск – не только родина северного кораблестроения, но и отправная точка многих арктических экспедиций. На Аллее Славы в честь первопроходцев арктических трасс можно увидеть также бюсты:

·                   Георгия Яковлевича Седова (1877 — 1914) – знаменитого полярного исследователя и гидрографа, ставшего прототипом капитана Татаринова в романе Каверина «Два капитана». Обосновывал необходимость освоения Северного морского пути. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, Новой Земли, Карского моря, устья реки Колымы. В августе 1912 года экспедиция Седова на судне «Святой великомученик Фока» вышла из архангельского порта и направилась к Земле Франца-Иосифа, оттуда собирались отправиться к полюсу. Пережив две тяжёлые зимовки, цингу, сложную ледовую обстановку, экспедиция закончилась трагически, цель достигнута не была, погибла большая часть команды, в том числе и Г.Я.Седов.

·                   Отто Юльевича Шмидта (1891 — 1956) — математика, географа, геофизика, астронома и знаменитого исследователя Севера. В 1929 году на ледокольном пароходе «Седов», во время первой арктической экспедиции, достиг Земли Франца-Иосифа и создал полярную геофизическую обсерваторию. Во время второй экспедиции в 1930 году был открыт целый ряд островов в арктических водах. В 1932 году Шмидт руководил экспедицией, доказавшей возможность пройти весь Северный морской путь от Архангельска до Тихого океана за одну навигацию. Это стало толчком для развития ледокольного судостроения и полярной авиации. В 1933 году командовал драматически завершившейся экспедицией на пароходе «Челюскин», его воля и знания помогли спасти людей, почти пять месяцев дрейфовавших в открытом море.

·                   Владимира Ивановича Воронина (1890 — 1952) — представителя известной династии моряков-поморов, капитана советского ледокольного флота и полярного исследователя. Он начал плавать с восьми лет зуйком на рыбном промысле, окончил Архангельское мореходное училище. И всю жизнь плавал на судах, выполнявших рейсы в Арктике. В 1928 году командовал ледоколом «Георгий Седов», который принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции У. Нобиле. Участвовал в экспедициях Шмидта, был капитаном судов «Александр Сибиряков» и «Челюскин». В годы Великой Отечественной войны на ледоколе «Иосиф Сталин» проводил суда с грузами в Мурманск. До последнего момента своей жизни он водил ледокол по Северному морскому пути.

·                   Ивана Дмитриевича Папанина (1894 — 1986) — контр-адмирала, советского исследователя Арктики. В 30-е годы XX века был начальником полярных станций на Земле Франца-Иосифа и на Мысе Челюскин, возглавлял первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». В 40-е годы работал начальником Главсевморпути.

Автор всех пяти работ – скульптор Размик Мурадян. Установленные в 1984 году к четырёхсотлетию Архангельска, бюсты кораблестроителям, капитанам, исследователям визуализируют и персонифицируют чрезвычайно интересную историю освоения Арктики, делая её более понятной для зрителей.

 

Памятники, посвящённые духовной жизни Севера

История Русского Севера тесно связана с православием. Величественные монастыри, каменные и деревянные храмы и в наши дни притягивают паломников со всех регионов России. По понятной причине в советский период памятников духовно-религиозной тематики в городе не было. С 2008 года в Российской федерации, с благословения Русской православной церкви, стал отмечаться новый праздник – День семьи, любви и верности. А с 2009 года в рамках общероссийской программы «В кругу семьи» в разных городах нашей страны стали устанавливаться скульптурные группы, посвящённые святым благоверным Петру и Февронии Муромским, православным покровителям семьи и брака. На сегодняшний день установлены памятники уже в 60 городах. Архангельск – второй после Мурома город, где появилась такая скульптура. Примечательно, что проект памятника, созданного Константином Чернявским, оказался востребованным и в других городах России. Установленная 28 июня 2009 года рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы скульптурная группа призвана создать положительный образ семейных ценностей, любви и преданности в браке.

 

Закончить рассказ о памятниках хотелось бы скульптурой, которая может считаться духовной защитницей города. Небесным покровителем Архангельска, изображённым на его гербе, является Архангел Михаил. Его скульптурное изображение появилось в городе в 2002 году перед зданием Архангельской и Холмогорской епархии на Ильинской улице. Скульптор Алексей Благовестов изобразил Архангела Михаила в виде красивого крылатого юноши в доспехах. В одной руке ангела - поднятый вверх меч, в другой – опущенные к земле ножны. Одновременно изящный и воинственный, Архистратиг готов защитить город и горожан от любых бед и несчастий.

Архангел Михаил 

За последние пятнадцать лет количество памятников в Архангельске значительно увеличилось, расширилась и их тематика. До 1917 года только памятники Петру I и М.В. Ломоносову украшали улицы северного города. В советском Архангельске скульптура отдавала дань уважения событиям интервенции, Гражданской и Великой Отечественной войн. В середине 80-х годов XX века впервые скульптура обратилась к теме освоения Севера и Арктики. Памятники нашего века более разнообразны – это уже не только история, но и культура. Памятники советской эпохи отличаются особой монументальностью, официальностью и торжественностью. В XXI веке скульптура как бы приблизилась к горожанам, у некоторых памятников нет постаментов, к ним можно подойти и потрогать. Особую камерность приобретают даже некоторые скульптуры, посвящённые трагическим событиям Великой Отечественной. В Архангельске почти нет случайных памятников, все они так или иначе имеют отношение именно к этому городу или области. Большинство памятников расположены в центре Архангельска и на набережной Северной Двины, это очень удобно для туристов, но местные жители хотели бы иметь интересные скульптурные объекты и в других районах города. История и культура Архангельского Севера так интересны и многообразны, что потенциал выбора новых тем и образов для городской скульптуры почти безграничен.

Автор: Е.Ю.Колебакина, к.и.н., доцент кафедры культурологи и религиоведения ВШСГНиМК, САФУ им. М.В. Ломоносова.

Фотографии автора.


Комментарии