Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Непереборимая в ужасах своих природа постановила преграду рвению моему

Непереборимая в ужасах своих природа постановила преграду рвению моему
20 Января, 2018, 15:00
Комментарии
Поделиться в соцсетях


Город Архангельск по праву считается «воротами в Арктику». Именно здесь в XVIII – XX веках готовились многие морские арктические экспедиции. Внимание исследователей всегда привлекал архипелаг Новая Земля. Первые карты архипелага были составлены голландскими экспедициями ещё в конце XVI века. Государственные экспедиции с русскими исследователями стали отправляться в путешествие лишь в XVII веке. Однако все существовавшие карты Новой Земли содержали массу ошибок. Лишь в 1766 году было совершено успешное путешествие кормщиком Яковом Чиракиным, который открыл пролив Маточкин Шар и, тем самым, проход из Баренцева моря в Карское. После этого было снаряжено ещё несколько экспедиций на Новую Землю (экспедиция Ф. Розмыслова, Г. Поспелова и В. Лудлова).


К сожалению, далеко не все из них изучены надлежащим образом. Например, забыты те, что не достигли результата. Одна из них – экспедиция на Новую Землю 1819 года под руководством лейтенанта Андрея Петровича Лазарева. Подготовка этого арктического похода проходила в Архангельске. Изучить ход подготовительных работ и действия данной экспедиции представляется возможным благодаря делу № 7 из Фонда № 23 Государственного Архива Архангельской Области (ГААО). Документ назван: «Описание экспедиции лейтенанта Лазарева на Новую Землю в 1819 году».

Андрей Петрович Лазарев – русский вице-адмирал, исследователь Арктики. Родился он в 1787 году в семье правителя Владимирского наместничества Петра Гавриловича Лазарева, у которого было три сына: Андрей, Михаил и Алексей. В истории российского флота более известен младший брат Андрея Петровича – русский флотоводец, мореплаватель, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды Михаил Петрович Лазарев.

Андрей Петрович проходил обучение в Морском кадетском корпусе, который окончил в 1804 году. Окончив курс, в течение пяти с половиной лет находился в морских кампаниях. На катере «Гонец» плавал между Кронштадтом и Ригою, после чего на фрегате «Автроил» перешёл из Кронштадта на Корфу. В 1805 и 1806 гг. плавал на том же фрегате в Средиземном и Адриатическом морях. Участвовал во взятии крепости Курцола. В 1806 г. за обучение гардемарин наукам получил от адмиралтейств-коллегии секстан при похвальном листе. 10 марта 1810 г. произведён в лейтенанты. В 1816 г. – за 18 морских кампаний награжден орденом Св. Георгия IV класса.

В 1819 году лейтенант 11 флотского экипажа А.П. Лазарев по высочайшему повелению императора Александра I был назначен командиром экспедиции и брига «Новая Земля». 19 апреля 1819 года Андрей Петрович прибыл в город на Двине. Ему было пожаловано 1500 рублей, а всем членам экспедиции - «двойные порционы». Экспедиции, снаряжённой правительством, надлежало описать земли в Ледовитом океане, точнее – берега архипелага Новая Земля. 10 февраля 1819 года морской министр маркиз Жан Батист (Иван Иванович) де Траверсе писал главному командиру Архангельского порта контр-адмиралу Алексею Фёдоровичу Клокачёву, что считает необходимым провести осмотр и описать часть Новой Земли, «столь мало ещё известной», а потому просил доставить о ней сведения. Следует отметить, что маркизом де Траверсе в этом же году другой брат – Михаил Петрович Лазарев – был отправлен совместно с Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном в экспедицию «для открытия возможной близости Антарктического полюса». Как известно, экспедиция Беллинсгаузена – Лазарева в 1820 году подошла вплотную к архипелагу – будущей Антарктиде, и назвала его в честь морского министра «архипелагом Траверсе».

Таким образом, в один и тот же год два брата были отправлены в морские походы в противоположные стороны света. Перед экспедицией Андрея Петровича Лазарева была поставлена задача: выяснить, «нет ли на Новой Земле по западную сторону какой-либо гавани, чтобы зимовать там с возможностью добычи дров». Членам экспедиции было предписано отправиться в море, но на период зимовки возвратиться в реку Печору и продолжить «описание сухопутным путём по льду, когда весною дни значительно прибавятся».

Бриг, на котором планировалось отправиться в рейс и проводить исследование, был заложен 4 декабря 1817 года; строительство вёл корабельный мастер А.М. Курочкин. Спущен на воду летом 1819 года, бриг вошёл в состав Беломорского флота. Как следует из архивного документа, до экспедиции бриг именовался «Кетти», однако для исследований в Арктике его переименовали в «Новую Землю». Причём в распоряжение командира экспедиции бриг был предоставлен в плохом состоянии, недостаточно оснащённый, нуждавшийся в ремонте. Уже данный факт предопределял, что выполнение обширной программы, данной руководством, было делом нереальным.

Лейтенанту Лазареву дана была инструкция из двенадцати пунктов, в которой были наставления соблюдать Правила Морского устава относительно предстоящего плавания, содержались «правила сохранения здоровья команды», предписывалось заботиться о сохранности провианта и присылать в Коллегию рапорты. Кроме того, в документе содержалось упоминание о дружеских отношениях со всеми европейскими державами и необходимости оказывать «вспомоществование» встречным купеческим кораблям. Несколько раз в инструкции повторялось наставление вести «Шнуровую Книгу» и напоминалось «об усердном исполнении всего по указам и уставам в виду пользы службы». Данный документ был выдан Государственной Адмиралтейской коллегией 5 мая 1819 года.

Экспедиции А.П. Лазарева следовало «идти по Белому морю к Колгуеву острову, чтобы определить его долготу, далее определить долготу и широту Южной части Новой Земли, отправив туда морских офицеров, «чтобы описали берега». После того бригу следовало идти к западной части Новой Земли к Маточкину Шару, через Шар пройти на Восточную сторону в Карское море и дойти до Белого острова, лежащего у Обской губы, дабы определить там широту Карского моря. Далее – сделать «покушение» к Северу «столько далеко, сколько будут позволять льды» и попытаться определить, возможно ли обойти Северную часть Новой Земли, чтобы выйти к Северу-западу». Интересно, что на листе, содержащем описание маршрута экспедиции, позднее кем-то были сделаны пометы. В примечаниях было написано: «Задача не слишком легкая. Она и по ныне не выполнена (описание данной экспедиции сделано в 1861 году)».

Экспедиция состояла из 40 человек, в числе которых были 3 лейтенанта, 30 матросов, мичман, штаб-лекарь, боцман, 2 квартирмейстера, 3 штурманских помощника, бомбардир. Бриг «Новая Земля» 10 июня 1819 года «вступил в паруса» и вышел из Архангельска. 16 июня был достигнут мыс Канин нос. А.П. Лазарев полагал, что идти этим путём лучше, «чем бороться со льдами у Святого Носа и подвергаться бурям Норд-Капа». У острова Колгуева, северных берегов материка и в Чешкой губе исследователи обнаружили твёрдо стоявший лёд.

«Густая мрачность воздуха и беспрерывные туманы неоднократно подвергали бриг опасности», - вспоминали путешественники. Во время плавания между льдами средняя температура была не выше полутора градусов, а нередко и 1 градус мороза. «Влажность и сырость воздуха вредоносно влияли на здоровье плавателей». В скором времени на бриге было 9 больных членов команды. Пробившись сквозь лёд, экспедиция 19 июля 1819 года «неожиданно наконец увидала» берега Новой Земли. Но идти было невозможно, лёд был всё крепче, член команды слабели: «у матросов немели конечности, стеснение в груди мешало дышать, ломота поясницы не позволяла двигаться без сильной боли». А.П. Лазарев писал в отчёте о ходе экспедиции: «25 июля двинулись к Маточкину шару, но и это оказалось безуспешно, лёд не позволял продвигаться. Далее команду ждала якорная стоянка. Но северный ветер наносил всё больше льдин, поэтому стоянка не затянулась. Об описании берегов не могло идти и речи. Удовольствоваться приходилось лишь определением данного места, определением долготы и широты».


В августе руководители похода, осознавая, что «пробираться дальше не было сил», приняли решение идти назад. 12 августа бриг достиг мыса Канин нос. Температура здесь была выше и «способствовала к поправлению здоровья». Однако в Белом море влажность, туманы, сильный ветер опять вредно сказались на здоровье членов команды. В экспедиции уже погибло три человека. А.П. Лазарев вспоминал, что «половина матросов лежала в койках. Припасы кончались. Кое-как достигли порта 4 сентября». Таким образом, мореплаватели вернулись из похода, не до конца выполнив поставленные перед ними задачи. Тем не менее, в ходе путешествия исследователи отмечали широты и долготу пройденного пути.

Несмотря на неудачу похода, в честь руководителя исследовательской экспедиции Андрея Петровича Лазарева были названы горы и мыс на юге Новой Земли. Мыс назван в честь Лазарева в 1833 году начальником Новоземельной экспедиции 1831-1833 гг., подпоручиком КФШ П.К. Пахтусовым. Горы названы комиссией СГЭ под председательством Н.И. Евгенова в 1925 г. Впоследствии Андрей Петрович, сравнивая антарктическую экспедицию брата Михаила и свою арктическую, писал: «В то время, когда товарищи мои, пролетев роскошные берега Европы, наслаждались богатствами натуры в благословенных климатах Бразилии и Перу, знакомились с миролюбивыми жителями Южного моря, видели разнообразие нравов, обычаев, одежды и даже самих лиц человеческих, — одни лишь косматые медведи представлялись глазам нашим, и ежеминутно грозившие нам ледяные исполины туманов отнимали силы в людях и наносили им болезни; но всего прискорбнее для меня то, что ничем непреоборимая в ужасах своих Природа постановила преграду рвению моему вполне оправдать лестную для меня доверенность Начальства, которая главнее всего и дороже всех почестей». Но главной причиной неудачи экспедиции является плохая её организация Морским министерством.

Задачи, которые были возложены на экспедицию А.П.Лазарева 1819 года, частично смогли выполнить члены команды следующего брига «Новая Земля». В 1821 году на архипелаг на вновь выстроенном бриге с тем же названием была отправлена экспедиция лейтенанта Фёдора Петровича Литке – русского мореплавателя, будущего адмирала и президента Академии наук. В 1821—1824 годах в ходе самостоятельных научных экспедиций на бриге «Новая Земля» Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегам Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. В 1828 году была опубликована книга Ф.П. Литке «Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821—1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире.


Впоследствии, ещё на протяжении долгого времени, архипелаг являлся лакомым куском для исследователей Арктики. К ним можно отнести командиров экспедиций на Новую Землю П.К. Пахтусова, прапорщика А.К. Цивольки, вице-адмирала К.Н. Посьета и многих других. Благодаря им Новая Земля перестала быть белым пятном на карте мира, каким была до того времени.

Однако несмотря на то, что экспедиция Андрея Петровича Лазарева в 1819 году не смогла полностью выполнить свои задачи в связи со многими негативными факторами (сильные ветра, непроходимые льды, суровый климат, различные болезни и недуги участников экспедиции, бессилие моряков в преодолении толстого льда, плохая организация экспедиции Морским министерством), она продемонстрировала стойкость и мужество русских моряков. Кроме того, данная экспедиция является важной страницей в истории Архангельска как центра подготовки экспедиций в Арктику.


Автор: Никита Хребтов,
студент Северного арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова, Архангельск

Комментарии