Сейчас в Арктике:
Северное сияние

Путешествие по зимнику: Нарьян-Мар - Сыктывкар

Путешествие по зимнику: Нарьян-Мар - Сыктывкар
19 Февраля, 2019, 10:55
Комментарии
Поделиться в соцсетях


Не хочешь прокатиться до Сыктывкара? Такой вопрос мне задали мои коллеги, собираясь в путь для съёмок сюжета про строительство дороги Нарьян-Мар – Сыктывкар. Недолго думая, даю ответ: «Хочу!».

Сборы в дорогу, протяжённость которой в одну сторону составляет 1 100 км, а время в пути, при хорошем раскладе, семнадцать часов, требуются тщательные. Но так как моё решение оказалось спонтанным, по-быстрому готовлю самую тёплую одежду и пару бутербродов, термос в спешке не нахожу, поэтому надеюсь на коллег. Они до Сыктывкара едут уже не первый раз, да и вообще по зимним дорогам путешествуют много, так что и термосы хорошие имеют, и обо всём остальном уж точно позаботились.

В путь оправляемся в восемь часов утра – как говорится, со светом. На градуснике – 35 градусов, в машине жара, в такой лютый мороз она прогревалась всю ночь. Перед тем как выехать на зимник, который связывает Ненецкий автономный округ и республику Коми, заезжаем на заправку на выезде из Нарьян-Мара, ведь в следующий раз заправиться сможем почти через 200 км. Полный бак есть, и мы стартуем. На выезде из города информационный стенд сообщает: «Дорога по зимнику открыта для всех видов транспорта». Сначала проходим так называемую отсыпку. Это часть дороги до республики Коми, которую начали строить со стороны Ненецкого округа почти двадцать лет назад. Протяжённость отсыпки – 80 км. Сильные морозы и отсутствие ветра со снегом уже не одну неделю сделали своё дело: не дорога, а полноценное шоссе. Пролетаем гравийную отсыпку за один час и выезжаем на сам зимник. 

Зимник – это временная зимняя дорога, с конца декабря и до весны служащая единственной транспортной артерией, по которой наземным путём можно выбраться из Ненецкого округа на «большую землю». Зимник строится после того, как подписывается профильным департаментом распоряжение о разрешении движения по тундре транспортных средств. В другое время передвигаться по ранимой тундре на тяжёлой технике нельзя. Основным подрядчиком строительства зимней автодороги является ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой», на субподряде работают ООО «Стройуниверсал» и Усинское ДРСУ. В этом году на строительство временной трассы из окружной казны направлено 12,6 млн рублей, ещё 84 млн рублей НАО выделит на его содержание. По условиям контракта, при благоприятных погодных условиях зимник будет работать до 25 апреля. Зимник не зря называют "дорогой жизни". Зимой он крайне необходим. 

Строительство – особенная процедура. Дорожники укатывают и укладывают снежную трассу. Заливают её водой, гладят «гитарами» - это специальное приспособление в виде огромного железного тяжёлого пласта, чтобы как следует уплотнить полотно. Также устанавливают светоотражающие вешки, они стоят через каждые пятьдесят метров. Двигаясь вперёд, на эти вешки внимания никто не обращает, дорога отличная, поэтому идём быстро. А вот на обратном пути вешки для нас стали настоящим спасением. Почему – расскажу чуть позже. Также на зимнике имеется три дорожно-ремонтных пункта (ДРП), они созданы для того, чтобы водители смогли передохнуть, в одном из ДРП, в тёплом балке принять пищу или попить чай. Также ДРП служит базой для самих дорожников. Там сконцентрирована вся техника, работающая на зимнике.

ДРП


На зимнике, в снежно-ледяном безмолвии, вся романтика севера. Впервые в этом году встречаем солнце. В городе из-за домов его не видно, солнце ещё не поднимается высоко. А там, на безмолвных просторах тундры, солнце разливается по небу акварелью, а на небе появляется ещё и радуга или солнечное гало – удивительное явление. Чаще всего оно наблюдается в морозную погоду и при повышенной влажности. Солнечный луч, проходя через ледяные кристаллы, парящие в воздухе, преломляется и образует дугу или радугу вокруг светила.

 Гало


Зимник «пролетаем» быстро. Никаких трудностей не возникло, и это хорошо. Останавливаемся рядом с местом стройки дороги Нарьян-Мар – Усинск – это 160-й км от Нарьян-Мара. Та самая отсыпка, о которой я говорила ранее, - кусок этого долгостроя. Стоит отметить: в этом сезоне протяжённость автозимника сократилась и составляет не 86 км, как раньше, а 70,9 км (без отсыпки). Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию IV участка строящейся круглогодичной автодороги Нарьян-Мар – Усинск.

Строительство межрегиональной транспортной артерии – дороги Нарьян-Мар – Усинск – началось ещё в 1991 году. К 2004 году было построено два участка (Нарьян-Мар – река Лая-Вож, протяжённостью 82,5 км, и посёлок Харьягинский – граница Ненецкого автономного округа – 37,9 км). В 2008 году стройку заморозили. Одна из причин – передача полномочий из Ненецкого округа в Архангельскую область. Но в 2015 году возобновили. Поделили всю дорогу на участки. Начали с четвёртого, протяжённостью пятнадцать километров. Его, к слову, уже ввели в эксплуатацию. Сейчас ведётся строительство третьего участка. Это ещё пятнадцать километров будущей круглогодичной дороги. К его строительству Усинское ДРСУ приступило в январе 2018 года, закончить собирается в конце сентября 2019 года. Отмечу, что сооружение дороги ведётся при софинансировании: из бюджета Ненецкого автономного округа и федерального бюджета. Затем последует строительство первого и второго участков. Со сроком сдачи – 2022 год.

 Строительство 3-го участка дороги


Строящаяся дорога Нарьян-Мар – Усинск – один из участков дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар. В границах республики – 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому стоит задача разрозненные участки соединить в одну дорогу. И многое уже сделано.

- В 2008 году был построен участок 38,1 километра от посёлка Керки до реки Кабанты-Вис.

- В 2010 году построили участок дороги от реки Кабанты-Вис до посёлка Малая Пера – 23,2 километра. Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ.

- В 2013 году была введена в строй дорога между посёлками Керки и Малая Пера.

- В 2014 году было завершено строительство дороги на участке Каджером – Чикшино – 21,82 километра в Печорском районе.

- В 2017 году была закончена реконструкция участка Малая Пера – Ираёль протяженностью 34,489 километра.

- В октябре 2018 года состоялось официальное открытие дорожного движения на участке Ираель – Каджером.

Для завершения строительства дороги на территории республики Коми необходимо построить ещё порядка сорока км автодороги и мост через реку Печору в районе Усть-Усы. В настоящий момент отсутствие моста доставляет немало трудностей. Так, два года подряд из-за тёплой погоды переправу открывают только в середине января, а это для жителей Ненецкого округа равняется транспортной блокаде – невозможности выехать на «большую землю», а также завозить по зимнику продовольствие для нужд Ненецкого округа.

Альтернативный вариант – железная дорога до Усинска – остаётся невостребованным. Слишком дорого пользоваться услугами «железки», отмечают предприниматели. Чтобы возвести постоянную переправу через реку Печору и реконструировать сорокакилометровый участок, необходимо порядка 17 млрд рублей. С просьбой выделить данные средства власти республики Коми обратились в Минстрой России.

***

Пройдя все вышеперечисленные участки, к часу ночи добираемся до Сыктывкара. Ночёвка, день на прогулки по городу и по магазинам, особенно по оптовым базам за продуктами, ведь цены от нарьянмарских отличаются в разы. (Например, коробка молока 1 л в Сыктывкаре на оптовой базе стоит от 30 рублей, когда в Нарьян-Маре за литр такого же молока можно отдать почти 100 рублей. Упаковка из 4-х йогуртов в Сыктывкаре стоит 25 рублей, в Нарьян-Маре столько же отдаём за одну баночку. Средства для мытья посуды в Нарьян-Маре стоят 150 рублей за 0,5, в Сыктывкаре 79 рублей за 1 литр, и т.д.) Заполнив багажник, стартуем домой.

В обратный путь из Сыктывкара отправляемся в полдень. Идём по маршруту без каких-либо инцидентов, разговаривая о животных, которые могут проживать в лесах Коми. 

Дорога Сыктывкар - Ухта


И эти самые животные не заставляют себя долго ждать. Внезапно перед нами на дороге появляется лось. В сумерках замечаем его в пятидесяти метрах, не более. Скорость на спидометре – 100 км/ч. Принимать решение о торможении приходится экстренно. Лось не ходит задом, значит, самый безопасный способ объезда – с правой стороны, но за этим лосем – ещё один и обочина, не пройдём. Рискуем и направляем автомобиль перед сохатым. Благо машина «умная», аккуратно успеваем остановиться в миллиметре от зверя, который, к нашему счастью, просто стоял поперек полосы, и не было встречных машин. Коленки трясутся, но мы, не останавливаясь и не оглядываясь, мчим дальше. Теперь уже обращая пристальное внимание на дорожные знаки с изображением оленя. Больше сохатых не встречаем. Но разговоры об этом случае не утихают. Дабы перевести дух, останавливаемся в придорожном кафе.

Кстати, кафешек у дороги немного, но купить, например, кофе можно и на заправке. Обед в кафе обошёлся в 240 рублей – за солянку, пюре из картошки с куриным филе и морс. Вкусно, дёшево и сытно.

Отобедав, едем дальше. За новыми приключениями. Они нас поджидали на участке от Кожвы (республика Коми) до переправы через Усть-Усу. Дорога проходит по лесу, неожиданно для себя встречаем там двоих мужчин. Откуда они в глухой тайге, с фонариком на лбу? Задав вопрос самим себе, ответ получаем через несколько секунд, понимая, что нашу дорогу перегородил снегоход «Буран» с санями. Он стоит от обочины до обочины. Не обойти. Опять же умелое торможение и хорошая реакция водителя «Бурана». Всё закончилось благополучно, разъехались. И вновь переведя дух, едем дальше.

Следующая остановка – помощь автомобилисту, который съехал с дороги. Пожилой мужчина признаётся: впервые решил проехать от Ухты до Усинска, дорогу не знает, поэтому и слетел с неё. Как результат – поломка автомобиля: что-то с рулевым управлением, передним левым колесом и левой передней дверью. Говорит, что помощи эвакуатора ждёт с 18 часов, между тем на часах – 22.00. Эвакуатор мы встретили позднее и успокоились. Мужчине скоро помогут.

Следующие переживания нас поджидали после переправы через Усть-Усу. Издалека замечаем множество оранжевых огоньков: «Камазы» стоят друг за другом, выстроившись в длинную очередь. Понимаем, что произошла авария. В такой можно застрять не на один час. «Камазы», поднимаясь в горку, часто не справляются, и автомобиль, откатываясь назад, не может выехать без помощи крана. Ждут все, но мы нашли лазейку и проехали рядом с местом сошедшего с трассы «Камаза». Большегрузы такой манёвр совершить не могут, поэтому ожидают. А мы держим путь дальше.

IMG_1243.JPG


Наша следующая плановая остановка – на Харьяге, для заправки. Двигаясь по дороге, замечаем усилившийся ветер, определяем по качающимся деревьям. Но внимания на это не обращаем, главное, что не метель. До заправки доходим к двум часам ночи. Ещё рывок длительностью четыре часа – и мы должны быть в Нарьян-Маре. Но... Не тут-то было.

Выезжая на зимник, понимаем: там метель. Видимость нулевая, но под фарами ещё видно дорогу – правда, только под носом, но мы едем. Тем более что шлагбаум перед въездом на зимник открыт и никаких предупреждений о том, что ехать нельзя, – нет. Ориентируемся в пустынной тундре по вешкам. Только в тот момент я узнала, что вешки, которые установлены с правой стороны, имеют красные отражатели, с левой – белые. Между ними и проходит дорога. Благо, зимник ещё не успело замести, снег с пролитой почти до ледяной корки дороги сносит. По пути встречаем «Камазы», которые даже ночью возят песок на строящуюся дорогу, и водовозки, они даже в метель не перестают проливать трассу. За два часа преодолеваем более пятидесяти километров. Останавливаемся на ДРП, но решения переночевать там не принимаем. Едем дальше.

Видимость ухудшилась ещё больше, а дорогу местами начало переметать. В одном из таких перемётов застреваем. Хорошо, что в багажнике лопата, она нас и выручила. Через пару километров после этого – завершение зимника. И закрытый шлагбаум. Но оставаться там, в восьмидесяти километрах от дома, также не решаемся и, вновь рискуя, едем по отсыпке. А она теперь в ужасном состоянии. Сплошные перемёты. Оказывается, не мы одни такие «смелые», а как подумаем потом – и дурные ещё. Застрявшие впереди нас легковушки вытаскиваем и выталкиваем все вместе. Замечаем, на наше счастье, идущий «Камаз». Он стал нашим спасением. Пропустив его вперёд, обеспечили себе практически беспрепятственный проезд. Правда, дорогу, которую «пробивал» большегруз, заметало за считанные секунды, и порой приходилось идти наобум. Ведь светоотражающих вешек на отсыпке уже нет, ориентир держим только по дорожным знакам.

Домой добрались лишь в девять часов утра, к этому моменту метель уже стихла. Закон подлости, думаем мы. Ведь из-за метели зимник у нас занял семь часов, вместо обычных трёх-четырёх.

- Не пожалела, что поехала в Сыктывкар? – спрашивают коллеги.

– Конечно же нет, - держу ответ.

Так что кто хочет экстрима – добро пожаловать!

Дорога

Автор: Мария Владимирова, старший редактор ГБУ НАО «Ненецкая ТРК».

Фотографии автора.

Комментарии