Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Транспортные проблемы Мурманской области и туризм

Транспортные проблемы Мурманской области и туризм
3 Сентября, 2018, 11:13
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Транспорт и логистика – вещи, без которого жизнь на Севере немыслима, или, по крайней мере, очень некомфортна. Это утверждение вполне справедливо для Мурманской области, экономическими стержнями которой являются железная дорога, проложенная в начале XX века через весь Кольский полуостров к незамерзающему порту, параллельная ей шоссейная трасса «Кола», да ещё, пожалуй, хибинские горные производства, тоже на железную дорогу завязанные и без неё бессмысленные. Современный Мурманск – в первую очередь транспортный узел, а уже потом производственные мощности и рыбный порт. Современная Кандалакша – транспортный узел поменьше, но имеющий ключевое значение для Терского берега. А если кто вспомнит про нужды и роль туризма, то для него транспорт - это в принципе условие, без которого любое развитие невозможно. К сожалению, однако, далеко не всё с транспортной составляющей на Мурмане сегодня ладно и благолепно. Хотя, надо признать, её состояние со временем улучшается, но происходит это не равномерно и не всегда достаточно быстро.

Сначала поговорим об авиации. Гражданских аэродромов, достойных упоминания, в области два. Главные воздушные ворота – аэропорт Мурманск, что у посёлка Мурмаши. До ремонта он был камерный и уютный, после перепланировки стал удобным и современным. Через него можно улететь в Москву, Санкт-Петербург и… есть ещё несколько рейсов, особенно в летний сезон, но в целом это все основные направления. Отсутствует регулярное воздушное сообщение с Архангельском. В город на Северной Двине в результате приходится ехать поездом, да ещё и не совсем прямо. Летом не летают малые воздушные суда на Соловецкие острова; чтобы попасть туда, туристам приходится ехать… да, снова по железной дороге до карельской Кеми и затем плыть по Белому морю на судне. Шпицберген? Через Норвегию или через Москву, пожалуйста. Рейсы в какой-то из городов соседних с Мурманской областью стран Скандинавии то появляются в расписании, то вновь растворяются в небытие. Второй же гражданский аэропорт «Хибины», что у города Апатиты в центре Кольского полуострова, пока только развивается, обслуживая в основном лыжный курорт, на удивление неплохо процветший в районе соседнего Кировска. Пожелаем ему успеха, тем более что ставилась амбициозная задача сделать этот аэродром главным для южных районов области. Пока что в расписании Москва, Санкт-Петербург, Анапа и даже Череповец. В аэропорту последнего базируется ООО «Авиапредприятие «Северсталь», авиакомпания, которая выполняет львиную долю хибинских рейсов.

Отдалённые сёла? Вертолёты иногда летают из окрестностей большого саамского села Ловозеро; те, для кого это актуально, умеют попасть на борт, но сетуют, что желательно иметь возможность делать это чаще и дешевле. В настоящее время регулярно производятся вылеты МИ-8 в Краснощелье и, реже, в более отдалённые населённые пункты - справедливости ради, малонаселённые. В само же Ловозеро или расположенную поблизости Ревду можно попасть по автодороге от станции Оленегорск на такси или микроавтобусе. Год назад это иногда происходило очень оригинальным способом: на повороте в сторону Ревды часть пассажиров пересаживали в легковую машину, а минивен вёз остальных дальше. 

Обратимся к теме железнодорожного транспорта. Пригородное пассажирское сообщение в Мурманской области представлено несколькими электричками, которые курсируют между Кандалакшей и городами Карелии и одной, связывающей раз в неделю Мурманск с Апатитами, а затем Апатиты с Кандалакшей. В остальные дни в Апатиты и Кандалакшу возможно доехать только обычными пассажирскими поездами, причём расписание устроено так, что это можно сделать или утром, или вечером с весьма неплохими шансами многочасового ожидания обратного поезда в случае, если вы хотите вернуться в областной центр также железнодорожным транспортом. О ценах я не говорю, плацкарт, в принципе, не слишком отличается в этом плане от междугороднего автобуса. Однако электричка существенно дешевле и останавливается в ряде Богом и людьми почти забытых мест. Кстати, до некоторых станций в предгорьях Хибин, таких как Имандра и Нефелиновые Пески, можно доехать и на обычном поезде. Но не на каждом! Одни составы имеют остановку в одном из этих мест, другие – в другом. Недоучёт этого обстоятельства при планировании туристических походов, бывало, приводил их участников к незапланированным марш-броскам по шпалам. А пассажирских перевозок до Никеля и Мончегорска больше нет. О первом из этих направлений в области весьма сожалеют. Там сообщение прекратилось не так давно и пользовалось определённой популярностью у горожан, грибников, рыбаков и дачников.

Железнодорожный вокзал в Мурманске

Теперь поговорим об общественном транспорте, об упомянутых выше автобусах. Несколько лет назад посёлок Териберка прославился на всю Россию и получил значительную (и заслуженную) популярность среди туристов. Попасть они туда могут автобусом, который ходит не каждый день. То есть, если у вас нет машины, вы можете приехать в Териберку, но уехать назад в Мурманск получится только на том же самом автобусе. Который переночует в поселке, пока вы будете ночевать, очевидно, в одной из териберских гостиниц. Для которых это, конечно, выгодно и удобно. Та же ситуация с посёлком Туманный, который популярным у туристов не стал, но там тоже живут люди. Правда, таких хороших гостиниц там нет. А дороги от развилки в обоих – и териберском, и туманном - случаях грунтовые. С характерным каменно-шуршащим звуком и характерной тряской вибрацией, от которых к моменту прибытия успеваешь изрядно осатанеть. Впрочем, от посёлка Туманный до Дальних Зеленцов, места весьма отдалённого и посещаемого только очень мотивированными и довольно храбрыми людьми, дорога такая, что лучше её сразу признать направлением в тундре. Думаю, российской экономике, выдюжившей прокладку Транссиба и БАМа, строительство шоссе в Сибири и той же трассы «Кола», вполне по силам асфальтировать несколько десятков километров дорог до Териберки и Туманного и сделать нормальную грунтовую дорогу до Дальних Зеленцов и Порчнихи. Придётся ли жить в эту пору прекрасную нынешнему поколению местных жителей и туристов? Надеюсь, что да.

В города и посёлки Мурманской области – Кандалакшу, Оленегорск, Апатиты и Кировск, Верхнетуломский и другие - доехать на автобусе обычно можно без проблем и даже не без комфорта. По Терскому берегу дорога относительно нормального качества есть до Варзуги. В расписании движения автобусов, отправляющихся из Кандалакши, указаны маршруты, в которых она же, Варзуга, выступает самым восточным пунктом, достижимым на общественном транспорте. За ней же дорога весьма условна, хотя иногда любители внедорожников умудряются проехать прямо по литорали, а квадроциклисты – испортить тундру, берег и нервы местным зелёным активистам. Но вот, например, посетить воинские мемориалы Долины Славы (ранее, а вне официальных речей и поныне – Долины Смерти), пользуясь общественным транспортом, затруднительно. Нет, туда можно попасть, высадившись из следующего в Никель микроавтобуса. Но вот уехать обратно в Мурманск, не став за время ожидания жертвой мороза в один сезон и комаров в другой, - будет отдельной задачей. Лично я летом ездил в Долину на такси, что стоило 3000 рублей. Полуострова Средний и Рыбачий, восток полуострова? Почти не освоены, транспортно малодоступны, по большому счёту являются вотчиной военных. Туризм, охоты и рыбалка возможны на разовой основе, договариваться нужно с теми, кто занимается забросками. Цены – дорого. Автобусное сообщение с Норвегией (Киркенес) и Финляндией (Ивало) отдано в частные руки и пользуется популярностью у мурманчан. При этом количество автозаправочных станций между Мурманском и границами с сопредельными странами исчисляется единицами. Потрясающая северная природа, пограничная зона с двумя-тремя досмотрами ещё до границы… и никаких удобств. Это, конечно, уже вопрос частного капитала и частной же инициативы.

Скажем пару слов о морском сообщении. В Мурманской области есть ряд мест, попасть в которые можно практически только на судне. Самое населённое такое место – ЗАТО Островной, что вблизи мыса Святой Нос, разделяющего Баренцево и Белое моря. Это как раз восток Кольского. Дорог туда нет, вертолёты дороги, зависимы от погоды и используются только в экстренных случаях. Кстати, когда я пишу о судне, имеется в виду одно - «Клавдия Еланская». Оно хорошо известно в области именно как единственная реальная связь жителей Островного с внешним миром. «Клавдия» привозит «островитян» в Мурманск, откуда они могут отбыть в отпуск или сделать другие дела, требующие временного отрыва от суровой северной природы и приобщения к благам «материковой» цивилизации. Например, получить медицинские услуги более сложные, чем экстренная помощь и амбулаторное наблюдение, устроить детей учиться или сделать покупки. Все они зависят от расписания рейсов корабля. Единственность этого судна и его почтенный возраст – часть проблемы. К тому же на море бывают сильные шторма, а причал в Островном однажды в этом году уже сломался, сделав причаливание к нему невозможным и надолго отложив возвращение домой оказавшихся в тот момент в Мурманске людей. Думается мне, что технически дорога в Островной по суше возможна. А вот оправдана ли она экономически? И насколько вообще освоение северов должно зависеть от экономики

Кстати, во время своих «длинных» - то есть не до Островного и обратно, а из Баренцева моря в Белое и потом назад - рейсов «Клавдия» доплывает до (мало)населённого пункта Сосновка. Чуть-чуть денег и энергии - и можно было бы организовать головокружительный туристический маршрут вокруг Кольского полуострова, не менее интересный, чем зарубежные круизы по фьордам. Судно могло бы достигать Терского берега, а по нему туристы, уже по суше, - ехать в Кандалакшу, откуда можно вернуться на поезде в Мурманск, либо отправиться домой в Санкт-Петербург и Москву. В настоящее же время обогнуть Кольский полуостров или даже просто увидеть его самую длинную реку Поной – удел немногих экстремалов-одиночек, имеющих или очень много денег или очень много энтузиазма, отчасти их, деньги, заменяющего.

Уделим внимание и теме городского транспорта в областном центре. На мой взгляд, он куда лучше, например, московского или питерского. Почти отсутствуют пробки и давка, троллейбусы, один из маршрутов которых, а именно № 4, вероятно, является самым северным в мире, - красивы, если вы мне позволите это слово, ламповы и как-то очень идут городу.

Городской троллейбус

По общей цене в 28 рублей можно доехать до отдалённых районов Росляково (автобус № 33Р) и Абрам-мыс (автобус № 24). Есть отдельные вопросы к маршрутным такси (точнее, больше к их водителям из южных стран СНГ), однако в условиях Мурманска этот вид транспорта часто можно просто игнорировать. Но одна проблема по-настоящему обескураживает: катер, который раньше ходил в упомянутый выше Абрам-мыс от Морского вокзала в самом центре города, не выполняет рейсы уже несколько лет. В результате, вместо десяти минут пути на катере через весьма неширокий в этом месте Кольский залив, от Мурманска до Абрам-мыса приходится добираться автобусом, который ходит каждый час по маршруту, похожему на перевёрнутую букву П, добираясь сначала до нового моста в южной части города, а затем по другому берегу залива, возвращаясь на «широту» его центра. Маршрут автобуса после такого грандиозного объездного манёвра заканчивается в точке, откуда можно увидеть его, маршрута, начало – на другом берегу залива и в неполных двух километрах от конечной. Длится эта вынужденная экскурсия целый час и удовольствие может доставить разве что неофиту, который совершает её в первый раз в жизни. В нашей стране от Лабытнанги до Салехарда через широкую и норовистую Обь вполне успешно действует паромная переправа, а в межсезонье, когда великая сибирская река непроходима из-за ледохода, её заменяет вертолёт. А здесь - всего несколько сотен метров по прямой от причала до причала через залив в центре города, со снующими по нему без всяких проблем буксирами и спасателями, размещёнными прямо в точке предполагаемого старта переправы. Надо бы вернуть катер, хотя бы как дополнение к автобусам, может быть, за плату побольше. Да и для туризма это было бы очень интересно, ведь вид на Мурманск из Абрам-мыса – лучший в городе, а его скалы, смотровая площадка и установленные на ней самолёты и ракеты выглядят весьма привлекательно. Кстати, сегодня в Абрам-мыс нет даже автобусных экскурсий. Хотя вот, казалось бы, и близко, и интересно.

Автобус в Абрам-мыс на остановке в Мурманске

Коснусь возможно более деликатно ещё одной проблемы, точнее, трудности, которую, как мне видится, довольно легко ликвидировать без больших затрат, одним административным решением. В нашем регионе много ЗАТО и военных баз. Доступ туда, по понятным причинам, ограничен. Закрытым образованием является и большой по областным меркам город Североморск с находящимся рядом с ним посёлком Сафоново. От мурманского вокзала туда регулярно ходят удобные микроавтобусы, но чтобы не быть высаженным из них на контрольно-пропускном пункте нужно иметь пропуск установленного образца. При этом сразу за вышеупомянутым КПП находится поворот в Сафоново, за которым в нескольких сотнях метров на берегу губы (то есть морского залива) расположен большой и красивый музей авиации Северного Флота под открытым небом. Из-за невозможности попасть туда без пропуска он малоизвестен и довольно мало посещаем людьми - не удивлюсь, если по этой же причине убыточен. Думается, наши военные тайны не слишком пострадают, а доходы существенно вырастут, если информация о музее будет доступнее, а его посещение станет возможным без пропуска, с организованной автобусной экскурсией из центра города. Скажем, два раза в день от площади Пять Углов, на которой расположены две большие гостиницы. При грамотной организации от желающих совершить такую экскурсию - даже просто из числа жителей города - отбоя не будет. В конце концов, целый де-факто обособленный от города населённый пункт Росляково удалось изъять у военных и переделать из части ЗАТО в обычный жилой массив, при этом конца света не произошло и наплыва иностранных шпионов не наблюдается. Уверен, что небольшая уступка здравому смыслу в части свободного посещения большого и красивого музея под открытым небом могла бы стать уместным ходом для области, способствуя познавательному отдыху её жителей и гостей и пополняя бюджет.

Музей Авиации     Музей Авиации

Автор: Илья Зимин, Мурманск.

Фотографии автора.

Комментарии