Сейчас в Архангельске

07:37 3 ˚С Погода
18+

Арктическая повестка в Послании Президента Федеральному собранию 1 марта 2018 г.

Путин Послание федеральному собранию Арктика
28 марта, 2018 | 12:49

Арктическая повестка в Послании Президента Федеральному собранию 1 марта 2018 г.

Президент России Владимир Путин 1 марта 2018 года обратился с ежегодным Посланием (далее – Послание) к Федеральному Собранию. Обращение Президента с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом «е» ст. 84 Конституции Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания в силу конституционного статуса Президента, его полномочий, приоритетного места в системе разделения властей и политической практики обладают обязательностью для исполнительной власти и носят рекомендательный характер для законодательной власти. Важно то, что Послания обладают стратегически-направляющей функцией и задают тон развитию всей страны минимум на год. С учётом того, что мы живём в год выборов, - на весь новый президентский срок.

Естественно, что задачи, поставленные Президентом в Послании, актуальны для всей страны и касаются всех её регионов. Однако в данной работе мы посчитали актуальным проанализировать именно те части Послания, которые непосредственно касаются Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ).

Очевидно, что важную часть Послания заняли социальные проблемы страны, которые в силу объективных причин в Арктике более остры. Естественно, реализация этой части Послания, направленной на народосбережение, главным, ключевым фактором которого являются благополучие людей, достаток в российских семьях, сыграет огромную роль в развитии АЗРФ. Конкретные задачи сформулированы в Послании в демографии, продолжительности жизни, жилищной политике, здравоохранении и т.д.


Рис.1 О демографии.


В своём Послании Президент отметил, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной – это преодоление технологического отставания. В настоящее время в мире стремительно нарастает скорость технологических изменений, она идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, эта волна просто захлестнёт, утопит.

Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате – потерю суверенитета. Именно так, а не иначе обстоит дело. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди, а вместе с ними общество будет терять жизнеспособность и энергию развития.

Россия к этому вызову готова, и многие современные инновационные технологии уже начинают внедряться либо готовиться к внедрению и в АЗРФ. С этого года началась реализация новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утверждённой постановлением правительства РФ от 31.08.2017 N 1064 (Далее – Программа). Программа включает в себя три подпрограммы:

  • подпрограмма 1 "Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации"; 
  • подпрограмма 2 "Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике"; 
  • подпрограмма 3 "Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации".

Вот лишь некоторые примеры высокотехнологичных проектов, предполагаемых к реализации в АЗРФ:

  • введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"; 
  • создание мощного атомного ледокольного флота, обеспечивающего безусловный приоритет страны в арктическом морском регионе как в части транспортировки круглогодично по Северному морскому пути углеводородов и высокотехнологичных грузов, так и в обеспечении обороноспособности страны в этом регионе и безопасности арктического судоходства; 
  • создание трёх испытательных полигонов: Западно-Арктического (г. Мурманск), Восточно-Арктического (пос. Тикси) и Ненецкого (Ненецкий автономный округ, побережье Печорского моря), для проведения испытаний и сертификации новых образцов нефтегазового и промышленного оборудования, предназначенного для геологического изучения и промышленного освоения полезных ископаемых.
Реализация таких сложных проектов в суровых условиях Арктики с учётом её хрупкой экосистемы, безусловно, потребует самых высоких технологий, технологий будущего.

Одной из важнейших задач развития страны, сформулированных в Послании, - это на основе Стратегии пространственного развития (на сегодняшний день МЭР России разработана только Концепция стратегии пространственного развития) подготовить комплексный план модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны. Для АЗРФ наличие такого документа актуально, её развитие с существующей инфраструктурой обречено на провал. Все регионы России, а арктические особенно, обладают слаборазвитой дорожной сетью, особенно межрегиональной и региональной. Ярким примером тут является такая многолетняя проблема, как строительство автодороги Нарьян-Мар – Усинск, которая должна соединить НАО и Республику Коми. Поэтому в предстоящие шесть лет необходимо удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, и на эти цели будет направлено более 11 триллионов рублей из всех источников.


….Актуальным для АЗРФ является предложение Президента  реконструировать и расширить сеть региональных аэропортов России, чтобы через шесть лет половина межрегиональных рейсов  выполнялась  напрямую. Ещё в 2017 г. Президент поручил правительству Российской Федерации  обеспечить разработку и утверждение в составе Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года стратегии развития региональных и местных авиаперевозок в Российской Федерации, предусматривающей комплексное и взаимосвязанное решение вопросов развития авиатранспортного комплекса, включая развитие авиационной промышленности, сети авиационной инфраструктуры и авиапредприятий, а также подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров. 


Однако середина текущего десятилетия была хотя и мощной с точки развития региональной авиации, но недостаточной для поддержки местных аэропортов. Необходимо не только непосредственно развивать авиаперевозки, но и стыковки с другими видами транспорта, например, пересадки на самолёты с поездов или автобусов, а также морского или речного транспорта (создание региональных хабов).

- В Послании отмечено, что «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока станет Северный морской путь (СМП). К 2025 году его грузопоток возрастёт в десять раз, до 80 миллионов тонн. Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией».


- Важнейшим фактором развития магистральной инфраструктуры страны и, соответственно, СМП является развитое и с адекватными мощностями портовое хозяйство. В Послании подчёркнута важность его дальнейшего развития. Важную роль в реализации этого направления, на наш взгляд, сыграют «Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утверждённой указом Президента от 20 июля 2017 года N 327, которые предполагают:

  • расширение использования инструментов государственно-частного партнёрства для решения стратегических задач развития экономики и формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в районах базирования Военно-Морского Флота в Мировом океане; 
  • создание в удалённых районах Арктического и Дальневосточного регионов Российской Федерации объектов инфраструктуры двойного назначения в целях обеспечения базирования гражданских судов, кораблей и судов Военно-Морского Флота и органов федеральной службы безопасности.


Важно, что в Послании утверждается: «развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику».

- Для этого уже к 2024 году в стране будет обеспечен практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населённых пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удалённые, небольшие населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников. Недавно Минкомсвязи РФ внесло в правительство РФ окончательный вариант концепции развития спутниковой связи в АЗРФ, которая предлагает создать группировку спутников на высокоэллиптических орбитах для обеспечения связи в Арктике. Общий объём требуемых инвестиций составляет около 90 млрд рублей.

В Послании отмечено, что будут внедрены новые технологии генерации, хранения и передачи энергии. В ближайшие шесть лет в обновление отечественной электроэнергетики планируется привлечь около 1,5 триллиона рублей частных инвестиций. По всей стране на цифровой режим работы должны перейти системы электроэнергетики. С помощью так называемой распределённой генерации будет решён вопрос энергоснабжения отдалённых территорий, что актуально для АЗРФ.

-   В результате, как отмечается в Послании, Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надёжной защиты информационных массивов, так называемых больших данных. России необходимо использовать свои естественные климатические условия, создавать в Арктике инновационные охладительные системы, способные комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения на промышленных объектах. Это могут быть типовые хранилища, охлаждаемые подземным холодом, или морозильные установки с интеллектуальными системами управления, позволяющие рационально комбинировать естественные и искусственные способы охлаждения в зависимости от сезонных климатических условий. В том числе и дата-центры. Создание центров хранения данных или центров обработки данных перспективно в Арктической зоне РФ, т.к. они потребляют огромное количество энергии, во многом благодаря мощным системам охлаждения. Однако холодный арктический климат и постоянная мерзлота помогут уберечь серверы от перегрева. Да и всю потребляемую дата-центром энергию можно будет производить из возобновляемых источников. В настоящее время такие дата-центры активно создаются в циркумполярных странах.

Таким образом, реализация большинства поручений Президента, связанных с развитием АЗРФ и вытекающих из Послания, может быть эффективно выполнена в рамках Программы при соответствующем финансировании. Президент также предложил использовать для финансирования инфраструктурных проектов инфраструктурную ипотеку и специальные инвестиционные контракты.

Хотя об этом не говорится в Послании прямо, одна из главных проблем России – это проблема школьного и вузовского образования, тесно смыкающаяся с проблемами науки и отечественных научных кадров, и именно успехи в этой области, являются основой для преодоления технологического отставания, добиться которого Президент считает одной из основных задач: «Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень "прикладного бакалавриата" по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования, а также организовать центры опережающей профессиональной переподготовки и повышения квалификации для уже работающих граждан». Реформы в организации обучения в институтах и университетах назрели давно. Но нужны люди, которые бы взяли на себя заботу не только о студентах, но и о молодых учёных, и не только о россиянах. Тут надо возродить советский опыт и присмотреться, как это работает в Европе и в Америке.

И поэтому «в полную силу должны заработать мощные научно-образовательные центры. Они будут интегрировать возможности университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний». С учётом специфики АЗРФ, реализация задач в области образования и науки требует особого подхода. Несмотря на наличие признанных научных и образовательных центров в АЗРФ, они достаточно малочисленны и не всегда обладают необходимыми компетенциями. Выходом в данном случае является сетевая организация как образования, так и научных исследований в интересах развития Арктики. Примером может служить ассоциация "Национальный арктический научно-образовательный консорциум", целью деятельности которого является консолидация ресурсов в сфере кадрового и научного обеспечения устойчивого социально-экономического развития и освоения северных и арктических территорий Российской Федерации. Однако необходимо расширение числа его участников и привлечение новых структур для образовательной и научной деятельности в АЗРФ, которые привнесут и создадут новые компетенции для деятельности в Арктике. России также необходимо разработать программу по подготовке специалистов для «Цифровой экономики», а самое главное – создать им условия для работы, с целью сократить или прекратить их эмиграцию. Герман Греф в своём выступлении на Гайдаровском форуме-2018 отметил, что через 10 лет российская экономика будет дополнительно нуждаться в двух миллионах IT-специалистов. Причём это касается не только разработчиков программного обеспечения, но и аналитиков, дизайнеров, системных администраторов, специалистов по базам данных, менеджеров продуктов. Как утолить кадровый голод? Для этого вузам и ссузам уже сейчас нужно дополнительно набирать по 40 тысяч студентов-айтишников ежегодно. Таковы результаты исследования, проведённого Фондом развития интернет-инициатив. Поэтому необходим анализ потребности необходимого количества специалистов и нужных специальностей для работы в АЗРФ.

Реализуя Послание, важно понимать, что полученные результаты не будут иметь большого значения, если при этом пострадает экология страны. И, естественно, проблема экологии является очень актуальной для Арктики, с учетом её ранимой экологии и экологической значимости для России, да и для всего мира. Поэтому предложения Президента ликвидировать городские свалки, улучшить качество питьевой воды, внедрять экологичный транспорт, модернизировать ТЭЦ, развивать ответственное и бережное отношение к природе – несомненно, актуальны для Арктики. Особенно актуальна для Арктики ещё и проблема накопленного экологического ущерба в связи с тем, что системы обращения с отходами в АЗРФ не было практически ни в XX веке, ни в этом, и результаты реализации активной промышленной, хозяйственной и оборонной деятельности, отходы  накапливались в Арктике. Решение проблемы отходов в Арктике возможно при реализации Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 гг. и «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Для этого необходимо создание региональных программ «Развитие системы экотехнопарков», разработанных в соответствии с региональной составляющей Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Ядром этой региональной программы должны стать экотехнопарки. Экотехнопарк представляет собой территорию, где осуществляется взаимодействие производственных и сервисных компаний, стремящихся к повышению экологической и экономической эффективности за счёт сотрудничества в области управления окружающей средой и ресурсами, в том числе энергией, водой и материалами. Работая вместе, бизнес-сообщество ищет коллективную выгоду, которая больше, чем сумма отдельных выгод каждой из компаний, если они будут оптимизировать только свою индивидуальную производительность. Они осуществляют полный цикл обращения с отходами от сортировки до переработки и захоронения. Два таких проекта уже реализует ООО «Управление отходами» в Мурманской и Архангельской областях.

Таким образом, Послание Президента определило широкий круг направлений деятельности по развитию АЗРФ. Конечно, реализация всех этих задач, поставленных Президентом, требует и времени, и средств. Однако выполнение этих проектов возможно – с привлечением внебюджетных средств, с использованием ГЧП и правильной координацией взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом.


Автор: А.М. Воротников, доцент РАНХ и ГС, эксперт Экспертного центра «ПОРА»




далее в рубрике