Арктические бюджеты регионов-2022: общее и особенное. Ч.1. Северо-Запад

Дмитрий Михайличенко
3 Ноября, 2021, 06:42
Арктические бюджеты регионов-2022: общее и особенное. Ч.1. Северо-Запад
Фото: Росэнергоатом


Региональные администрации и заксобрания активно обсуждают и принимают бюджеты субъектов федерации на 2022-2024 гг. Положение в регионах и уровень госдолга различно, равно как и потенциалы субъектов федерации, однако подходящий к своему логическому завершению процесс утверждения бюджетов имеет как свои общие тренды, так и особенности.


Общие тренды

Общим трендом регионального управления является существенный дефицит ресурсов. Поэтому суммарный уровень госдолга регионов – достаточно высокий. По разным оценкам он составляет от 2,6 до 2,8 трлн руб. При этом в 2021 г. федеральный центр ввел жесткую финансовую дисциплину, которая не предполагает масштабного роста госдолга в регионах, особенно дотационных. При этом для многих арктических регионов делаются исключения. 

В целом же, резкого роста госдолга по итогам 2021 г., скорее всего, получится избежать. Тем более, что практика замещения дорогих коммерческих кредитов на более «дешевые» бюджетные активно реализуется. 

В прошлом году регионы резко увеличили (примерно в 1,5-2 раза) свои траты на здравоохранение, чего в отношении 2022 г. пока делать не планируется. Впрочем, возможность увеличения таких трат прогнозируется экспертами, что, ввиду плохой ситуации с ковидом, вполне оправдано. 

Большинство бюджетов арктических регионов позиционируются как социальные, однако значимым элементом позиционирования являются и реализация национальных целей, а также стратегия развития российской Арктики до 2035 г., которая была принята в апреле этого года. 


Кольский п-ов_НИКЕЛЬ_MG_0546.jpg

Фото: Вадим Кантор


Мурманская область

Бюджет – дефицитный. Ожидаемый уровень доходов 103,6 млрд. руб., а расходов – 123,9 млрд. руб. Это достаточно серьезный дефицит, который руководство регионов объясняет необходимостью решения стратегических задач по развитию инфраструктуры Арктики в этом регионе. У губернатора Чибиса в последние месяцы возникли серьезные проблемы в отношениях с контрэлитами региона, что вылилось, в частности, в проблемы с избранием главы администрации Мурманска, однако в целом факт поддержки Чибиса федеральным центром очевиден. 

При этом параметры социального доверия губернатору невысоки, и отчасти поэтому губернатор позиционирует бюджет на 2022 г. как документ, который учитывает пожелания самих жителей. Также значимым элементом позиционирования бюджетных трат является программа «На севере – жить», реализация которой в Мурманской области проходит неоднозначно.


Архангельская область

Региональные власти отчитываются, что уровень доходов региона будет в 2022 г. на 13% выше, чем в текущем году, и составит ок. 113 млрд руб. В качестве важнейшей статьи доходов отмечается поддержка со стороны федерального правительства, средства которого запланированы на реализацию значимых госпрограмм. Бюджет принят со следующими цифрами: 99,6 млрд доходы, а расходы – 109 млрд. Бюджет также дефицитный и во многом схож с параметрами бюджета Мурманской области.


Штрик Вадим sht215082346.JPG

Фото: Вадим Штрик / GeoPhoto


НАО

В крошечном, но богатом Ненецкой автономном округе все примерно так же. Доходы запланированы на уровне 22,3 млрд руб., а расходы на 24,5 млрд. руб. При этом у региона развитая инфраструктура и хорошие показатели социальной политики, что позволяет актуализировать повестку развития в этом субъекте федерации. В нее входит важный параметр – объёмы жилищного строительства, а также модернизация ЖКХ.


Коми

Испытывающая серьезные социально-экономические, в том числе и в аспекте борьбы с ковидом, а также политические сложности Коми также имеет дефицитный бюджет. 84,2 млрд – доходы, а расходы запланированы в размере 92,9 млрд руб. Дефицит составляет 8,7 млрд руб.

В Коми очень сложная ситуация с ковидом, глава республики В. Уйба не исключает возможность продления антиковидных выходных после 7 ноября. При этом при принятии бюджета подчеркивается его социальная направленность.


Карелия

Единственным северо-западным арктическим регионом страны, у которого профицитный бюджет, является Карелия. Доходы бюджета на 2022 г. составляют 68,5 млрд руб., что предполагает профицит в размере 1 млрд руб. Региональная администрация в качестве своего достижения позиционирует рост собственных доходов региона. 


15426966444_24a8f1d46d_o.jpg

Фото: Лаборатория путешествий / Flickr


Общие выводы

В условиях невысокой динамики роста собственных доходов регионов и возрастающего уровня инфляции дефицитные бюджеты регионов – это вынужденная необходимость. Несмотря на ковидокризис в арктических регионах страны, федеральный центр реализует планомерную повестку развития, что вынуждает их занимать и принимать дефицитные бюджеты. 

При этом о резком росте параметров бюджетов говорить не приходится, так как фактический уровень инфляции высок и не позволяет говорить о полноценном восстановлении доковидных показателей арктических регионов Северо-Запада страны.

В отличие от многих регионов центральной России и Сибири, арктическим регионам в основном дозволяется принимать дефицитные бюджеты: им позволяют занимать и брать деньги на развитие и реализацию инфраструктурных проектов, что подчеркивает первостепенную значимость этих субъектов в контексте развития Арктики и ее значения для экономики страны.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике