Арктические инициативы Исландии

Нероссийская Арктика
Дмитрий Михайличенко
10 Мая, 2020, 09:01
Арктические инициативы Исландии
Фото UArctic

Второе председательство (2019-2021 гг.) Исландии в Арктическом Совете проходит экватор (подробнее об Арктическом Совете читайте на GoArctic). Демилитаризированное островное государство с населением свыше 350 тыс. человек ориентировано на распространение своего экологического, туристического опыта, а также предлагает усилить взаимодействие между арктическими странами.

  

Финляндия: что-то удалось, а что-то нет

Председательствовавшая до Исландии в Арктическом Совете Финляндия основные усилия направила на охрану окружающей среды и сохранение биоразнообразия.  Проводилась политика по уменьшению судоходного загрязнения Арктики. Особое внимание финская сторона уделяла пагубному воздействию мазута на окружающую среду (почерк Евросоюза здесь очевиден). Также в 2017-2019 гг. успешно продвигались инициативы по координации работы метеостанций арктических стран. В мае 2019 г. председательство в Арктическом Совете перешло к Исландии. В 2021 г. председательство перейдет к России.

К сожалению, в годы председательства Финляндии впервые за время существования Совета участникам не удалось подписать совместную Декларацию. Это объясняется геополитической напряженностью между некоторыми странами участниками. В частности, США заблокировали проект документа из-за упоминания необходимости совместной работы по решению климатических вопросов. Финляндии также не удалось провести арктический саммит с участием руководителей государств.

В конце ноября 2019 г. министр иностранных дел Исландии Гудлёйгур Тор Тордарсон заявлял о планах проведения Саммита Арктического совета на уровне глав государств в Рейкьявике. Распространение пандемии коронавируса во всем мире пока не помешало этим планам, однако остается не ясным, будет ли проведен такой саммит на высочайшем уровне или нет.


Фото с сайта:  «Icelandreview».

 

Исландия в арктических конфигурациях

 

Положение Исландии в арктической конфигурации своеобразно. По мнению официальных представителей США, в 2012-2017 гг. китайские инвестиции в эту страну составляли около 6 % от среднего ВВП этой небольшой страны. Это делает Исландию одним из прокси игроков Китая в арктической игре. Масштаб проектов, реализующихся в Исландии, посредством китайского посольства в Рейкьявике впечатляет.

 

Здание китайского посольства в Рекъявике Фото с сайта: «is.china-embassy.org»

 

В то же время в военном отношении Исландия полностью зависит от США и НАТО. В сентябре 2019 г. островное государство посетил вице-президент США М. Пенс. В ходе визита было анонсировано инвестирование в инфраструктуру военной базы в Кефлавике, что позволит создать 300 новых рабочих мест для Исландии. Масштаб инвестиций оценивается в 56 млн долл.

Другой значимый фактор. Исландия – единственный член Арктического совета, не имеющей коренного («ingenius» - англ.) арктического населения. Наряду с компактностью острова и отсутствием армии – это сужает возможности влиять на арктическую политику.

Тем не менее, у Исландии есть козыри, способные закрепить за этим государством свою, достаточно, эффективную мягкую силу.

  

Пластик, инфраструктура, туризм и синергия

 

Защита морской арктической среды, развитие альтернативной энергетики, туризм, повышение значимости Арктического совета и развитие инфраструктуры территорий – вот ключевые инициативы Исландии на период председательства.

Исландия уже много лет успешно инвестирует в развитие арктического туризма. В 2018 г. страну посетили 2,2 млн туристов, а в 2019 г. почти 2 млн. чел. Опыт арктического туризма Исландии является передовым и, безусловно, может быть заимствован другими странами.

Небольшому островному государству удалось практически полностью избавиться от мусора на своем острове. Вопросы защиты морской арктической среды для Исландии имеют ключевое значение. Зависимость островной экономики от экспорта рыбы заставляет Исландию уделять повышенное внимание энвайроментализму. 

Фото Еспрессо ТВ

Предложения Исландии основываются на мониторинге пластикового мусора в арктических водах. Имеющиеся исследования показывают высокую концентрацию микропластика в арктических водах. Так, например, в проливе Фрама (между восточной Гренландией и Шпицберген) обнаружено более 12 000 микропластических частичек на литр морского льда. Исландия выражает беспокойство по поводу избыточного содержания пластика в морских водах, который может повлиять на всю биологическую цепочку флоры и фауны в Арктике.

Расширение этой программы требует увеличения финансирования исследовательских проектов в рамках Арктического совета. Исландия продвигает усиления координационных функций Арктического совета и ссылается на совместный опыт стран карибского бассейна по очистке морского пространства от пластика. В конце октября 2020 г. в Рейкьявике планируется проведение международного симпозиума посвященному методам очистки арктических вод от пластика.  Идея синергии стран участников и совместного решения экологических проблем используя инновационные методы будет на симпозиуме краеугольной.

В настоящий момент под руководством Исландии Арктический совет реализует ряд интересных проектов. Среди них проект по поиску эффективных решений для обращения с твердыми отходами. Стоит отметить проект по поиску лучших практик управления отходами в небольших арктических общинах. Также ученые в рамках Арктического совета пытаются понять воздействие пластмассы на миграцию птиц в Арктике. Ранее анонсировалось, что результатом этих проектов станет своеобразный гайд, который будет определять деятельность всех участников арктических государств в экологических вопросах. Формат документа пока не ясен, но очевидно: Исландия хочет существенно откорректировать действующие экологические стандарты арктических стран.

 Независимые эксперты благожелательно настроены к инициативам Исландии в рамках председательства в Арктическом совете. Эти инициативы в основном касаются окружающей среды и туризма, предполагают консолидацию арктических стран и не носят конфронтационный характер.

Похоже, в нынешнее председательство Исландии, в отличии от предыдущего, проходит сдержанно и оснований обвинять Рейкьявик в лоббировании интересов Китая меньше. В то же время в военном и геополитическом плане Исландия в значительной степени зависима от США, однако выбранный умеренный курс председательства также пока не позволяет говорить об избыточном влиянии Вашингтона на председательство Исландии в Арктическом совете.


*** 

 Дмитрий Михайличенко, д-р филос. н.


далее в рубрике