Сейчас в Архангельске

14:02 -7 ˚С Погода
18+

Арктический “Чайнатаун”: зарубежные СМИ об Арктике

Зарубежные СМИ об Арктике

Денис Ивановский
4 февраля, 2020 | 13:59

Арктический “Чайнатаун”: зарубежные СМИ об Арктике
Сингапур в Арктике

Круглогодичное использование Северного морского пути в Арктике - лишь вопрос времени. И к этому обязан присматриваться Сингапур, который числится в списке крупнейших транспортных узлов мира. Об этом пишет международное англоязычное издание The Straits Times.

Сингапур тщательно изучает коммерческую жизнеспособность нового арктического пути - альтернативного маршрута для судов, идущих из Европы в порты Южной Кореи, Японии и Китая. Ожидается, что СМП сократит время в пути на 30 процентов по сравнению с традиционным маршрутом “Суэцкий канал-Малаккский пролив”.

В настоящее время Северный морской путь полноценно открыт только на несколько месяцев в летний период. Однако уменьшение ледяного покрова в Арктике из-за повышения температуры может сделать его судоходным и в более холодные сезоны.

Круглогодичный арктический маршрут неизбежно сократит грузооборот сингапурского порта, который сегодня обслуживает более 130 тысяч судов в год. Издание отмечает, что в начальный период круглогодичного использования СМП маршрут будет использоваться преимущественно для транспортировки углеводородов, в чём особенно заинтересованы Россия, Китай и Япония.
К 2040 году в Сингапуре завершится строительство нового мегапорта, который будет готов обслуживать поток судов, идущих через арктические воды. Помимо этого, у Сингапура откроются новые возможности участия в инфраструктурных арктических проектах. Об этом не раз заявлял и политический истеблишмент страны.

Сингапурская “Sembcorp Marine” уже строит мегасудно для добычи и хранения нефти, которое будет работать в Баренцевом море. Помимо этого, Сингапур зарекомендовал себя в качестве одного из лучших разработчиков и менеджеров портовой инфраструктуры. Это поможет городу включиться в процесс освоения Северного морского пути.

Норвежский “Чайнатаун”

Ежегодно во время празднования Нового года по лунному календарю в норвежском городе Киркенес, в 8 км от российско-норвежской границы, появляется небольшой китайский квартал. Этот городок уже давно стал центром китайского внимания как важный инфраструктурный объект Полярного шёлкового пути, пишет европейское издание Euractiv.

В последнее время на Северном морском пути в Арктике наблюдается взрывной рост трафика, поскольку морской коридор между Китаем и Европой сокращает путь на 40% по сравнению с плаванием по Суэцкому каналу.

Для Китая новый морской арктический маршрут является частью инициативы «Пояса и пути». В 2018 году Пекин выпустил Белую книгу по арктической политике, в которой обязался разрабатывать маршруты морских перевозок в сотрудничестве со всеми сторонами. Поднебесная часто призывает свои компании участвовать в создании инфраструктуры на участке вдоль российского арктического побережья вплоть до Европы. Так, государственная Cosco Shipping Group уже создала опорные пункты в Европе, инвестируя в портовые терминалы, развивать которые не спешили европейские государства. Десять лет назад по Северному морскому пути было отправлено три миллиона тонн грузов, в прошлом году - почти 30 миллионов.

Для таких арктических городов как норвежский Киркенес, экономика которых до сих пор опирается на рыболовство, добычу железной руды и туризм, китайское “вмешательство” в скором будущем может превратить северную Скандинавию в логистический центр и новый крупный торговый коридор между Европой и Азией.

Издание заключает, что сегодня у скандинавских государств открыто окно возможностей для экономического развития Арктики, однако для использования появившегося потенциала необходимо переосмыслить траектории сотрудничества как с Россией, так и в отношении Китая.

Норвегия на пути своего арктического развития приближается к соглашению о зоне свободной торговли с Пекином. Торговые переговоры между станами начались в 2008 году, однако были заморожены после 2010 года, когда норвежский Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию мира китайскому диссиденту. Спустя шесть лет переговоры продолжились и уже в этом году Норвегия и Китай планируют заключить торговое соглашение.

Однако Европа должна быть осторожна. Необходимо понимать, что Арктика - это не Южно-Китайское море. И агрессивное инвестиционное вмешательство Китая никак не должно сказываться на европейских порядках и развитии.

“Северная” война

Арктике необходим новый формат переговорной площадки, в рамках которого стороны могли бы обсуждать вопросы военно-стратегического сотрудничества в регионе. На сегодняшний день существующих международных структур недостаточно для решения военных задач и проблем безопасности, вызванных изменением климата. Об этом сообщает американский портал Defence One.

Десятилетия переговоров по арктической повестке способствовали созданию как небольших локальных, так и таких крупных региональных форумов, как Арктический совет, в рамках которого поднимаются вопросы загрязнения арктических вод и прибрежных территорий, научного сотрудничества, работы спасательных служб и др. Другой формат сотрудничества - международные конференции, на которых формируется дискуссия о проблемах в Заполярье.

Однако такие встречи и институты куда менее успешны при рассмотрении вопросов стратегического характера в регионе. Частично это объясняется тем, что присутствие вооруженных сил часто связано с какой-то важной геополитической проблемой, и, следовательно, такая повестка намеренно избегается. Арктический совет, например, явно исключает любых обсуждений военных вопросов. Форум Арктической береговой охраны посвящен вопросам безопасности, охраны окружающей среды, правоприменения и оперативного реагирования, но не военным операциям.

Существует круглый стол Арктических сил безопасности и ограниченное количество двусторонних или многосторонних площадок по арктической безопасности. Они предоставляют некоторые возможности для взаимодействия, но не обеспечивают согласованности или четкой миссии военных совместных действий в Арктике. Кроме того, Круглый стол сил безопасности в Арктике исключил Россию с 2014 года.

Организация регулярного всестороннего обсуждения вопросов обороны жизненно важна для арктического региона, где наибольшей угрозой безопасности в ближайшей перспективе может быть военный просчет, отмечает издание.
На базе Арктического совета и Форума береговой охраны Арктики эксперты рекомендуют смоделировать круглый стол Арктических сил безопасности, в котором основное внимание будет уделяется инклюзивности, открытому и регулярному многостороннему диалогу и нахождению общих позиций по вопросам политики и военной безопасности. Учитывая его четкую направленность на военные вопросы и прямой подход к диалогу, это, вероятно, может стать лучшим вариантом в ближайшей перспективе. Самым большим препятствием здесь, конечно, станет конкуренция США с России и Китаем.
Кроме этого, Арктический совет или Форум береговой охраны Арктики могут расширить свои полномочия, включив в них арктические региональные военные вопросы. Однако вопросы безопасности настолько деликатны, что их включение может подорвать эффективность этих организаций в выполнении их нынешних миссий.

Денис Ивановский, специально для GoArctic
далее в рубрике