Арктический мост: из Канады с любовью?

Транспорт и логистика Нероссийская Арктика
Владимир Ераносян
27 Июля, 2020 | 04:35
Арктический мост: из Канады с любовью?
Фото: Steve Selden, churchillpolarbears.org

Круглогодичная навигация сблизит Россию и Канаду

Так называемый Арктический мост — сезонный морской путь, который связывает две наши страны, проходя из российского Мурманска к канадскому порту Черчилл — ещё один весомый повод задуматься о возможном канадско-российском тандеме в обход США. Глобальное потепление, похоже, играет в этом смысле на руку обоим государствам, форсируя данные процессы.

Порт Мурманск на берегу Кольского залива занимает четвёртое место в России по объёму перерабатываемых грузов и второе после Санкт-Петербургского морского порта по величине на северо-западе Российской Федерации. При этом с развитием логистики и железнодорожного сообщения перспективы увеличения объёмов могут вырасти на порядок. Канадский порт Черчилл в Гудзоновом заливе— основной морской порт на северном побережье Канады. Он имеет железнодорожную и авиационную связь с остальной частью страны и является северной конечной остановкой Железной дороги Гудзонова залива. Это важнейший логистический хаб в экспорте зерна из Канады к европейским рынкам.

Канаде представляет интерес доставлять своё зерно до Мурманска, связанного Октябрьской железной дорогой не только с Санкт-Петербургом, но и с остальной частью Европы. Существуют и автомобильные маршруты, которые годятся для доставки канадских грузов через Россию, как перевалочный пункт, в Европу.

 

Порт Черчилл. Фото: maritime-executive.com


Пристальный интерес к развитию Арктического моста связан не только с тем, что улучшение навигации неминуемо вследствие потепления. Дело и в вопросах безопасности. Северный флот обладает всеми силами и средствами, чтобы обеспечить конвой судам с любыми грузами, а патрульные ледоколы России могут справиться со льдами в случае, если они всё же встретятся на пути. Следовательно, этот маршрут мог бы служить главным торговым маршрутом между Европой и Америкой, вовсе не преуменьшая роль Северного морского пути. Мало того, разгрузившись в Мурманске, канадские грузы могли бы идти не только в Европу, но и по Северному морскому пути — в юго-восточную Азию, составив альтернативу проходу канадских судов через территориальные воды США.

Открытие торгового маршрута, обозначенного, как Арктический мост, по заявлению Оттавы было обусловлено отступлением арктического льда. Однако даже это заявление не оставляет сомнения, что Канада ищет собственный путь, в обход Соединенным Штатам.

И тут начинается самое странное. В 1997 порт Черчилл был почему-то продан крупному оператору железных дорог из Денвера (США). Неужели у правительства Канады всё же не хватило дальновидности не привлекать к этому перспективному и независимому направлению своего ненасытного соседа? Но дело было сделано. Ничего особенного — ведь считается, что бизнес далёк от политики.

Казалось, что вступившая в права над портом Черчилл в 2004 году американская OmniTRAX действовала в интересах канадских предпринимателей, вступив в переговоры с Мурманской транспортной компанией с целью продвижения концепции Арктического моста. Однако, дело застопорилось на ровном месте.

В то время как Канадская зерновая компания была готова экспортировать 400 тысяч тонн пшеницы в год, владеющий портом Черчилл денверский OmniTRAX заявил, что испытывает затруднения. А первая партия грузов из Мурманска достигла порта Черчилл только в 2007 году. То есть спустя три года после того, как в морском порту сменились владельцы. Скажем откровенно, дела так не делаются. Медлительность в вопросах принятия решений показательная и очень настораживающая.

Никто при этом не обвинил американских владельцев в саботаже и действиях в интересах американского бизнеса. Ведь известно, что иногда в крупном бизнесе бездействие в порту или на предприятии или выкуп порта или завода конкурента являются самыми действенными способами его уничтожить.

 

John Woods, The Canadian Press

 

Канада давно терпела выходки янки

Утверждение о том, что Канада, являясь членом НАТО, может стать одним из локомотивов развития российского Северного морского пути, может на первый взгляд показаться абсурдом. Однако, в контексте намечающегося арктического противостояния, в котором каждый из приарктических игроков преследует исключительно собственные экономические интересы, это утверждение может превратиться в данность.

Ка ни странно, доказательствами данной гипотезы могут служить не только конфузы, которые произошли между американцами и канадцами в связи с несанкционированными появлениями в Северо-Западном проходе, который Канада считает своими внутренними водами, судов США. Хотя и о них стоит напомнить, ибо с этого все начиналось.

Когда в 1968 году на севере Аляски обнаружили огромное нефтяное месторождение, американские бизнесмены тут же начали его освоение. Транспортировка добытой нефти на восточное побережье США могла осуществляться двумя вариантами: либо морем через Северо-западный проход, либо по трубопроводу.

Трубопровод — дело затратное, к тому же его можно было проложить лишь на юго-западный берег Аляски. Недолго думая, янки выбрали первый вариант. Они решили перестроить под новые задачи танкер «Manhattan» 1962 года постройки, на тот момент самое большое торговое судно, сделанное в Америке, длиной 290 метров.

Для работы во льдах корпус танкера усилили, а внутренние помещения и палубные надстройки утеплили. Механизмам также добавили морозоустойчивости. Нос судна укрепили, что отразилось на длине. После кардинальной модернизации танкера, превратившегося в ледокол, она составила 306 метров, ширина также увеличилась на 5 метров.

 

Танкер «Manhattan». Фото: Capt. James McNamara, freightwaves.com


Уже в 1969 году «Manhattan» совершил скандальный рейс через чужие воды в сопровождении полноценного ледокола «John A. Mcdonald» для подстраховки. При этом в главном американцы не подстраховались — юридические тонкости не учли. Причем, столь же безапелляционно янки действовали и спустя пятнадцать лет, когда предприняли новую попытку использования чужих вод в своих целях.

Случаи с проходом по канадским водам без предварительного уведомления Оттавы танкера «Manhattan» в сопровождении ледокола «John A. Mcdonald» в 1969 году и ледокола США «Polar Sea» в 1985 году наделали много шума, но не вывели Канаду из орбиты внешнеполитического курса доминирующего и сильного соседа.

Обида Канады тогда проявилась в официальных заявлениях, однако дальше тихого протеста дело не пошло. Канада после этого по-прежнему участвовала практически во всех «миротворческих миссиях» НАТО.

Поэтому когда мы говорим об изменении позиции Канады до степени согласованной линии с Россией, здесь должна идти речь о чем-то экстраординарном. И сугубо прагматичном.

Возможно ли это в принципе? Смею заверить однозначно — да! Надо признать, что с приходом к власти в США Дональда Трампа и общемировым кризисом, связанным с пандемией COVID-19, коммерческая мотивация в международных политических отношениях стала превалировать.

 

Никитин Ярослав_jnk02140002.jpg  

Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

 

Главный фактор сближения — коммерческий

Близость подходов Канады и России к своим морским трассам, наметившаяся после того, как глобальное потепление сделало своё дело, и льды стаи стремительно таять, высвобождая для торговых судов новые фарватеры, безопасные в навигационном отношении, предполагают взаимодействие двух заинтересованных стран в вопросах суверенитета своих внутренних вод.

Россия исходит из того, что к СМП относятся все пригодные для плавания по этому маршруту акватории арктических морей и частично Северный Ледовитый океан в пределах исключительной экономической зоны России, которая в случае её расширения до внешних границ континентального шельфа может простираться и до Северного полюса. При этом наша страна настаивает не только на своём суверенитете над СМП, но и на полном контроле над национальной транспортной артерией. Канада придерживается той же позиции в отношении своих прав на Северо-Западный проход вдоль своего арктического побережья.

Что показательно, в США с одинаковой аргументацией оспариваются позиции как России, так и Канады. В этом Соединенные Штаты поддерживает ряд неарктических стран, выступающих за интернационализацию прав на использование и Северного морского пути, и Северо-Западного прохода, придание им статуса нейтральных вод, что обеспечит свободу мореплавания по этому маршруту.

Россия уже поставила законодательную точку в этом вопросе, четко зафиксировав исключительные права на использование Северного морского пути, отвергая трансграничный подход и заявления властей США о том, что проливы на маршруте СМП должны быть признаны международными с правом свободного транзита.

Канада, казалось бы, сделала то же самое, по аналогии с Россией. Но оглядка на могущественного соседа всё же до сих пор ощущается. Значит ли это, что проамериканское лобби способно смягчить трепетную позицию Канады в отношении своих внутренних вод и открыть шлюзы для «наглых янки»? Вряд ли. Тогда как будут действовать канадцы? Намного тоньше. Примерно так, как Оттава вела себя на Кубе, где канадский бизнес уже давно обосновался прочно. В обход США.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике