Сейчас в Архангельске

17:01 15 ˚С Погода
18+

Арктический СПГ в России и мире

Экспорт, судостроение, господдержка и перспективы

Полезные ископаемые СПГ
Мария Кутузова
24 августа, 2023 | 15:43

Арктический СПГ в России и мире
Фото: kees torn / Flickr / CC BY-SA 2.0


Газовый экспорт высоких широт

«НОВАТЭК» сообщил о завершении очередного этапа подготовки к запуску проекта «Арктик СПГ 2» на Гыдане. В компании рассказали об успешной установке производственной линии сжижения газа на подготовленное морское основание гравитационного типа в акватории терминала «Утренний» – первой очереди крупнотоннажного завода «Арктик СПГ 2». Специалисты «НОВАТЭКа» подключают технологическую линию к береговым объектам добычи газа для завершения пуско-наладки и запуска производства СПГ. 

Проект, рассчитанный на производство 20 млн тонн сжиженного природного газа в год, должен стартовать в конце 2023 года и выйти на полную мощность к 2026 году. Продукция «Арктик СПГ 2» рассчитана на поставки на международные рынки с использованием газовозов ледового класса, а также перевалочных терминалов в Мурманске и на Камчатке. Партнерами «НОВАТЭКа» являются китайские CNOOC и CNPC, французская TotalEnergies, японские Mitsui Group и Jogmec. По информации CNOOC, все участники проекта продолжают его финансирование в обычном режиме, и его реализация идет в соответствии с ранее заявленным планом.

По информации «НОВАТЭКа», в отличие от «Ямал СПГ» «Арктик СПГ 2» предусматривает реализацию сжиженного природного газа партнерами в зависимости от их доли в проекте. В частности, японские компании рассчитывают на поставки до 2 млн тонн в год (10% от производственных объемов).


arktik-spg2.jpg

Фото: ПАО «Новатэк» / «Ямал-Медиа»


Судостроение для Арктики

В конце июля на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае на воду спущены первый нефтяной танкер-челнок ледового класса Arc6 и танкер-газовоз класса Arc7. Танкер «Валентин Пикуль», построенный по заказу «Роснефтефлота», предназначен для перевозки нефти. Ледокольный газовоз «Сергей Витте» стал третьим по счету таким судном, построенным в интересах «НОВАТЭКа» для проекта «Арктики СПГ 2». 

На первых двух судах серии «Алексей Косыгин» и «Петр Столыпин», уже спущенных на воду, ведутся достроечные работы.

«Балтийский завод» в августе начал строительство пятого атомного ледокола серии проекта 22220. На судостроительном предприятии прошла церемония начала резки металла, которая будет использована в корпусе будущего ледокола, который обеспечит проводку судов в высоких широтах российской Арктики. Балтийский завод реализует долгосрочный план развития до 2030 года, нацеленный на модернизацию производства и увеличение рабочих мест. Сейчас на верфях предприятия идет строительство двух атомных ледоколов из серии 22220: «Якутия» и «Чукотка». 

Как отмечают на «Балтийском заводе», реализованные проекты строительства атомных ледоколов этой серии («Арктика», «Сибирь» и «Урал») позволили ввести в эксплуатацию самые большие и мощные ледокольные суда в мире.

Недавно российское правительство продлило программу субсидирования кредитов и договоров лизинга на покупку речных и морских судов российского производства до конца 2025 года.

Реализуемая стратегия на поддержку судостроения стала одной из главных мер, способствовавших развитию отечественных верфей. Расширена программа гражданского судостроения до 2035 года, всего предусмотрено строительство порядка 1 тысячи судов.

В этом году принято решение о финансировании 260 судов в 2023-2027 годах с использованием средств ФНБ. Эти меры должны стимулировать освоение шельфовых проектов в высоких широтах. Арктическая зона рассматривается как наиболее перспективная ресурсная база для экспортных проектов.


gazovoz.jpg

Танкер-челнок «Валентин Пикуль» и танкер-газовоз «Сергей Витте». Фото: Судостроительный комплекс «Звезда»

   

Господдержка производства арктического газа в Норвегии

Электрификация СПГ-проекта «Белоснежка» (Snøhvit) обойдется норвежцам в 1 млрд долларов. Норвегия утвердила план национальной нефтяной компании Equinor по подключению крупнейшего в Западной Европе СПГ-завода в арктическом Хаммерфесте к национальной энергосистеме. Ранее норвежский парламент отклонил этот проект из-за сопротивления местного населения. Однако Equinor удалось его протолкнуть, утверждая, что его реализация поможет Норвегии сократить выбросы, а также содействует строительной индустрии в создании новых рабочих мест.

Арктический СПГ-завод на побережье Баренцева моря лидирует по объемам эмиссии углекислого газа в Скандинавии. Эффект от реализации плана подключения завода к национальной энергосистеме приведет к сокращению выбросов в Норвегии на 2%. Однако поставки электроэнергии приведут к тому, что на завод по производству сжиженного природного газа в Хаммерфесте придется большая часть доступного в регионе электричества. 

Проект Snøhvit Future включает новый план разработки и эксплуатации арктических газовых запасов, а также модернизацию завода в Хаммерфесте. Equinor вместе с партнерами в этом арктическом проекте (компаниями Petoro, Neptune Energy, TotalEnergies и Wintershall Dea) инвестируют в Snøhvit Future 1,28 млрд долларов США. Как утверждают в компании, в долгосрочной перспективе проект укрепит позиции Норвегии в качестве надежного поставщика газа, добываемого с очень низким уровнем выбросов парниковых газов.

hammerfest.jpg

Хаммерфест. Фото: Ole Jørgen Bratland / © Equinor


Перспективы СПГ в США

В Соединенных Штатах продолжается противостояние экологических групп проекту Alaska LNG. В августе Sierra Club и Центр биологического разнообразия подали в суд на федеральное правительство за одобрение экспорта сжиженного природного газа с Северного склона Аляски на азиатские рынки. Инвестиции в Alaska LNG мощностью 20 млн т СПГ в год составят 38,7 млрд долларов. 

Предполагается разработать крупные месторождения метана в американской Арктике. Согласно планам, большая часть добываемого газа пойдет на экспорт в виде сжиженного природного газа с терминала в заливе Кука на азиатские рынки.

Несмотря на климатическую ориентацию администрации Байдена, США в последние годы одобрили реализацию крупномасштабных и многомиллиардных экспортных проектов производства сжиженного природного газа, что должно поддержать нефтегазодобывающие компании, работающие на американских сланцевых месторождениях.


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике