Арктический СПГ в России и мире
Экспорт, судостроение, господдержка и перспективы

Фото: kees torn / Flickr / CC BY-SA 2.0
Газовый экспорт высоких широт
«НОВАТЭК» сообщил о завершении очередного этапа подготовки к запуску проекта «Арктик СПГ 2» на Гыдане. В компании рассказали об успешной установке производственной линии сжижения газа на подготовленное морское основание гравитационного типа в акватории терминала «Утренний» – первой очереди крупнотоннажного завода «Арктик СПГ 2». Специалисты «НОВАТЭКа» подключают технологическую линию к береговым объектам добычи газа для завершения пуско-наладки и запуска производства СПГ.
Проект, рассчитанный на производство 20 млн тонн сжиженного природного газа в год, должен стартовать в конце 2023 года и выйти на полную мощность к 2026 году. Продукция «Арктик СПГ 2» рассчитана на поставки на международные рынки с использованием газовозов ледового класса, а также перевалочных терминалов в Мурманске и на Камчатке. Партнерами «НОВАТЭКа» являются китайские CNOOC и CNPC, французская TotalEnergies, японские Mitsui Group и Jogmec. По информации CNOOC, все участники проекта продолжают его финансирование в обычном режиме, и его реализация идет в соответствии с ранее заявленным планом.
Фото: ПАО «Новатэк» / «Ямал-Медиа»
Судостроение для Арктики
В конце июля на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае на воду спущены первый нефтяной танкер-челнок ледового класса Arc6 и танкер-газовоз класса Arc7. Танкер «Валентин Пикуль», построенный по заказу «Роснефтефлота», предназначен для перевозки нефти. Ледокольный газовоз «Сергей Витте» стал третьим по счету таким судном, построенным в интересах «НОВАТЭКа» для проекта «Арктики СПГ 2».
На первых двух судах серии «Алексей Косыгин» и «Петр Столыпин», уже спущенных на воду, ведутся достроечные работы.
Как отмечают на «Балтийском заводе», реализованные проекты строительства атомных ледоколов этой серии («Арктика», «Сибирь» и «Урал») позволили ввести в эксплуатацию самые большие и мощные ледокольные суда в мире.
Реализуемая стратегия на поддержку судостроения стала одной из главных мер, способствовавших развитию отечественных верфей. Расширена программа гражданского судостроения до 2035 года, всего предусмотрено строительство порядка 1 тысячи судов.
Танкер-челнок «Валентин Пикуль» и танкер-газовоз «Сергей Витте». Фото: Судостроительный комплекс «Звезда»
Господдержка производства арктического газа в Норвегии
Электрификация СПГ-проекта «Белоснежка» (Snøhvit) обойдется норвежцам в 1 млрд долларов. Норвегия утвердила план национальной нефтяной компании Equinor по подключению крупнейшего в Западной Европе СПГ-завода в арктическом Хаммерфесте к национальной энергосистеме. Ранее норвежский парламент отклонил этот проект из-за сопротивления местного населения. Однако Equinor удалось его протолкнуть, утверждая, что его реализация поможет Норвегии сократить выбросы, а также содействует строительной индустрии в создании новых рабочих мест.
Арктический СПГ-завод на побережье Баренцева моря лидирует по объемам эмиссии углекислого газа в Скандинавии. Эффект от реализации плана подключения завода к национальной энергосистеме приведет к сокращению выбросов в Норвегии на 2%. Однако поставки электроэнергии приведут к тому, что на завод по производству сжиженного природного газа в Хаммерфесте придется большая часть доступного в регионе электричества.
Проект Snøhvit Future включает новый план разработки и эксплуатации арктических газовых запасов, а также модернизацию завода в Хаммерфесте. Equinor вместе с партнерами в этом арктическом проекте (компаниями Petoro, Neptune Energy, TotalEnergies и Wintershall Dea) инвестируют в Snøhvit Future 1,28 млрд долларов США. Как утверждают в компании, в долгосрочной перспективе проект укрепит позиции Норвегии в качестве надежного поставщика газа, добываемого с очень низким уровнем выбросов парниковых газов.
Хаммерфест. Фото: Ole Jørgen Bratland / © Equinor
Перспективы СПГ в США
В Соединенных Штатах продолжается противостояние экологических групп проекту Alaska LNG. В августе Sierra Club и Центр биологического разнообразия подали в суд на федеральное правительство за одобрение экспорта сжиженного природного газа с Северного склона Аляски на азиатские рынки. Инвестиции в Alaska LNG мощностью 20 млн т СПГ в год составят 38,7 млрд долларов.
Предполагается разработать крупные месторождения метана в американской Арктике. Согласно планам, большая часть добываемого газа пойдет на экспорт в виде сжиженного природного газа с терминала в заливе Кука на азиатские рынки.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic