Арктический спутник и подводные лодки Заполярья

Нероссийская Арктика Наука
Денис Ивановский
22 Июня, 2020 | 02:22
Арктический спутник и подводные лодки Заполярья
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto


Китайский арктический спутник

Китайское издание «Синьхуа» (Xinhua) рассказало о покорении космоса Китаем в целях освоения Арктики.

Китайский спутник приступил к своей миссии по наблюдению за Арктикой после того, как в течение девяти месяцев вращался вокруг Земли. Ожидается, что космическая станция «Ice Pathfinder» полностью исследует Арктику в течение семи дней.

Первоначально «Ice Pathfinder» был запущен в сентябре 2019 года для наблюдения за антарктическими льдами. За год работы было собрано более одной тысячи изображений Южного полюса.

Спутник полярных наблюдений был разработан учеными Пекинского педагогического университета и Коммунистического университета трудящихся Китая. Данный спутник обеспечивает наблюдение на широте в 85 градусов в Северном и Южном полушариях.

Другие спутники, например, серия американских станций «Landsat», работают преимущественно по 82,5 градусу северной и южной широт. Китайский полярный спутник имеет более широкий охват и сможет помочь устранить недостаток данных наблюдений в полярных регионах, отмечает издание.

В прошлом китайские учёные проводили полярные исследования по большей части на основе данных, собранных судами и исследовательскими станциями. Использование спутниковых технологий дистанционного зондирования позволит Пекину отслеживать и получать изображения и данные в труднодоступных районах.

Чтобы улучшить возможности полярных наблюдений, исследовательская команда, разрабатывавшая спутник «Ice Pathfinder», совместно с Китайской аэрокосмической научно-технологической корпорацией, производящей спутники и ракеты, разрабатывают мини-радар с синтезированной апертурой для полярных регионов. Эта технология позволяет получать радиолокационные изображения земной поверхности и находящихся на ней объектов независимо от метеорологических условий и уровня естественной освещенности.

 

Спутник «Ice Pathfinder». Фото: chinadailyhk.com

 

Как в Арктике всплывают подводные лодки

О том, как живётся подводным лодкам в Арктике, рассказало международное деловое издание «Business Insider».

Как сами подводные лодки, используемые в арктических условиях, так и их экипажи работают в особых условиях. А это значит, что и подготовка кораблей и военнослужащих ведётся в особом режиме – ведь им придётся подниматься прямо сквозь чрезвычайно тяжёлые слои льда.

Дело в том, что процесс вертикального всплытия не является той техникой, к которой готовят обычных подводников. Подробностями подготовки арктического подводного экипажа поделился командир американской подводной лодки «Connecticut» Кэмерон Альджилани. Его корабль в 2020 году принял участие в ледовых манёврах, которые завершили двухгодичный непрерывный цикл учений военно-морского флота США. И как раз самая интересная особенность прошедших упражнений – всплытие через слои льда.

Арктический лёд обеспечивает скрытие подводных лодок, защищая их от самолётов-разведчиков. Но подводные корабли должны пробивать этот лёд для выхода на связь, запуска ракет и поддержки наземной деятельности на континенте.

В американском флоте арктическим подводным плаванием занимаются подводные лодки типа «Сивулф». Эти атомные корабли были построены в конце 1990-х годов. Такие подводные лодки имеют специальный укреплённый киль, чтобы пробивать толстый арктический лёд. Такой же укреплённый киль делают и на более современных американских подводных лодках. При этом у каждого класса кораблей свой максимальный порог пробития толщи дна. Существует максимальное количество льда, через которое каждая подводная лодка может всплыть.

Арктические подводные лодки также имеют различные типы эхолотов, а также другие датчики и видеосистемы для оценки толщи и типа льда. Сонар, направленный вверх, позволяет команде найти ледяной купол относительно подводной лодки и обнаружить участки с открытой водой или участки минимальной толщины. Как только многообещающее место найдено, подводная лодка поднимается выше, кружась вокруг одной точки для уточнения площади и толщины льда. Как только экипаж найдёт центр области всплытия, субмарина останавливается и зависает, готовясь к вертикальному всплытию. При этом поднимается лодка очень медленно – со скоростью несколько сантиметров в минуту.

Лодка приледняется двумя точками, носом и рубкой. При этом корма (задняя часть корпуса корабля) уходит вниз. Задача командира при всплытии – не повредить рули и винты, которые находятся как раз на корме.

Подводная лодка в таких операциях работает не одна, ей помогают специализированные центры. В США такой ледовый центр расположен в Сан-Диего (Калифорния). Специалисты центра предоставляют информацию, необходимую для определения подходящих мест арктического вскрытия.

далее в рубрике