Арктический «Терминатор» для войны и мира

Вооруженные силы Транспорт и логистика
Владимир Ераносян
20 Июля, 2020, 05:24
Арктический «Терминатор» для войны и мира
Фото: Улан-Удэнский авиационный завод


О военной версии вертолёта-штурмовика

Заинтересованность зарубежных стран, проявляющих экономический интерес к арктическому региону, в вертолётах двойного назначения российского производства, способных выполнять задачи не только для гражданских служб, но и для специальных подразделений вооруженных сил, очевидна. Кто не хочет обзавестись передовой техникой!

Во-первых, наши вертолеты дешевле в сравнении с зарубежными аналогами, во-вторых, легки в управлении и проверены временем, а в-третьих, наши производители предоставляют весь спектр услуг по обслуживанию летательных аппаратов после их покупки.

Однако военная версия арктического летательного штурмовика вряд ли будет доступной всем! Пока новая машина выполняет задачи в арктической зоне ответственности ТОФ.

Ми-8АМТШ-ВА, имеющий ряд конструктивных особенностей, обеспечивает его эксплуатацию даже при 60-градусном морозе. Средства для разогрева горячих пайков и воды пригодятся нашему десанту. Новые средства связи и пилотажно-навигационное оборудование позволят в автоматическом режиме осуществить полёт по заранее проложенному маршруту и выйти на заданную точку в любых метеоусловиях.

И хотя понятно желание авиационных заводов, входящих в холдинг «Вертолёты России», которые производят эту востребованную продукцию и ищут рынки сбыта в том числе за рубежом, в расширении предложения на рынке, всё же очевидно, что из двух ипостасей своего назначения торговать производителям проще гражданской версией. Хотя о союзниках России в данном утверждении речь не идет.

Когда по информации ТАСС стало известно, что Улан-Удэнский авиазавод планирует производить на экспорт военно-транспортный вертолёт Ми-8АМТШ-ВА, созданный для работы в условиях Арктики, ряд экспертов, связанных с военно-промышленным комплексом, усомнились в том, что список стран, которые получат возможность приобретать вертолёты, поставляемые в Минобороны РФ, не будет ограничен.

Одно дело — поставлять вертолёт Ми-8АМТШ в силовые структуры России и дружественных стран. И совсем другое — передавать эту усовершенствованную технику конкурентам по арктическому региону. Никто не чинит препятствия руководству завода, проходящему все формальности для поставок машины и на экспорт. Но уже сейчас ясно, что не все желающие получат возможность обзавестись столь уникальным авиапарком.

Ещё в конце 2016 года российской арктической версией вертолета Ми-8АМТШ заинтересовался Китай, ряд других стран, а также Аргентина. И, похоже, у этих стран шанс приобрести первый арктический «Терминатор», уже не раз успевший с конца 2015 года проявить себя при выполнении задач для Минобороны РФ, есть.

Ми-8АМТШ-ВА был создан на базе последней модификации военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ-В. Она отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» с увеличенной мощностью и автоматической системой контроля. Также её отличает более мощная вспомогательная силовая установка, усиленная трансмиссия и обновлённая авионика. Но главный конёк арктического «Терминатора» — конечно, приспособленность для эксплуатации в условиях низких температур.

 


Фото: Улан-Удэнский авиационный завод


Гражданская версия – первая ласточка уже в полете

После того, как УУАЗ выпустил первый гражданский арктический вертолёт Ми-8АМТ, прошедший процедуру приёмки независимой инспекции Росавиации, стало понятно, что Улан-Удэнский авиационный завод всё же не собирается раскрывать военные секреты грозного арктического штурмовика, а предлагает зарубежным странам (естественно, думая прежде всего об отечественных заказчиках) гражданский вертолёт Ми-8АМТ в арктическом исполнении.

Новая «вертушка» заведётся, даже если борт длительное время находился в условиях безангарного базирования, попросту говоря — на открытом воздухе. Национальным центром вертолётостроения «Миль и Камов» разработана уникальная система подогрева агрегатов трансмиссии. Благодаря ей возможен оперативный запуск двигателей при крайне низких температурах.

Улучшенная теплозащита грузовой кабины и специальные теплоизоляционные шторы в сдвижной двери и створках кабины заметны не только пилоту, но и пассажиру.

Специальные чехлы для защиты от низких температур, морозоустойчивые тефлоновые шланги вместо резиновых — перечислить всё, что предусмотрели конструкторы для использования вертолётов в Арктике, в одном материале не получится.

Обеспечение эксплуатантов надёжной и современной вертолётной техникой всегда было приоритетом холдинга «Вертолёты России». Но, похоже, сейчас ракурс обзора направлен именно на освоение арктического региона. Предприниматели чуют «золотую жилу». Может быть, именно поэтому активизировались переговоры с рядом потенциальных российских заказчиков, которые уже увидели, что первый вертолёт, который оснащён дополнительными топливными баками, позволяющими летать на большие расстояния, что несказанно важно для малонаселённых северных районов, сдан в эксплуатацию, а значит — конвейер легко запустить.

 


Фото: Алексей Паньшин/ТАСС


Основные характеристики арктического трудяги

Из основных ТТХ, озвученных пресс-службой УУАЗ: дальность полёта арктического Ми-8АМТ составляет до 1400 км, продолжительность полёта — более 7 часов, установлена система аварийного приводнения для полётов над обширной водной поверхностью (специфика арктической зоны). Машина оснащена специальным комплексом пилотажно-навигационного оборудования.

В характерных для Арктики условиях малоориентирной местности и полярной ночи, суровой погодной обстановки и даже пропадания спутниковых сигналов, радиосвязи, это оборудование незаменимо. В наличии навигационные системы определения местоположения вертолёта, локатор с горизонтальной и вертикальной развёрткой данных о метеообстановке, цифровой автопилот, радиостанции с широким диапазоном частот. Машина в автоматическом режиме выполняет висение и заход на посадку, чем может существенно снижаться нагрузка на экипаж, а это в свою очередь способствует повышению безопасности полёта.

Ясно, что вертолёт будет востребован для обслуживания объектов топливно-энергетического комплекса, для санитарной авиации, нужд полярных экспедиций. В контексте улучшения логистики он может помочь в организации транспортного сообщения.

Можно констатировать, что отечественные конструкторы и предприниматели нашли выход, чтобы уникальные боевые качества арктического «Терминатора» помогли и нашей экономике. Новейший арктический транспортно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ-ВА, поступивший на вооружение одной из авиабаз морской авиации российского флота, совершивший в общей сложности 6 перелётов протяженностью более 4 тыс. км, действительно в своей гражданской реинкарнации способен стать и «рабочей лошадкой» Арктики.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике